Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе

  • Научно-исследовательская работа
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе преподавания предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История», «Иностранный язык», внеклассной работы и дополнительного образования. Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности. Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Поэтому не вызывает сомнений, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, так как духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи. В связи с резким ухудшением духовно-нравственного состояния подрастающего поколения и отсутствием четко очерченных положительных ориентиров жизни для молодежи важнейшей задачей современной образовательной системы является создание в образовательных организациях любого типа благоприятных условий для духовного-нравственного воспитания обучающихся средствами всех изучаемых предметов. Богатейшим потенциалом в этом отношении обладает такие учебные дисциплины, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Иностранный язык», «История». Постоянная коммуникация, изучение культуры других народов, разнообразная тематика уроков располагают к формированию у обучающихся таких важных базовых качеств личности, как духовность, нравственность и патриотичность. Материал методических рекомендаций может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками, организаторами школ, работающими по духовно–нравственному воспитанию.
Иконка файла материала Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Калининский район
630900, г. Новосибирск, ул. Новоуральская 11/3
Тел/факс. 274-79-39, e-mail:
mbou_sch34@mail.ru

 

Номер работы: 63919.1.4.2025

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №34

____________ Тимошенко С.Н.

(подпись, печать)

 

Методические рекомендации

«Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе»

(8-18 лет,  с 2 по 11 классы)

Автор работы:

Адам Ольга Александровна,
                                                                                       учитель немецкого языка
                                                                 первой квалификационной категории
                                                                                                                  МБОУ СОШ №34

 

 

 

 

 

 

город Новосибирск

Новосибирская

Новосибирская

helga.adam@yandex.ru

89965456424

 

2025 г.

Аннотация

Данная разработка посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе преподавания предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История», «Иностранный язык», внеклассной работы и дополнительного образования.

Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности. Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Поэтому не вызывает сомнений, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, так как духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.

В связи с резким ухудшением духовно-нравственного состояния подрастающего поколения и отсутствием четко очерченных положительных ориентиров жизни для молодежи важнейшей задачей современной образовательной системы является создание в образовательных организациях любого типа благоприятных условий для духовного-нравственного воспитания обучающихся средствами всех изучаемых предметов. Богатейшим потенциалом в этом отношении обладает такие учебные дисциплины, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Иностранный язык», «История». Постоянная коммуникация, изучение культуры других народов, разнообразная тематика уроков располагают к формированию у обучающихся таких важных базовых качеств личности, как духовность, нравственность и патриотичность. 

Материал методических рекомендаций может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками, организаторами школ, работающими по духовно–нравственному воспитанию.









Содержание

Введение

1.    Духовно-нравственное воспитание на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики»

2.    Духовно-нравственное воспитание на уроках «Иностранный язык».

3.    Духовно-нравственное воспитание на уроках «Истории».

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце. В программе должно быть четко определено, что наш питомец будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, борьбой и что отвергать, презирать, против чего бороться. Для достижения воспитательных целей одинаково важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность, какие идейные влияния он испытывает»

В. А. Сухомлинский

«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

Д. С. Лихачёв

Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими основами, структурой, целями и способами реализации.В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают   вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Перед педагогами встают вопросы: чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

В настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуальны вопросы формирования нравственности, духовности, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России», разработанной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций. Значительно снизилась ценность людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения относится к категории проблем, которые не теряют своей актуальности в любую эпоху. Сегодня наиболее остро стоит проблема возрождения и сохранения культурных традиций, воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения. Современные учёные, психологи, педагоги – практики (Т.И.Петракова, И.В. Метлик, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, О.Л. Янушкявичене и др.) отмечают роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в сохранении и развитии духовности современного общества.

Следовательно, современное общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и особенными чертами личности: добротой, щедростью души, толерантностью, способностью строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Задача формирования такой личности возложена на современное образование, прежде всего на школу.Признанием важности духовно-нравственного воспитания школьников является внедрение в учебные планы предметов: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Нормативно-правовойосновойвведениявучебный процессшкол нашей страны  предметных областей ОРКСЭ  и ОДНКНР  являются:

·       Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации";

·       Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";

·       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

·       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;

·       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".

