«Рассмотрено» На заседании МО Руководитель МО ___________Шарафутдинова Г.И. Протокол № 1 от «31» августа 2021г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________ Шагова Ю.А. «31» августа 2021г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №125» __________Ахмерова С. В. Приказ № 298 От «31» августа 2021г.
|
Дополнительная общеобразовательная программа
«Шумовой оркестр»
возраст обучающихся 7-9 лет
срок реализации 3 года
Руководитель:
Черняева Наталья Викторовна,
учитель музыки 1 квалификационной категории
Тема: «Детский шумовой оркестр как средство развития
музыкально – ритмического слуха детей младшего, школьного возраста»
ПЛАН
1. Музыкально – ритмическое чувство.
2. Детским музыкальные инструменты - самоделки.
3. Перечень игр по возрастам.
1. Музыкально – ритмическое чувство.
Вашему вниманию предлагается доклад на тему: «Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально - ритмического слуха у детей школьного возраста».
Ядром музыкальности являются три основные способности, выделенные крупнейшим отечественным исследователем музыкальных способностей Б.М.Тепловым. Они необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:
Чувство ритма имеет моторную и эмоциональную природу, поэтому развитие способности - чувства ритма, предполагает использование музыкальных игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Создавая комплекс игр, я придерживалась того, что для ребёнка необходимо попробовать себя в роли слушателя, исполнителя и автора. Поэтому в разработанных приёмах для более эффективного подхода к решению поставленных нами задач затронуты все возможные виды музыкальной деятельности детей на занятиях.
Слово и движение – вот те источники, из которых родилась музыка. Главный принцип работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства могут изучаться как в речи, так и в музыке, а в речевых упражнениях они доступны детям уже в младшем возрасте.
Речевое упражнение – это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.
2. Детским музыкальные инструменты - самоделки.
Самые оригинальные инструменты можно изготовить с помощью родителей и детей. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.
ШУМЕЛКИ
В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.
ЗВЕНЕЛКИ
Делаются из различных маленьких
колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие
ожерелья».
Первый способ изготовления ожерелья. В
металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки
пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит. Второй способ Для
изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на
леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят. Третий способ На
леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем
звенят.
СВИСТЕЛКИ
Чтобы получился свист, надо во
что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под
лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток.
Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой.
Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд.
Способны звучать и пластмассовые бутылочки из под кока-колы или
минералки, заполненные на какую-то часть водой.
СТУЧАЛКИ
Самый простой ударный
инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга.
Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся
удары.
А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и
стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки
грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем
звук наподобие того, который получается, если потрясти бухгалтерские счеты.
Последние, кстати, тоже являются прекрасным музыкальным инструментом.
ШУРШАЛКИ
В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.
ЩИПАЛКИ
Готовой щипалкой является
яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк. Можно
сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук,
кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно
натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.
На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или
из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над
пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если
резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть
простейшие песенки. Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым
спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не
провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.
3. Игры.
Игра «Имена».
Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.
Ход игры: Все дети одновременно называют свои имена и прохлопывают каждый слог.
По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.
Игра «Музыкальные инструменты».
Цель: развивать у детей воображение, ритмический слух.
Ход игры: Фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом» перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты:
Барабан – бум-бум – удары по коленкам.
Тарелочки – тири-тири- скользящие хлопки «тарелки».
Ксилофон (глиссандо) – трик-трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо-влево - и т.д.
Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста с детьми можно делать целые композиции, озвучивание таким образом целых сказок.
“Зайцы»
Цель: Различать характер музыки и выполнять соответствующие ей движения.
Задача: Различать ритм колыбельной и танцевальной музыки. Самостоятельно выкладывать картинки в соответствии с музыкой и выполнять движения.
Игровой материал: Планшет с изображением леса или полянки. В центре сделан прорез или карман, в который могут вставляться картинки «Зайцы спят» или «Зайцы танцуют».
Ход игры: Педагог предлагает детям погулять на полянке: «Здесь живут зайчики, а что они делают вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребёнок определяет какая музыка звучит и вставляет на планшет соответствующую картинку. Ребёнок может изобразить это в своих движениях.
Игра «Озвучь потешку»
Цель: умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков.
Ход игры: Ребёнку предлагается прослушать потешку и выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.
Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический вариант потешки.
Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп,
Маша ножкой топ, топ!
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
Тики, таки, тики, таки,
Ходят в нашей речке раки.
Игры для детей младших классов.
