Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО
Оценка 4.8

Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
другое
18.11.2024
Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО
В статье описывается опыт использования цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации как эффективного способа передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка дошкольного возраста
Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО-конвертирован.docx

Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО

 

Наталия Геннадьевна

Метлева

 воспитатель МАДОУ

«Детский сад «Парма» г.Перми

 

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования.

Принятие приоритетного национального проекта «Образование» и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» способствует внедрению информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование, что позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информационно-коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации. Подразумевается использование:

  информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение);

  информационных носителей (DVD, CD, флэш-памяти);

  мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.);

           аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски).

Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольной образовательной организации:

  средство развития и воспитания ребенка;

  средство интерактивного обучения;

  средство мониторинга за усвоением программы.

Цифровые  образовательные  ресурсы   –   это   учебные   материалы,   для   воспроизведения которых используются электронные устройства (ПК, магнитофон, DVD – плеер). Цифровые образовательные ресурсы являются средством информационно-коммуникационных  технологий.  К  ним относятся: аудиовизуальный ряд, презентации, развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, компьютерные игры для индивидуальной работы с ребёнком.

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры.

Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». Выбор  компьютерных  игровых  средств  играет  важную  роль  для использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития


психических процессов: внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа Хауз", Alisa Studio.

Использование педагогами цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

По  сравнению  с  традиционными  формами  воспитания  и  обучения   компьютер   обладает   рядом преимуществ:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

  компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

  компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

       постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

   компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

  компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Внедрение информационно - коммуникационных технологий ставит перед педагогами дошкольной образовательной     организации    задачу     –  использовать цифровые                образовательные             ресурсы                                     в образовательном процессе, а это значит, стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр и

сделать цифровые образовательные ресурсы средством интерактивного обучения.

Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр. Для решения этой задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами,  ресурсами  глобальной  компьютерной  сети   Интернет   для   того,   чтобы   каждый   мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Цифровые образовательные ресурсы как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Использование цифровых образовательных ресурсов, как средств информационно- коммуникационных технологий, можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Особенности использования цифровых                                                                             образовательных                   ресурсов              в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

Проблема информатизации и непосредственно связанная с ней компьютеризация образования является одной из глобальных проблем современного мира. Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной


проблемы. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием цифровых образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации образовательного процесса и повышении его качества большую помощь педагогам дошкольной образовательной организации оказывают цифровые образовательные ресурсы.

Понимая   необходимость   учета    целостности    восприятия    дошкольниками    окружающего мира педагогам дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.

Непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может                                                 обеспечить использование цифровых                      образовательных                                                ресурсов,                        которое делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя цифровые образовательные ресурсы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное:

    качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением;

     количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В образовательном процессе используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов:

  фотографии

  плакаты

  презентации

  видеофрагменты

  видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

  компьютерные игры обучающие и развивающие.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Мультимедийные презентации могут быть использованы:

     для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).

    как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).

  для контроля знаний.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  дети легче усваивают различные понятия;

  быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

  тренируется внимание и память;

  раньше овладевают чтением и письмом;

  активно пополняется словарный запас;

  формируется тончайшая координация движений глаз;

  воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

  развивается воображение и творческие способности;

  развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе способствует вовлечению дошкольников в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Развивающий


эффект цифровых образовательных ресурсов зависит от их дизайна, доступности и соответствия уровню развития и интереса дошкольника. Цифровые образовательные ресурсы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.

Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – это мощные технические средства обучения и развития дошкольников, которые предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.


 

Использование ЦОР в педагогическом процессе

Использование ЦОР в педагогическом процессе

Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа

Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа

Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием цифровых образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг

Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием цифровых образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг

Цифровые образовательные ресурсы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность

Цифровые образовательные ресурсы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2024