·       Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей „Основы религиозных культур и светской этики“ и „Основы духовно-нравственной культуры народов России“»;

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется для обучающихся 4 класса, так как в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, при переходе в подростковый период обостряются ценностные вопросы, актуальными для подростка становятся попытки понять себя и мир. Перед ребёнком наиболее остро встают вопросы, на которые ему очень хочется получить ответы (например, как сделать замечание подруге так, чтобы не поссориться с ней; как общаться с одноклассниками, если они унижают твоё достоинство; как относиться к девочке, которая нравится… и др.). Часто ребенок не может откровенно поговорить об этом с родителями, но ему очень хочется высказаться, получить ответ на свои вопросы через проживание ситуации и обращение к личностному опыту других. Высказывая свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с мнением товарищей, он как бы «примеряет» полученное знание на себя и делает осознанный выбор в пользу того или иного поступка.

В рамках преподавания предмета ОРКСЭ задача учителя ― помочь школьникам сориентироваться в многообразии культурных традиций, сделать осознанный выбор в мире ценностей, привить детям опыт нравственного самоанализа. Раскрывая содержание общечеловеческих ценностей, важно актуализировать опыт самих детей, подвести к пониманию глубинного смысла духовных идей в ходе совместных размышлений, практических упражнений и игр.

При изучении модулей ОРКСЭ считаем целесообразным обращение учителя к различному литературному материалу: библейским текстам и притчам, поучительным рассказам, сказкам и т.д. Художественная литература, обладая огромным воспитательным потенциалом, позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Через работу с текстами духовно-нравственного содержания у детей выстраиваются чёткие нормативно-ценностные показатели роста личности. Опыт показывает, что учащиеся положительно воспринимают сказки духовно-нравственного содержания, притчи, жизнеописания пророков и святых, анализируют поучительные рассказы Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, стихотворения детских поэтов, размышляют над ценностно-смысловым содержанием пословиц и поговорок разных народов и др.Поскольку младшие школьники наиболее восприимчивы к игровым видам учебной деятельности, при изучении и закреплении темы целесообразно использовать игровые приёмы и групповые формы работы, наглядные материалы (презентации, электронные приложения к учебному пособию А. В. Кураева, видеоклипы духовно-нравственного содержания, содержательные в ценностно-смысловом плане электронные ресурсы сайта «Светочь» и др.).

Логическим продолжением ОРКСЭ является предмет ОДНКНР, включённый в учебный план в 5–6 классах. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволяет расширить знания обучающихся о культурно-исторических особенностях народов России, развивать чувство патриотизма и уважение к религиозным традициям представителей разных национальностей.Дисциплине отводится 34 часа в год, то есть не менее одного часа в неделю. Занятия ведут учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, прошедшие повышение квалификации по ОДНКНР.В «Концепции преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России»» отмечается, что сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является важнейшим приоритетом Российской Федерации на современном этапе. Именно эти ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство.Предметная область ОДНКНР способствует:

·       пробуждению интереса к культуре других народов;

·       формированию представлений о светской этике, религиозной культуре народов России;

·       осознанию приоритетной значимости духовных ценностей;

·       освоению научных знаний о культуре и ее функциях;

·       раскрытию общечеловеческих ценностей.

Программа изучения курса ОДНКНР построена таким образом, чтобы школьники могли систематизировать, расширить и углубить полученные ранее знания из общественно-научных дисциплин. Это касается знаний о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, о духовно-нравственной культуре России. В материалах курса сочетается макроуровень (Россия в целом как многонациональное государство с общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) и микроуровень (собственная идентичность обучающегося, осознанная им как часть малой Родины, семейных традиций, этнической и религиозной истории).

Программа обучения в 5-м классе состоит из четырех тематических блоков. В первом блоке «Россия — наш общий дом» изучаются следующие темы: «Зачем изучать курс ОДНКНР?», «Наш дом — Россия», «Язык и история», «Истоки родной культуры», «Материальная культура», «Духовная культура», «Культура и религия», «Многообразие культур России» и некоторые другие.Второй блок «Семья и духовно-нравственные ценности» состоит из следующих тем: «Семья — хранитель духовных ценностей», «Родина начинается с семьи», «Традиции семейного воспитания в России», «Образ семьи в культуре народов России», «Труд в истории семьи», «Семья в современном мире».

