Аннотация к программе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» относится к духовно- нравственному направлению в рамках ФГОС для 3 класса составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- программой авторов-И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.Вентана-Граф, 2011.
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Темкинская СШ»;
-учебным планом школы;
- федеральным перечнем учебников;
- положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Темкинская СШ».
Срок реализации программы: 4 учебных года (2016-2020)
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель кружка– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задача кружка направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Общая характеристика кружка.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие,
пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место кружка в учебном плане.
Кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана
внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1классе; и на 34 часаво 2 – 4классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты. В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Метапредметные результаты. Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание учебного курса
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест.
Формы подведения итогов реализации программы:
- тесты,
- викторины,
- выставки,
- фестивали,
- соревнования,
- конкурсы,
- защита проектов,
- опрос,
- наблюдение,
- диагностика:
·Нравственной самооценки;
·этики поведения;
·отношения к жизненным ценностям;
·нравственной мотивации.
- анкетирование учащихся и родителей.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) (35ч.).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход вшколу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (32ч.).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии. (29ч.)
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида. (16ч.)
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет. (20ч.)
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (1 класс)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
1 |
Школьный этикет -Мы пришли на урок. -Зачем нужны перемены? -Мы – в школьной столовой. |
9
|
2 |
Правила общения -Зачем нужны вежливые слова(доброжелательность)? -Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. -Мой учитель. -Думай о других: сочувствие, как его выразить? -Моя семья.
|
8 |
3 |
О трудолюбии -Что помогает учиться лучше (старательность)? -Как мы трудимся: в школе и дома. -Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). |
8 |
4 |
Культура внешнего вида -Основные правила Мойдодыра. -Каждой вещи своё место.
|
4 |
5 |
Внешкольный этикет. -Правила поведения на улице, в транспорте-«Спасибо» и «пожалуйста».
|
4 |
|
2 год обучения (2 класс) |
|
1 |
Школьный этикет Ø Дисциплина в школе и классе. Ø В библиотеке: люби книгу. Ø Твоя школа,твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
9 |
2 |
Правила общения - Сопереживание, помощь друзьям. Ø Дал слово — держи его. Ø Диалоги со сверстниками.
|
8 |
3 |
О трудолюбии Ø Учусь всё делать сам. Ø Взаимопомощь дома и в школе. Ø Беречь результаты труда.
|
8 |
4 |
Культура внешнего вида Ø Правила личной гигиены. Ø Бережное отношение к своей одежде. |
4 |
5 |
Внешкольный этикет Ø Правила поведения в общественных местах. Ø Бережное отношение к природе. |
4 |
|
3 год обучения (3 класс)
|
|
1 |
Школьный этикет Ø Взаимопомощь: учёба и труд. Ø Школьное имущество надо беречь. |
9 |
2 |
Правила общения Ø Время надо беречь. Ø Слово лечит, слово ранит. Ø Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). |
9 |
3 |
О трудолюбии Ø Труд кормит, а лень портит. Ø Как организовать свой труд. |
4 |
4 |
Культура внешнего вида Ø Уход за своими вещами. Ø Одежда будничная и праздничная. |
4 |
5. |
Внешкольный этикет Ø Разговор по телефону. Ø Поведение в гостях. Ø Я пишу письмо. Поведение на природе. |
8 |
|
4 год обучения (4 класс)
|
|
1 |
Школьный этикет Ø Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Ø Забота о младших. Ø Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. |
8 |
2 |
Правила общения Ø Игра «Город вежливости». Ø Вежливый ли я дома?
|
8 |
3 |
О трудолюбии Ø Культура физического и умственного труда. Ø Золотые руки. Ø Герои труда. |
9 |
4 |
Культура внешнего вида Ø Что такое культура внешнего вида? Ø Одежда и осанка. Ø Вежливость и внешний вид. |
4 |
5 |
Внешкольный этикет Ø Готовимся к празднику. Ø Осваиваем правило «так нельзя».
