Урок литературы в 7 классе
Тема: Джордж Гордон Байрон«Ты кончил жизни путь герой!..»
Цели: познакомить с творчеством английского поэта, посвятившим свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных; учить определять тему, идею, нравственную направленность произведения.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
– Кого воспевал Р. Бернс в своих произведениях? Что вам известно о нем?
Выразительное чтение песни «Честная бедность» Р. Бернса.
III. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя.
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824) родился в семье английского дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их поместье и скамью в палате лордов – аристократической палате британского парламента. Завершив образование в знаменитом Кембриджском университете, молодой лорд отправился в двухлетнее путешествие (он посетил Пиренейский полуостров и Балканы).
Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XIX века переживала жестокий кризис. В 10-х гг. с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов – разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая станки, машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех их бед. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта.
Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал «узурпатор» Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным, поддержка национально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле. Поэт покинул Англию; он жил сначала в Швейцарии (1816), затем – в Италии (1817–1823). В одном из стихотворений Байрон с предельной краткостью и выразительностью раскрыл существо своего недолгого и блистательного жизненного пути:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
В Италии Байрон принял непосредственное участие в движении карбонариев и тяжело пережил его разгром. В 1823 г., снарядив на собственные средства военный корабль, он отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но неожиданно заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 г. Сердце Байрона было погребено в Греции, а тело захоронено в Англии в его родовом поместье.
Прожив недолгую – всего 36 лет – жизнь, поэт оставил нам великолепные образцы интимной, философской, политической лирики, романтические и драматические поэмы, поэмы юмористические и сатирические, исторические трагедии, биографическую прозу, сатирико-нравоописательный роман в стихах «Дон Жуан», оставшийся, к сожалению, незавершенным. Байрон выступил с идеей непримиримой, хотя и трагической, борьбы против враждебной действительности. Эта революционная черта романтизма Байрона определила художественное новаторство его поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», первые две песни которой были опубликованы в 1812 г. и принесли поэту международную известность.
Новаторский жанр «Паломничества…» – лиро-эпическая поэма – был развит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других классиков мировой литературы.
2. Чтение статьи учебника, составление плана ответа.
1) Пушкин о Байроне.
2) Участник освободительной войны греческого народа от турецкого ига.
3) Гуманистический смысл творчества Байрона.
3. Чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..»
4. Работа по анализу стихотворения.
– «Ты кончил жизни путь, герой!..» Как объяснить? (Герой пал в бою, но имя его не исчезло бесследно, только теперь «начнется слава», твой образ, твое мужество будут жить в песнях «родины святой», за свободу которой ты пал в бою.)
– Как понимать:
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь?
(Народ, за свободу которого боролся герой, не забудет, «позабыть тебя не в силах». Его жизнь и борьба стали для него (народа) примером.
У Горького в «Песне о Соколе» есть такие строчки: «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»)
Задание: комментарий 3-й строфы.
(Имя твое будет наводить страх на врага, девы будут петь песни о тебе, о доблестной смерти. И никто не будет лить слез, чтобы не оскорбить твой «славный прах».)
Задание: назвать героев сказок и былин, пушкинских и лермонтовских произведений, которые могут в других «отвагу мощную вдохнуть» и о которых можно сказать словами стихотворения Байрона. «И в песнях родины святой жить будет образ величавый».
Вывод. Тема борьбы и свободы волновала писателей и поэтов и русских, и зарубежных; они воспевали подвиги героев, не щадивших своих жизней, ради счастья других, и звали к борьбе, как некрасовский гражданин:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь…» и сказать, какому герою посвящаете свое чтение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.