В третий тематический блок «Духовно-нравственное богатство личности» входят темы: «Личность — общество — культура», «Духовный мир человека. Человек — творец культуры », «Личность и духовно-нравственные ценности».Четвертый блок «Культурное единство России» включает в себя следующие темы: «Историческая память как духовно-нравственная ценность», «Литература как язык культуры», «Взаимовлияние культур», «Духовно-нравственные ценности российского народа», «Регионы России: культурное многообразие», «Праздники в культуре народов России» и другие.

Программа обучения в 6-м классе также состоит из четырех тематических блоков. В первом блоке «Культура как социальность» представлены темы: «Мир культуры: его структура», «История быта как история культуры», «Образование в культуре народов России», «Права и обязанности человека» и другие.Во втором блоке «Человек и его отражение в культуре» рассматриваются темы: «Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека», «Взросление человека в культуре народов России», «Религия как источник нравственности» и некоторые другие.Третий тематический блок «Человек как член общества» включает в себя темы: «Труд делает человека человеком», «Подвиг: как узнать героя?», «Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России», «Выдающиеся ученые России», «Моя профессия» и ряд других.В четвертом блоке «Родина и патриотизм» ученики будут изучать следующие темы: «Гражданин», «Патриотизм», «Защита Родины: подвиг или долг?», «Государство. Россия — наша родина», «Гражданская идентичность», «Моя школа и мой класс», «Человек: какой он?».

В рабочей программе ОДНКНР сформулированы несколько целей изучения данного курса: становление у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование уважения к представителям разных национальностей и вероисповедания. Курс ОДНКНР позволяет расширить знания школьников о культуре и духовных традициях народов России, сформировать основы нравственности и воспитать патриотизм.

Принципы организации обучения.

·       Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рождённой религией. Всё это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства — толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

·       Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности.

·       Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка становится коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для её развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

·       Принцип краеведения. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина — часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда — один из элементов общероссийской культуры.

·       Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные проблемные задачи.

В результате освоения каждого модуля предметной  области выпускник научится:

·       понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·       поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

·       осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

·       развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

·       ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Предметная область ОДНКНР обеспечивает достижение следующих результатов:

1.    Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

2.    Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.

3.    Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности.

4.    Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

5.    Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

К наиболее предпочтительным формам организации образовательного процесса на занятиях в рамках курса ОДНКНР  относятся:

·       взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

·        взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания.

·       беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя. При организации и проведении беседы учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера.

·       интервью. Эта форма деятельности может быть использована в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам изучения темы.

·       анкетирование, социальные опросы на различные темы.

·       драматизация (театрализация). Эта форма обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

·       написание сочинений-рассуждений, эссе, на такие философские темы как «Что значит быть свободным?», «Для чего живет человек?», «Что такое счастье» в этом возрасте конечно сложная работа и предполагает помощь со стороны родителей.  

В целом использование разнообразных методических приёмов и технологического инструментария в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР способствует эффективному раскрытию духовно-нравственного потенциала учеников.Таким образом, введение предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в российских школах повышает эффективность воспитательного процесса: происходит обогащение эмоциональной и познавательной сфер обучающихся, меняются их нравственные установки, развиваются творческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание на уроках

«Иностранный язык».

«Сколько я знаю языков, столько я - человек»,

В. А. Сухомлинский

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом и  практическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Духовно-нравственное развитие обучающегося является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития современного общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным обучающимся необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка. Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников  иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности

Проблематикой является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения иностранному языку.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы: проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы образования, проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом, проблемы благотворительности, проблемы национальной культуры и т.д.

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы. Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка по моему мнению становится более эффективным, если осуществляется через использование художественных текстов или просмотра их экранизаций, созданных в рамках различных культур. Современный урок иностранного языка осуществляет подготовку школьника к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом задача учителя – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у студентов уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта студента, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

«Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения». С этой точки зрения огромную роль играет знание иностранных языков. Иностранный язык занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности. Нравственность – это «компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве».