|
4 |
|
ИТОГО: |
132ч |
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения (3 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всегочасов |
Количество часов |
Дата |
|
теория |
практика |
||||
|
Школьный этикет |
9 |
4 |
5 |
|
1 |
Снова в школе. |
1 |
|
|
|
2 |
Взаимопомощь - как её организовать. |
1 |
|
|
|
3 |
Береги школьное имущество. |
|
|
1 |
|
4 |
Я – личность. Мои роли. |
1 |
|
|
|
5 |
Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. |
|
|
1 |
|
6 |
Устав - основной закон школы. |
1 |
|
|
|
7 |
В какие игры и как мы играем. |
|
|
1 |
|
8 |
Правила поведения в школе. |
|
|
1 |
|
9 |
Библиотека – хранительница знаний |
|
|
1 |
|
|
Правила общения |
9 |
4 |
5 |
|
10,11 |
Время надо беречь. |
|
1 |
1 |
|
12 |
Секунда-это много или мало? |
|
1 |
|
|
13 |
Слово лечит, слово ранит. |
|
|
1 |
|
14 |
Я и мои друзья: справедливость, коллективизм. |
|
1 |
|
|
15 |
Умеем общаться. |
|
1 |
|
|
16 |
Каждый интересен. |
|
|
1 |
|
17 |
Общение с домочадцами. |
|
|
1 |
|
18 |
Игра без конфликта. |
|
|
1 |
|
|
О трудолюбии |
4 |
2 |
2 |
|
19 |
Труд кормит, а лень портит. |
|
1 |
|
|
20 |
Как организовать свой труд. |
|
|
1 |
|
21 |
Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. |
|
1 |
|
|
22 |
Кем хочу быть, почему? |
|
|
1 |
|
|
Культура внешнего вида |
4 |
2 |
2 |
|
23 |
Уход за своими вещами. |
|
|
1 |
|
24 |
Чистота – залог здоровья. |
|
1 |
|
|
25 |
Одежда будничная и праздничная. |
|
1 |
|
|
26 |
Экскурсия в краеведческий музей «Одежда». |
|
|
1 |
|
|
Внешкольный этикет |
8 |
4 |
4 |
|
27 |
Разговор по телефону. |
|
1 |
|
|
28 |
Практическое занятие «Разговор по телефону». |
|
|
1 |
|
29 |
Поведение в гостях. |
|
1 |
|
|
30 |
Практическое занятие «Поведение в гостях». |
|
|
1 |
|
31 |
Я пишу письмо. |
|
1 |
|
|
32 |
«Я пишу письмо» (творческая работа). |
|
|
1 |
|
33 |
Поведение на природе. |
|
|
1 |
|
34 |
Викторина «Поведение на природе». |
|
1 |
|
|
|
ИТОГО |
34ч |
|
|
|
Тематическое планирование
Первый год обучения (1 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Всего часов |
Количество часов |
|
|
|
теория |
практика |
Дата |
||||
|
Школьный этикет |
9 |
4 |
5 |
|
|
1 |
Экскурсия по школе. |
|
|
1 |
|
|
2 |
Правила поведения в школе. |
|
1 |
|
|
|
3 |
Мы пришли на урок. |
|
1 |
|
|
|
4 |
Зачем нужны перемены? |
|
1 |
|
|
|
5 |
Игры на перемене. |
|
|
1 |
|
|
6 |
Мы – в школьной столовой. |
|
|
1 |
|
|
7 |
Правила поведения в столовой. |
|
1 |
|
|
|
8 |
Правила поведения на школьном дворе. |
|
1 |
|
||
9 |
Урок игра «Школьный этикет». |
|
|
1 |
|
|
|
Правила общения |
8 |
3 |
5 |
|
|
10 |
Зачем нужны вежливые слова? |
|
1 |
|
|
|
11 |
Что такое доброже лательность? |
|
1 |
|
|
|
12 |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
|
|
1 |
|
|
13 |
Мой учитель. |
|
1 |
|
|
|
14 |
Думай о других. |
|
|
1 |
|
|
15 |
Сочувствие, как его выразить? |
|
|
1 |
|
|
16 |
Моя семья. |
|
|
1 |
|
|
17 |
Урок - игра «Правила общения». |
|
|
1 |
|
|
|
О трудолюбии |
8 |
4 |
4 |
|
|
18 |
Что помогает учиться лучше? |
|
1 |
|
|
|
19 |
«Ученье - свет, а неученье - тьма». |
|
