Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО
Наталия Геннадьевна
Метлева
воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Парма» г.Перми
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования.
Принятие приоритетного национального проекта «Образование» и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» способствует внедрению информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование, что позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно-коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации. Подразумевается использование:
– информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение);
– информационных носителей (DVD, CD, флэш-памяти);
– мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.);
– аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски).
Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольной образовательной организации:
– средство развития и воспитания ребенка;
– средство интерактивного обучения;
– средство мониторинга за усвоением программы.
Цифровые образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства (ПК, магнитофон, DVD – плеер). Цифровые образовательные ресурсы являются средством информационно-коммуникационных технологий. К ним относятся: аудиовизуальный ряд, презентации, развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, компьютерные игры для индивидуальной работы с ребёнком.
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры.
Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития
психических процессов: внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа Хауз", Alisa Studio.
Использование педагогами цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения компьютер обладает рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
– компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
– компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
– компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Внедрение информационно - коммуникационных технологий ставит перед педагогами дошкольной образовательной организации задачу – использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе, а это значит, стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр и
сделать цифровые образовательные ресурсы средством интерактивного обучения.
Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр. Для решения этой задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Цифровые образовательные ресурсы как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Использование цифровых образовательных ресурсов, как средств информационно- коммуникационных технологий, можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Проблема информатизации и непосредственно связанная с ней компьютеризация образования является одной из глобальных проблем современного мира. Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной
проблемы. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием цифровых образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации образовательного процесса и повышении его качества большую помощь педагогам дошкольной образовательной организации оказывают цифровые образовательные ресурсы.
Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира педагогам дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.
Непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить использование цифровых образовательных ресурсов, которое делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя цифровые образовательные ресурсы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное:
– качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением;
– количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В образовательном процессе используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов:
– фотографии
– плакаты
– презентации
– видеофрагменты
– видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.
– компьютерные игры обучающие и развивающие.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Мультимедийные презентации могут быть использованы:
– для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).
– как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).
– для контроля знаний.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
– дети легче усваивают различные понятия;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
– тренируется внимание и память;
– раньше овладевают чтением и письмом;
– активно пополняется словарный запас;
– формируется тончайшая координация движений глаз;
– воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
– развивается воображение и творческие способности;
– развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе способствует вовлечению дошкольников в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Развивающий
эффект цифровых образовательных ресурсов зависит от их дизайна, доступности и соответствия уровню развития и интереса дошкольника. Цифровые образовательные ресурсы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – это мощные технические средства обучения и развития дошкольников, которые предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.