Современное общество испытывает потребность во введении духовно-нравственных компонентов в образование, в каждодневный учебный процесс. Одним из способов духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка является чтение духовной и художественной литературы, поэзии. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение духовно-нравственных ценностей, идеалов.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания по темам: «Я и моя семья», «Путешествие по стране изучаемого языка», «Праздники и обычаи страны изучаемого языка». Например, в конце изучения темы «Путешествия» учащимся предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие. Этот проект называется «Добро пожаловать в Россию!». Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, более глубокое осознание своей культуры. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе можно использовать самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся участвуют в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании проектов, работают с печатными материалами, проводят «круглые столы».

В нашей школе стало традицией проведение в качестве внеклассной работы таких мероприятий как «Рождество», «День матери», «Пасха», «Новый год», «Неделя иностранного языка» мероприятия проводится сразу на трех языках (немецком, английском и французском), где учащиеся знакомят друг друга с культурой, традициями и особенностями страны изучаемого языка. Все чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старших классах, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие проблемы: различия культур, национальной идентификации различных народов, проблемы современной семьи и общества в целом, нравственности, экологии, безработицы и т.д.

Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Главная задача нашего образования - прояснить для учащихся цель  человеческой жизни, её высшие ценности и понятия, чтобы помочь в достижении этой цели путем правильного воспитания и обучения. В результате в молодом человеке соединяется «со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении есть «прекрасная гармония, красота духовная».

Деловые игры на уроке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал. Обучающиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка. Расширение языковых связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, деловая встреча, заказ билета и номера в гостинице, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламация и др.). Урок “Устройство на работу” проводится в виде деловой игры, что обеспечивает погружение в языковую среду и приближает к реальным жизненным условиям. Лексический и тематический материал урока соответствуют запросам современности, что требует определенной теоретической и практической подготовки по данной дисциплине. Одной из задач урока является сочетание страноведческой направленности темы с практическими реалиями настоящего дня. Например, написание резюме – одна из актуальных задач при устройстве на работу.

Наряду с необходимостью владения разговорным стилем иностранного языка, требуется владение фразами официального обращения, устойчивыми выражениями, клише и знание определенных грамматических образцов, что и проверяется в ходе деловой игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание на уроках «Истории».

«Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий».

В. Г. Белинский

Любовь к родному краю, знание его истории –

основа, на которой может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

 (Д. С. Лихачёв)

"Историческое значение каждого русского человека измеряется его

заслугами Родине, его человеческое достоинство силой его патриотизма."

Н.Г.Чернышевский

В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество.

Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Основная цель школы в этих условиях – воспитать гражданина. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности обучающихся – две взаимозависимые проблемы. Духовно-нравственное развитие личности ребенка предполагает формирование следующих ценностных ориентаций и установок:

·      признание общечеловеческих ценностей;

·      признание общекультурных ценностей, уважение этнокультурных и религиозных традиций других народов;

·      уважительное отношение к старшим поколениям, к прошлому, к истории своей страны;

·      признание важности труда в жизни человека, уважение к труду других;

·      интерес к научному знанию, понимание знания как ценности, уважительное отношение к учителям;

·      признание семейных ценностей, уважительное отношение к родителям;

·      формирование гражданской позиции, уважительное отношение к социальным и социально-политическим основам стабильного существования общества и государства.

Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и означает осознание себя гражданином конкретной страны и предполагает:

ü развитие гражданской активности и ответственности;

ü формирование чувства гордости за отечество и чувства патриотизма;

ü формирование потребности знать историю и культуру отечества.

Основным инструментом духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности выступает метод воспитания. Отсюда воспитательная роль учителя вновь актуализируется. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах. Задача формирования духовного опыта может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа. Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые им помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти ребенка на всю жизнь.Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

·      нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

·      нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

·      нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);

·      нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли.

Поэтому среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».Востребованность данной темы определяется тем, что в жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Но с другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы, ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения.

Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, как пробудить в ребенке чувство любви к Родине?

Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей. Поэтому, на такие учебные предметы, как история и обществознание возлагается особая миссия – выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человеком за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами, воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Ведь знание истории (истории своей семьи, своего народа, города, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Знать свою историю – значит  твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества. Именно уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Духовно-нравственное воспитание эффективно только при:

*   ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки;

*   опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

*   активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности;

*   вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность и деятельность, требующую непосредственного участия детей (проведение экскурсий, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; экскурсии к обелискам и памятникам; по местам боевой и трудовой славы и др.).

Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.На мой взгляд, духовно-нравственное воспитание начинается с почитания родителей. На уроках истории и обществознания учащиеся узнают, что почитание родителей берёт своё начало с Древней Руси. Перед любым ответственным делом дети всегда спрашивали благословления родителей. Всегда акцентирую внимание детей на том, что тем, кем они станут в будущем, они обязаны своим родителям, их опыту, мудрости и знаниям. В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многочисленных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни. Образ женщины – многодетной матери формировался в России на протяжении многих веков.

Его корни уходят в эпоху древней и средневековой Руси.При изучении быта русских людей школьники знакомятся с промыслами и фольклорными традициями. У детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к истории родной страны, к традициям и обычаям своего народа, к историческому наследию предков. Источником воспитания патриотизма и гражданственности служит и православное наследие русской истории, и патриотический опыт русских и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д.

Буквально все исторические темы содержат материал с нравственным уклоном. Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым уделяю подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связаны семьи школьников с событиями того времени? Кем могут гордиться, о ком должны помнить ученики?

Силу прочной нравственной традиции обрел военный героизм, он превратился в норму поведения для российского воинства. Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Их основой, источником являются патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу. Уже в середине I тысячелетия н.э. славянские племена осознали себя как этническое целое. Соответственно строилось поведение, формировалось национальное сознание. Лояльность «нации», «Русской земле» (а не царю, отдельному князю и т.п.) оказывается присущей русским людям с незапамятных времен. Соответственно, вечным и вневременным оказывается и понятие «национальной измены». О «предателях», сколь угодно древних, пишут самым гадливым тоном: «За изменником последовала лишь небольшая кучка приспешников».Наиболее эффективно задачи духовно-нравственного воспитания позволяет решать материал следующих тем:

v Культура Руси IX - первой половины XII в.

v Походы Батыя на Русь.

v Борьба русских земель с западными завоевателями.

v Русь и Золотая Орда в ХIII-ХIV вв.

v Русская культура ХIV-ХV, XVI вв.

v Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).

v Культура России XVIIв.

v Преобразования Петра I.

v Внешняя политика Петра I.

v Развитие культуры в Петровскую эпоху.

v Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

v Культура XVIII в.

v Отечественная война 1812 г.

v Крымская война.

v Культура первой половины XIX в.

v Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

v Русская культура во второй половине XIX в.

v Культура в начале XX в.

v Россия в Первой мировой войне.

v Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

v Послевоенное восстановление хозяйства и др.

Многие темы благодатны для нас, так как мы живём на овеянной славой сибирской земле, вписавшей героическую страницу в историю нашей Родины мужеством и патриотизмом защитников Руси, идеей единства её народов. Народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. На уроках стараюсь раскрывать подвиги героев так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя».

В теме «Россия на рубеже XVI-XVII вв.» урок «Смута в Российском государстве» в VII классе по­священ трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис об­щества и государства, Россия на краю по­тери независимости, явление самозван­ства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка воп­росов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Сле­довательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Ро­дины, какие трудности приходилось пре­одолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени.

Получение знаний о причинах самозванства, событи­ях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значе­ния подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Тро­ицком монастыре, необходимости созда­ния народного ополчения Минина и По­жарского, изгнания захватчиков.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляю­щая, которая побуждает сопереживать, со­чувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед наро­дом встает выбор — либо пасть под уда­рами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро. При работе в группе с дополнительны­ми историческими материалами, грамо­той Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриоти­ческие идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняй­те его всеми силами, соединяйтесь с дру­гими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Мос­ковское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».
Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные уси­лия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Но рассказ будет неполный, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного 1941 г. стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского.

На уроке «Движение декабристов» красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др. Используются отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины», «Послание в Сибирь» Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству.С точки зрения воспитания гражданственности и патриотизма учащихся Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Ведь война затронула каждую советскую семью, пришла в каждый дом.

Тема Великой Отечественной войны тесно связывает историю страны и историю Новосибирской области. Привожу множество примеров героизма новосибирцев: воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о подвигах героев, об известных маршалах и генералах, делают сообщения о мужестве солдат, готовят исторические справки о людях и событиях войны. Большой интерес у ребят вызывают исторические личности. Об этом говорит тот факт, что в кабинете истории накопилось немалое количество детских сообщений и рефератов об известных полководцах, адмиралах флота, правителях государства, замечательных людях разных эпох, о героях и деятелях культуры, искусства. Важно, чтобы рассказ ученика носил ценностно-нравственную окраску, собственную оценку деятельности и поступков людей, в которых можно много почерпнуть патриотизма, проявлений высокой гражданственности, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей Родине, своему народу.