1 |
|
|
|
20 |
Как мы трудимся: в школе и дома. |
|
|
1 |
|
|
21 |
Мой труд каждый день дома. |
|
1 |
|
|
|
22 |
Бережливость: каждой вещи своё место. |
|
|
1 |
|
|
23 |
Береги свои школьные вещи. |
|
1 |
|
|
|
24 |
Добрые дела. |
|
|
1 |
|
|
25 |
Урок – игра «Труд в почёте любой! Мир профессий большой!» |
|
|
1 |
|
|
|
Культура внешнего вида |
4 |
2 |
2 |
|
|
26 |
Основные правила Мойдодыра. |
|
1 |
|
|
|
27 |
Учимся не болеть. |
|
1 |
|
|
|
28 |
Внешний вид и его культура. |
|
|
1 |
|
|
29 |
Практическое занятие «Культура внешнего вида». |
|
|
1 |
|
|
|
Внешкольный этикет |
4 |
2 |
2 |
|
|
30 |
Правила поведения на улице. |
|
|
1 |
|
|
31 |
Правила поведения в транспорте. |
|
|
1 |
|
|
32 |
«Спасибо» и «пожалуйста». |
|
1 |
|
|
|
33 |
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». |
|
1 |
|
|
|
|
ИТОГО |
33ч |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения (2 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Всего часов |
Количество часов |
Дата |
|
теория |
практика |
||||
|
Школьный этикет |
9 |
4 |
5 |
|
1 |
Вот школа - дом, где мы живем. |
|
|
1 |
|
2 |
Дисциплина в школе и классе. |
|
1 |
|
|
3 |
Организация своего рабочего места. |
|
1 |
|
|
4 |
В библиотеке: люби книгу. |
|
|
1 |
|
5 |
Книжкина больница. |
|
|
1 |
|
6 |
Твоя школа (творческая работа). |
|
1 |
|
|
7 |
Твой класс (творческая работа). |
|
1 |
|
|
8 |
Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе. |
|
|
1 |
|
9 |
Игра «Школьный этикет». |
|
|
1 |
|
|
Правила общения |
8 |
3 |
5 |
|
10 |
Внимательность к окружающим. |
|
1 |
|
|
11 |
Сопереживание, помощь друзьям. |
|
|
1 |
|
12 |
Дал слово - держи его. |
|
1 |
|
|
13 |
Диалоги со сверстниками. |
|
|
1 |
|
14 |
Доброжелательность в общении. |
|
|
1 |
|
15 |
Поступки твои и других (их оценка). |
|
|
1 |
|
16 |
Правдивость, честность. |
|
|
1 |
|
17 |
Викторина «Правила общения». |
|
1 |
|
|
|
О трудолюбии |
8 |
4 |
4 |
|
18 |
Учусь всё делать сам. |
|
1 |
|
|
19 |
Помогаю другим своим трудом дома и в школе. |
|
|
1 |
|
20 |
Взаимопомощь в школе. |
|
1 |
|
|
21 |
Взаимопомощь дома. |
|
1 |
|
|
22 |
Береги результаты труда. |
|
|
1 |
|
23 |
Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций. |
|
|
1 |
|
24 |
Делу - время, потехе – час. |
|
|
1 |
|
25 |
Труд кормит, а лень портит. |
|
1 |
|
|
|
Культура внешнего вида |
4 |
2 |
2 |
|
26 |
Правила личной гигиены. |
|
1 |
|
|
27 |
Бережное отношение к своей одежде. |
|
|
1 |
|
28 |
Правила опрятности и их значение для здоровья. |
|
1 |
|
|
29 |
Викторина «Культура внешнего вида». |
|
|
1 |
|
|
Внешкольный этикет |
4 |
2 |
2 |
|
30 |
Правила поведения в общественных местах. |
|
1 |
|
|
31 |
Игра «Мы в магазине игрушек». |
|
|
1 |
|
32 |
Бережное отношение к природе. |
|
|
1 |
|
33 |
Мы дети твои, дорогая Земля (творческая работа). |
|
1 |
|
|
|
ИТОГО |
34ч |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения (3 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Всегочасов |
Количество часов |
Дата |
|
теория |
практика |
||||
|
Школьный этикет |
9 |
4 |
5 |
|
1 |
Снова в школе. |
1 |
|
|
|
2 |
