Доктор мозг™
Сенсорные системы – как основа и фундамент развития человека
Общеизвестно, что в норме человек рождается с полностью развитыми сенсорными системами и лишь приобретает сенсорный опыт в младенчестве. Также, в раннем детстве, происходит сенсомоторное развитие, которое совершенствуется у ребёнка по мере познания собственного тела и окружающего пространства. Именно полноценное развитие сенсорной и сенсомоторной функций у человека первично и является фундаментом и основой для дальнейшего развития более сложных навыков развития - третьего и четвёртого уровня (смотрите Пирамиду развития и обучения Вильямса-Шелленберга). Поэтому, пока эти две системы организма не сформированы в относительном совершенстве, пытаться требовать от ребёнка хорошего внимания, понимания, поведения, речи - бесполезно. Также без этого не возможно успешное обучение и эффективные занятия со специалистами и педагогами (логопедом, психологом и др.).
К сожалению, нынешняя среда раннего воспитания (точнее сказать – часто его отсутствие и подмена гаджетами), отсутствие обучению осознанному родительству (а порой и вовсе отстранённость современных родителей), искусственное и не физиологичное родовспоможение, облегчение родителями и воспитателями ухода за ребёнком раннего возраста (как то - не обоснованное постоянное ношение подгузников, вместо раннего приучения к контролю над тазовыми функциями, длительное кормление протёртой и рафинированной пищей, вместо своевременного введения полноценного прикорма), ограничение пространства и сокращение условий к активной деятельности ребёнка – всё это нарушает сенсорное и сенсомоторное развитие, что в дальнейшем приводит к отставанию от норм возрастного развития высших психических функций ЦНС, и запаздыванию их созревания к школьному возрасту.
Именно поэтому нам, специалистам, а также воспитателям и учителям, всё чаще приходится наблюдать у детей те или иные нарушения моторики, речи, снижение уровня понимания и скорости мышления, поведения и самоконтроля. И такое происходит не только у детей с установленными диагнозами (ЗПР, СДВ и др.), но и у детей без диагноза, как в дошкольном возрасте, так и при подготовке к школе, а также и в школьном возрасте. К сожалению, не объективное отношение родителей к состоянию развития детей, отсутствие специальных знаний у врачей (к которым в первую очередь обращаются родители), отсутствие понимания первопричин подобных состояний у воспитателей и учителей, а порой и не достаточная осведомлённость в нейронауках у специалистов специальной и коррекционной педагогики (дефектологов, логопедов, психологов и др.) приводит к тому, что при поступлении в СОШ, треть детей оказывается с несформированными психическими процессами ЦНС, бывают психологически, а порой и функционально и неврологически не готовы к обучению в первом классе из-за психофизиологического отставания от фактического биологического (так называемого «паспортного») возраста.
Что касается детей с установленными нарушениями и задержками развития, то тут родителям, врачам и специалистам нужно ещё больше уделять вниманию состояния "фундамента" - уровням развития сенсорной и сенсомоторной систем. Так же необходимо знать, что у каждого из нас периодически происходит сбой сенсорных и сенсомоторных систем, по тем или иным причинам. Например, то тишины хочется, то музыку громко послушать; то свет слишком яркий, то слишком тусклый; то жарко нам, то холодно; то хочется обнимашек и массажа, то мы недотроги; или духи у кого-то не приятно пахнут, или хочется чего-то вкусненького, а иногда кружится голова или ухудшается координация без причины...
Поэтому всем, и взрослым, и детям, необходимо поддерживать свой "фундамент", с помощью специальных специалистов. И делать это можно не только с помощью занятий сенсорной и сенсомоторной интеграцией, но и воздействуя на главный регулятор организма - блуждающий нерв (вагус).
Итак, подвожу итоги:
1. Нейропсихологи (в том числе и я), занимаются развитием, начиная со 2 уровня и выше (смотрите Пирамиду развития и обучения Вильямса-Шелленберга). Так же работают нейропедагоги и современные дефектологи (нейродефектологи).
2. Психологи и логопеды, чаще всего, работают с развитием 3 уровня и выше.
3. У каждого практически здорового человека периодически происходит сбой сенсорных и сенсомоторных систем.
4. Ребёнок в современной среде не дополучает стимулов для развития "фундамента" и поэтому часто имеет трудности в школьном обучении.
5. Основой развития человека, на котором происходит обучение и воспитание - являются сенсорные и сенсомоторные системы.
6. И детям и взрослым, необходимо поддерживать в норме «основанием и фундамент» как с помощью специальных занятий, так и универсальной процедурой - Чрезкожной стимуляцией блуждающего нерва (СБН, taVNS), которая налаживает связь ГМ со всеми системами организма, улучшает восприятия сигналов и обработку информации поступающей от сенсорных систем в ЦНС, восстанавливает баланс психологических и психических процессов и нормализующей работу внутренних органов.
Поэтому, помимо всех прочих занятий и процедур, в первую очередь необходима сенсорная и сенсомоторная интеграция, а так же Поливагальная терапия (СБН, taVNS). Взрослым - как только почувствовали сбой, а детям - курсами, не реже чем раз в квартал.
22.01.2023 г.
Шишенко Антон Борисович - Руководитель Профессионального развивающего пространства «Центр развития человека: Школа Будущих Космонавтов».
Нейропсихолог. Педагог раннего развития. Педагог по физической культуре. Преподаватель медицинских дисциплин. Тренер Федерации Вовинам Вьет Во Дао (Российский союз боевых искусств).
Сертифицированный специалист: Медицинского лечебного массажа (неврологического, с мануальной терапией). Кинезиотерапии. ЛФК. LBP-мозжечковой стимуляции (Доктрина, СПб).
Научной фитотерапии (РУДН, Москва. Член Общества фитотерапевтов г. Москва). Электронейростимуляции (РУДН, Москва). БОС-терапии (МЗ, Москва).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.