Духовно-нравственное воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необхо­димо направить на формирование у учащихся чувства гордости за отечественные достижения. Военная история долж­на не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям нашего народа проявлять в тяжелую минуту свои лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед. Необходимо объяснять причины того, что стране приходи­лось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни Рос­сии имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.

В своей работе по этому направлению я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, постоянно включаю этот материал в свою работу. Это позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, на событиях из истории своего края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

В краеведческой работе с учащимися я в основном опираюсь на исследовательский метод и формирую навыки этой работы у учащихся. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.   Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Хочется верить, что школьники прошедшие школу краеведения, всегда будут ощущать свою сопричастность к родному краю, обладать честностью, верностью данному слову, настойчивостью в достижении поставленной цели, а значит, будут настоящими гражданами страны.

Все воспитательные задачи уроков, можно свести к следующим: - научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.); - взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории: - способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений прошлых времен, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.

Учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором  строятся ценности той или иной цивилизации. Такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а ее оценка. Поэтому, воспитание историей – это, на мой взгляд, главная составляющая воспитания духовно-нравственных качеств учеников.

Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать  учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание. Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов.

Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную историю и культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

Внеурочная деятельность создает условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. С целью комплексного изучения учащимися природы, истории и культуры нашего края педагогами нашей школы разработана программа внеурочной деятельности «Мой край». Данная программа реализует следующие задачи:

·      побуждение интереса и любви к родному краю;

·      ознакомление с укладом жизни коренных народов Сибири;

·      развитие мышления и познавательной активности учащихся;

·      воспитание духовной нравственности подрастающего поколения: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;

Программа факультативного курса помогает в воспитательной работе формировать у школьников чувство патриотизма, любви к родному краю. На занятиях дети получают знания по истории города, осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Школьники начинают интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира. Понимая, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущают гордость за свою землю, за себя. У обучающихся повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Для организации работы с учащимися используются следующие формы:


·       беседы;

·       викторины;

·       проекты;

·       библиотечные уроки;

·       экскурсии;


·       встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми;

·       краеведческие и интеллектуальные игры;

·       изучение музыкальных и литературных произведений;

·       презентации, связанные с природой родного края;

·       участие в конкурсах рисунков;

·       выставки творческих работ к знаменательным датам.

Опыт показывает, что одной из наиболее эффективной, интересной и перспективнойформой признана организация проектной деятельности. Использование проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать нравственные качества и коммуникативные навыки. Важно направлять интересы ребенка в сферы, которые помогают ему развиваться духовно, нравственно. Оценивая опыт последних лет, можно сказать, что возросло не только количество проектных работ ежегодно представляемых на школьную и городскую конференции, но и уровень воспитательной значимости выполненных проектов для формирования нравственности обучающихся. Участие ребят в проектах «Моя родословная», «Имена нашего края», «Улицы города рассказывают», «Дети войны», «Спортивные звёзды Новосибирска»  способствует их нравственному взрослению. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.  Ученики изучают историю края, проводят краеведческое исследование. Интересен сбор материала, в ходе которого проводятся, непосредственно, личные наблюдения, например, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами ВОВ.

Очень эффективны экскурсии в школьный музей «Сталинградской битвы» и городские музеи. Активисты  школьного музея рассказывают ученикам об истории создания города, о появлении нашей школы, показывают экспонаты, хранящиеся в музее. Музеи играют важную роль в сохранение и передаче исторической памяти. Они соединяют многие поколения жителей города Новосибирска, через любовь к малой родине воспитывают настоящих патриотов своей страны, пробуждают чувство милосердия, уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрируют взаимосвязь поколений, воспитывают чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире.