Взаимопомощь - как её организовать. |
1 |
|
|
|
3 |
Береги школьное имущество. |
|
|
1 |
|
4 |
Я – личность. Мои роли. |
1 |
|
|
|
5 |
Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. |
|
|
1 |
|
6 |
Устав - основной закон школы. |
1 |
|
|
|
7 |
В какие игры и как мы играем. |
|
|
1 |
|
8 |
Правила поведения в школе. |
|
|
1 |
|
9 |
Библиотека – хранительница знаний |
|
|
1 |
|
|
Правила общения |
9 |
4 |
5 |
|
10,11 |
Время надо беречь. |
|
1 |
1 |
|
12 |
Секунда-это много или мало? |
|
1 |
|
|
13 |
Слово лечит, слово ранит. |
|
|
1 |
|
14 |
Я и мои друзья: справедливость, коллективизм. |
|
1 |
|
|
15 |
Умеем общаться. |
|
1 |
|
|
16 |
Каждый интересен. |
|
|
1 |
|
17 |
Общение с домочадцами. |
|
|
1 |
|
18 |
Игра без конфликта. |
|
|
1 |
|
|
О трудолюбии |
4 |
2 |
2 |
|
19 |
Труд кормит, а лень портит. |
|
1 |
|
|
20 |
Как организовать свой труд. |
|
|
1 |
|
21 |
Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. |
|
1 |
|
|
22 |
Кем хочу быть, почему? |
|
|
1 |
|
|
Культура внешнего вида |
4 |
2 |
2 |
|
23 |
Уход за своими вещами. |
|
|
1 |
|
24 |
Чистота – залог здоровья. |
|
1 |
|
|
25 |
Одежда будничная и праздничная. |
|
1 |
|
|
26 |
Экскурсия в краеведческий музей «Одежда». |
|
|
1 |
|
|
Внешкольный этикет |
8 |
4 |
4 |
|
27 |
Разговор по телефону. |
|
1 |
|
|
28 |
Практическое занятие «Разговор по телефону». |
|
|
1 |
|
29 |
Поведение в гостях. |
|
1 |
|
|
30 |
Практическое занятие «Поведение в гостях». |
|
|
1 |
|
31 |
Я пишу письмо. |
|
1 |
|
|
32 |
«Я пишу письмо» (творческая работа). |
|
|
1 |
|
33 |
Поведение на природе. |
|
|
1 |
|
34 |
Викторина «Поведение на природе». |
|
1 |
|
|
|
ИТОГО |
34ч |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Четвёртый год обучения (4 класс)
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Количество часов |
Дата |
|
теория |
практика |
||||
|
Школьный этикет |
8 |
4 |
4 |
|
1 |
Здравствуйте все! |
|
1 |
|
|
2 |
Школьные правила этикета. |
|
1 |
|
|
3 |
Отношение к учителям, одноклассникам, окружающим |
|
|
1 |
|
4 |
Коллектив начинается с меня. |
|
1 |
|
|
5 |
Забота о младших. |
|
|
1 |
|
6 |
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. |
|
|
1 |
|
7 |
Что достойно гражданина. |
|
1 |
|
|
8 |
Круглый стол «Школьный этикет». |
|
|
1 |
|
|
Правила общения |
8 |
3 |
5 |
|
9 |
Игра «Город вежливости». |
|
|
1 |
|
10 |
Душа – это наше творение. |
|
1 |
|
|
11 |
Вежливый ли я дома? |
|
1 |
|
|
12 |
Тепло родного дома. |
|
1 |
|
|
13 |
Отворите волшебные двери добра и доверия. |
|
|
1 |
|
14 |
Хорошие песни к добру ведут. |
|
|
1 |
|
15 |
Вглядись в себя, сравни с другими. |
|
|
1 |
|
16 |
Помоги понять себя. |
|
|
1 |
|
|
О трудолюбии |
9 |
4 |
5 |
|
17 |
Культура физического и умственного труда. |
|
1 |
|
|
18 |
Даже будни может труд сделать праздничными днями. |
|
|
1 |
|
19 |
Труд – это не только физическая работа. |
|
1 |
|
|
20 |
Золотые руки. |
|
|
1 |
|
21 |
Мы славим труд. |
|
|
1 |
|
22 |
Что нам стоит дом построить. |
|
1 |
|
|
23 |
Герои труда. |
|
|
1 |
|
24 |
Где нет труда, сады там не цветут. |
|
1 |
|
|
25 |