Игра «То-пы-то-пы»
Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней;
Ход игры: Наложение нескольких простых ритмов друг на друга. Детей делим на подгруппы. Каждая из подгрупп произносят свой текст.
1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум- бум- бум…
2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.
Игра «Серый зайчик барабанит».
Цель: чётко воспроизвести метрический пульс шагами и на инструментах и звучащими жестами.
Ход игры:
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.
При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных инструментах. Это уже сопровождение к движению.
Игра «Имена».
Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.
Ход игры: Все дети одновременно называют свои имена и прохлопывают каждый слог.
По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.
Игра «Ритмическое эхо».
Основана на звучащих жестах и ритмослогах.
Цель: умение выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция детского внимания.
Ход игры: Первоначально дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем задания постепенно усложняются от занятия к занятию, добавляются музыкальные инструменты. У каждого ребёнка свой инструмент, которым он воспроизводит ритмические рисунки, заданные педагогом.
Аналогичная игра «Телеграмма».
Звучащие жесты. (II этап)
ХЛ оооооооооооооооо
Щ о о о о
ЩЛ о о о о о о о о
ПРТ оо оо оо оо
Хлопки хл
Щлепки щл
Щелчки Щ.
Притопы прт
Игра «Озвучь потешку»
“Зайцы»
“Игра с инструментами».
Цель: Развивать ритмический слух и внимание.
Задача: Соблюдать чёткий ритм, темп.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.
Игра «Улица».
Цель: Восприятие и воспроизведение музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя музыкальные инструменты из шумовой группы.
Задача: 1.Самостоятельно воспроизвести характер каждой части музыкального произведения, используя музыкальные инструменты с наименьшего числа попыток.
2. Самостоятельно выбрать инструменты для озвучивания каждой музыкальной части произведения в соответствии с ритмом.
Ход игры:
1 этап - говорю с детьми, как ходит старенькая бабушка, как бегают маленькие детки, как едут машины. При этом прошу детей выполнить хлопки в ладоши или по коленям в ритме соответствующем каждому персонажу.
2 этап - прослушивание музыкального произведения и определение, какая из частей подходит к каждому из персонажей. Дети определяют не сразу, поэтому проигрываю каждую из частей отдельно и определяем. Затем выполняем ритмичные хлопки для каждой части.
3 этап - выполнение движений ( медленный шаг, поскоки, движение топающим шагом) в соответствии с музыкой каждой части.
4 этап - дети подбирают музыкальный инструмент из шумовой группы для каждого из персонажа и озвучивают музыкальные отрывки.
Игра «Слова - модели»
Цель: Освоение ритмических блоков в речи.
Ход игры: Подобрать «слова-модели», которые соответствуют тому или иному ритму.
Ход игры: На столе разложены карточки с изображением животных, овощей, фруктов и т.д. и карточки с ритмическим рисунком данных предметов. (см. приложение)
зай-чик бе-лоч-ка кот бе-ге-мот ко-ло-коль-чик
Ребёнку показывают карточку с изображением овоща или фрукта. Он подбирает карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.
Слова-модели удобно классифицировать по темам: «Животные», «Птицы», «Зима», «Лето», «Овощи», «Фрукты».
Игра «Шаг и бег».
Цель: Освоение и воспроизведение чередования ритма «шага» и «бега» в хлопках, на музыкальных инструментах, в движении.
Ход игры: Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать римический рисунок стишка, затем воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм стишка в движении.
Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.
Шла ли-си-ца по-тро-пин-ке, по тро-пин-ке
и не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ - топ, топ. Топ - топ, топ. - «Шаг»
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ - топ - топ - топ - топ. Топ - топ - топ - топ - топ. - «Бег».
Игра «Озвучь потешку»
Игры для учашихся начальной школы.
Игра «Карусель».
Цель: усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков.
Ход игры: Дети сидят в кругу за столом, на котором выставляется игрушечная карусель с картинками ритмослогами и с изображением инструмента, на котором нужно проиграть ритмослоги. Определяется первый участник игры. Ведущий раскручивает карусель. После остановки карусели смотрим какая карточка оказалась напротив первого участника. Этот ребёнок берёт инструмент, который указан в карточке и выполняет задание. Далее задание выполняет следующий участник.
“Графические партитуры».
Цель: Развивать ритмический слух, внимание.
Задачи: Самостоятельно исполнить партию любого инструмента.
Ход игры: Педагог проигрывает партию всех инструмента. Ребёнок слушает. Выбирает инструмент и исполняет партию выбранного инструмента
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.