Следующая форма внеурочной деятельности – экскурсии по родному краю. Здесь учащиеся узнают об истории и природе Новосибирской области, о Великой Отечественной войне и вкладе сибиряков в победу. Экскурсии по городу Новосибирску обогащают жизненный опыт ребят, формируют мировоззрение, помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности. Участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения считаю очень важным, именно живое общение с ветеранами дает возможность молодому поколению знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни. Встречи с ветеранами или интересными людьми помогают обучающимся в развитии личностного роста.

Библиотечные уроки являются неотъемлемой частью воспитанию учащихся и помогают сохранить культурно-нравственные ценности и укрепить духовное единство. В течение года они проводятся силами школьного библиотекаря и библиотекарей библиотеки им М. Горького, библиотеки им. К. Симонова и детская библиотеки им. Л. Кассиля (которые располагаются не далеко от нашей школы). Ежегодно в библиотеках проходят  Лихачевские чтения, в которых учащиеся МБОУ СОШ №34 принимают активное участие.

Таким образом, приобщение детей к национальной культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как жителя, наследника богатой истории и культуры Новосибирской области, желающего внести свой вклад в ее развитие. Развитие нравственной сферы школьников является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но, в первую очередь, перед обществом, так как его развитие во многом определяется шкалой ценностей и нравственным потенциалом личности.

 

 

 

 

Заключение

Настоящее исследование посвящено одной из самых актуальных на данный момент тем: «Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе».В работе были рассмотрены вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, как один из важных аспектов, направленных на усвоение подрастающего поколения ценностей, обеспечивающих законопослушность, правопорядок, доверие, экономическое и социальное развитие, качество труда и общественных отношений. Основы духовно-нравственного и патриотического воспитания составляют нравственные ценности, нравственные ориентиры, такие, как духовность, нравственность, патриотизм. Размышляя о которых, подростки оценивают свои поступки, поведение людей, живущих в разные эпохи. Всё это способствует формированию нравственных идеалов обучающихся.

Современное российское государство уделяет пристальное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного образования, в которых активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Злободневным является вопрос патриотизма и духовно-нравственного воспитания, осуществляется поиск новых подходов к преподаванию в условиях современного мира, не утихли дискуссии о его содержании. И как следствие одной из ключевых проблем для реализации множества проектов и подпроектов, предлагаемых государством, является мотивация самих участников процесса образования, а мотивация есть воспитательный аспект любого желания получения знаний. В свою очередь большинство образовательных учреждений сегодня имеет множество проблем в сфере воспитательной работы, эти проблемы также напрямую связаны с методами преподавания того или иного предмета. Это обстоятельство обязывает учителей пересматривать ключевые ценностные принципы преподавания в школе, особенно в рамках перехода на образовательные стандарты третьего поколения.

Действительно, в последние десятилетия тема формирования идентичности актуализируется и в ученом, и в педагогическом сообществе с позиций приоритетов государства и различных идеологических «мы-групп». Тому подтверждение мы находим не только в многочисленных исторических исследованиях, но и в последних нормативных документах. К примеру, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается: «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания».

Наиболее мощное влияние на человека оказывает микросреда. Но сейчас даже на уровне семьи среда бывает неоднородной, не говоря о школе, улице, работе и т.д. Ребенок, попадая из одной среды в другую, с различными психологическими, нравственными, духовными и культурными установками вынужден каждый раз адаптироваться и адекватно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями среды, иначе возникают конфликтные ситуации. Сегодня на новом этапе развития социума возникает необходимость в теоретическом и методологическом переосмыслении духовно-нравственного воспитания. Все это связано с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, не заметно потеряли свою важность. Возникает необходимость воспитания такой личности, которая способна не только потреблять, но и созидать.

Сегодня государственный стандарт общего образования предъявляет достаточно высокие требования к образовательным учреждениям. Все эти требования, объедены единой целью: выпускник - личность, имеющая не только знания, но и умение их правильно применять, другими словами выпускник любого учебного заведения должен быть компетентным. Говоря о подростках, мы выделяем не только их переходный возраст, со всеми отсюда вытекающими, но их готовность к разнообразным экспериментам, самостоятельное мышление, стремление стать особенной личностью. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы определили следующие принципы работы на уроках гуманитарных дисциплин, которые способствуют, приобщению обучающихся к духовным ценностям: выработка стиля и манеры поведения педагога с учетом индивидуальных особенностей каждой личности; естественное, непринужденное погружение школьника в культурный мир страны изучаемого языка, с использованием ИКТ технологий, обучение школьников анализу поступающей информации, по средством ее практического применения.