В труде человек хорошеет. |
|
|
1 |
|
|
Культура внешнего вида |
4 |
2 |
2 |
|
26 |
Что такое культура внешнего вида? |
|
1 |
|
|
27 |
Если хочешь быть здоровым. |
|
|
1 |
|
28 |
Одежда и осанка. |
|
1 |
|
|
29 |
Вежливость и внешний вид. |
|
|
1 |
|
|
Внешкольный этикет |
4 |
2 |
2 |
|
30 |
Готовимся к празднику |
|
1 |
|
|
31 |
Практическое занятие «Готовимся к празднику». |
|
|
1 |
|
32 |
Осваиваем правило «так нельзя». |
|
|
1 |
|
33 |
Правила поведения в общественных местах. |
|
1 |
|
|
|
ИТОГО |
34ч |
|
|
|
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
||||
1 |
Демонстрационное оборудование |
||||
|
Картонный планшет; А-4 |
||||
2 |
Демонстрационные тематические таблицы |
||||
|
Плакат «Правила этикета». |
||||
3 |
Технические средства обучения |
||||
|
|
||||
4 |
Учебная методическая литература |
||||
|
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. |
||||
|
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. |
||||
|
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. |
||||
|
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне – Уральское издательство, 1996. |
||||
|
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009 |
||||
|
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык». |
||||
|
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. |
||||
|
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,2006. |
||||
|
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М.,Издательство “АСТ”, 1998. |
||||
|
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. |
||||
|
Чуковский К.И. «Телефон». |
||||
|
Барто А.Л. «В театре». |
||||
|
Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города» / Художник М. Светланов. – Т.: Укитувчи. |
||||
|
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.:Просвещение, 2004. |
||||
|
Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 2006. |
||||
|
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный». |
||||
|
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо». |
||||
|
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.:Просвещение, 2004. |
||||
|
Некрасов А. С. «Приключения капитана Врунгеля»: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Художник А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. |
||||
|
Осеева В.А. Волшебное слово. |
||||
|
Русская народная сказка. Лиса и Журавль |
||||
|
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000. |
||||
|
Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991. |
||||
|
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. |
||||
|
Чуковский К. И. «Федорино горе». |
||||
|
Чуковский К.И. «Мойдодыр». |
||||
|
Толстой Л.Н. Волк и собака. |
||||
|
Чуковский К.И. Краденое солнце. |
||||
|
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010. |
||||
|
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010. |
||||
|
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. |
||||
|
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010. |
||||
|
|
||||
|
Музыкальные физминутки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.