Таким образом, на современном этапе преобразования основной и средней общеобразовательной школы перед учителями-предметниками стоит задача - так организовать и провести учебный процесс, чтобы обеспечить тесную связь межкультурной и профильно-ориентированной коммуникации в преподавании, обеспечивающее развитие способностей школьников стратегически реализовывать конструктивное иноязычное общение в профессиональном и межличностном контексте, а также воспитать личность с высокими духовно-нравственными ценностями.

Необходимость данной задачи обусловлена, прежде всего, неразрывностью понятий: язык, мышление, культура, история, сенсорика и социум в учебно-воспитательном процессе. Сегодня воспитательное пространство всех уроков неразрывно связано с формированием у обучающихся «российской идентичности» через приобщение учеников к традициям становления государства, воспитание у них чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины, его культуре.

 Древнерусское государство – Московское царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация: для изучения культуры каждого из вышеназванных периодов истории государства российского характерно воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку

Главный вопрос как это делать, чтобы избежать «псевдо» патриотизма? Важно осознавать роль каждого народа в преумножении национальных богатств и «всеобщности» нашего культурного наследия. Именно на уроках истории, иностранных языков и ОДНКНР в сознании обучающихся складывается представление о равенстве всех народов нашей многонациональной страны, общие предки которых внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Согласимся с мнением Святейшего патриарха Кирилла, что «жизненно необходимо продолжать широко распространять знания об истории отечественного письма и культуры, принадлежащей не только России, но и являющейся частью сокровищницы общемирового наследия», во имя формирования «российской идентичности».

Итак, согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России».

Полагаю, бесспорно следующее утверждение: общая задача педагогов, общества и государства – воспитывать НАСТОЯЩЕГО РОССИЯНИНА, определившись с сущностью понятия «российская идентичность» на основе огромного нравственного и духовного потенциала восточнославянской культуры.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.    Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001, C. 55-60.

2.    Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг. Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001 - C. 31-35.

3.    Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009

4.    Архипова Ю.В. Особенности визуальной репрезентации учебного материала по иностранном языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы современного международного публичного права: Межвуз. научно – прак.конф. Семинар «Преподавание иностранных языков и обучение переводу в контексте высшего профессионального образования»: Матер. выступл. – М.: Изл – во РУДН, 2003 – С.97-98.

5.    Богатенкова, Н.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения» / Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская - С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб., 2011. - 79c. - ISBN 5-7434-0093-8.

6.    Бойцов, М.А., Шукуров, Р.М. «Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» / М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров // «Русское слово» – М.: 2015. – 327 с. – ISBN 978-5-00092-102-9.

7.    Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006 -№10 - с 36-42.

8.    Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. - 2013. - №7. – С. 24-27.

9.    Данилюк А.Д., Кондаков А.М., Тишкова В.А. Концепция развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009. – 16 с.

10.              Историко–культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads.

11.              Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» //электронный ресурс: http: //www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . – 2007.

12.              Кошечко А. Н. Теория и практика преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": взгляд тренера-преподавателя. Томск, ТОИПКРО, 2012. – 7 с.

13.              Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 - Просвещение,74с.

14.              Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М.,1977.-Т. 2

15.              Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам./ И.Я. в школе. – 2000 - №3 с.38-43

16.              Ощепкова В.В. страноведческий материал на уроке английского языка.// И.Я. в школе – 1998- №1- с.77-83.

17.              Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. 7

18.              Перкас С.В. Сообщение страноведческого характера на уроке английского языка // И.Я. в школе 2001.- №4-с.48-50.

19.              Писаренко Т.Н., Писаренко В.Г. Использование квиза при работе с текстами страноведческого характера// И.Я. в школе . – 2001.-№4.-С.48-50.

20.              ПоповМ. Е.. Антропология советскости (Философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук : Ставрополь, 2004. С. 7.

21.              Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе № 6, 1988

22.              Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранных языков у школьников в IV-VII классах. // Иностранные языки в школе № 6, 1988

23.              Слободчиков В.И. Духовно-нравственное становление и развитие человека /Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т. А. Синюшкиной. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИИКПК, 2011.- С. 117-120.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также