Пояснительная записка
Цели и задачи изучения русского языка в 7а классе
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
ü воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
ü развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
ü освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
ü формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
ü применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
· формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
Ø формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
2. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Ø Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
3.Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года
Учащиеся умеют:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных
частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим
значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и
словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять
словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных
для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных
частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным,
прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого
слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с
разными видами сказуемого;
– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из
их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм
имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен
прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный
план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный,
официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание
пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно)
повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа,
интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы)
материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о
себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать
учебно-научные тексты изучающим чтением;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м
классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных
типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии
с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников основной ступени общего образования
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Сведения о примерной программе, на основе которой разработана рабочая программа (наименование, автор, год издания)
Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов \ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. .-М.:Просвещение,2008).
Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений \ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред.. Н.М.Шанский. – 31-е изд. - М.:Просвещение,2009.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.
ü Традиционное обучение
ü Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
ü Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
ü уровневая дифференциация;
ü проблемное обучение;
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü здоровьесберегающие технологии;
ü коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Количество часов всего 102 часов; в неделю 3 часов
Плановых контрольных уроков: диктантов – 6, итоговое тестирование – 1, промежуточное тестирование – 3, проверочные работы – 3 ч.
Уроков развития речи – 6 ч (сочинения – 3ч., изложение – 3 ч.)
Административных контрольных уроков _______ч.
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов \ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. .-М.:Просвещение,2008).
Учебник Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений \ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред.. Н.М.Шанский. – 31-е изд. - М.:Просвещение,2009.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Хар-ка деят-сти уч-ся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание |
Дата прове-дения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План |
Факт |
1. |
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
урок-общение |
Слова учит., беседа с уч-ся, выполнение упр., работа с книгой |
текущий контроль ранее усвоенных ЗУН по теме урока |
Знание о языке, полученные на уроке, умение подбирать устарев., заимст., неологиз. |
1. Рассказ о русском языке; 2. Упр.3, стр.4 |
|
|
|
Повторение изученного в 5-6 классах |
||||||||
2. |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
урок – повторение |
Опрос, синт. разбор ПП и СП., работа с опорными таблицами, схемами, заданиями мультимедиа-презентации |
текущий контроль ранее усвоенных ЗУН по теме урока |
Знание об основных разделах русского языка, умение разбирать ПП и СП., стаить знаки препинания |
§1-2 Контр. вопросы стр.5-6; 2.Упр.11, стр.7 |
|
|
3. |
Лексика и фразеология. |
1 |
урок – повторение |
Опрос, работа со словарями, опорными таблицами, схемами, заданиями мультимедиа-презентации |
текущий контроль ранее усвоенных ЗУН по теме урока |
Знание понятий лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы |
§3 Упр.14, стр.8 Стр.9- вопросы
|
|
|
4. |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
1 |
урок – повторение |
Опрос, работа с учебником, опорными таблицами, схемами, заданиями мультимедиа-презентации. Фонетич.разбор |
текущий контроль ранее усвоенных ЗУН по теме урока |
Знание материала, изученного ранее по теме (роль букв е, ё, ю, я), произношения и написания слов в рус. языке, орфограммы, связанные с безуд. гласной в корне, провер.согл., правописанием ъ и ь.), уметь делать фонетический разбор слов, транскрипцию |
§4 Упр.19, стр.10 |
|
|
5. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор |
1 |
урок – повторение |
Опрос, работа с учебником, опорными таблицами, схемами, заданиями мультимедиа-презентации. Морфемный и словообразовательный разбор |
текущий контроль ранее усвоенных ЗУН по теме урока |
Восстановить и закрепить навыки словообразовательного разбора, повторить орфограмму в корнях, суффиксах и окончаниях. |
§5 упр.26 |
|
|
6. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова |
1 |
урок – повторение |
Проверка д\з, беседа с уч-ся, инд. раб. по карт., выполнение упр., работа с текстами. |
предварительный контроль – объяснительный диктант |
Повторить основные сведения по морфологии, разграничить части речи по их морф-м признакам, повторить правописание безуд. гласн-х в окончаниях изменяемых ч. речи. |
Упр. 31 подготовка к диктанту |
|
|
7. |
Диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» |
1 |
контроль ЗУН |
Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания
|
Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
упр.36 (задания по тексту) |
|
|
8. |
Анализ диктанта |
1 |
Повторение изученного |
Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста |
периодический контроль орфографический диктант |
Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам |
упр. 40 повторить признаки текста (инд.сообщения или реферат)
|
|
|
9. |
Текст |
1 |
урок – работа с текстом |
опрос, инд.сообщения, работа с учебником, анализ текста, работа в парах |
текущий контроль ранее усвоенных ЗУН по теме урока |
Знать понятие текста, его признаков, сформированность навыка отличия текста от набора предложений Уметь доказывать, что есть текст |
§ 7 упр. 48 повторить стили речи |
|
|
10. |
Стили литературного языка |
1 |
Урок - практикум |
Наблюдение, анализ текстов. Работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах |
текущий контроль полученных знаний |
Умение определять стиль речи, знать их особенности. Знать основные сведения о публицистическом стиле, уметь отличать его от других стилей |
§ 8 упр. 51
|
|
|
|
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие |
||||||||
11. |
Причастие как часть речи |
1 |
урок получения нового материала |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
текущий контроль полученных знаний |
Умение находить в тексте прич., отличать их от глаголов и прилагательных, знание грамм. призн. причастия |
§ 9 упр. 57
|
|
|
12. |
Публицистический стиль |
1 |
Урок - практикум |
Наблюдение, анализ текстов. Работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах |
текущий контроль полученных знаний |
Уметь распознавать публицистический стиль речи |
§ 10 упр. 63
|
|
|
13. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
1 |
комбинированный |
Проверка д/з, выполнение упр., опрос, грам. разбор., выборочный диктант |
текущий контроль - проверочная работа |
Знание правописания окончаний прич., прил., умение правильно писать гласную в окончании причастия |
§ 11 упр. 67
|
|
|
14. |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми |
1 |
урок получения новых знаний |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
текущий контроль полученных знаний |
Знать о ПО, уметь находить в тексте, знать постановку запятых при ПО, уметь конструировать предложения с ПО |
§ 12 упр. 73
|
|
|
15. |
1 |
урок - упражнение |
Проверка д/з, выполнение упр., опрос, работа в группах, анализ текста, работа в группах |
текущий контроль – самостоятельная работа |
§ 12 упр. 82
|
|
|
||
16. |
Описание внешности человека. Сочинение |
1 |
урок развития речи |
работа с учебником, словесное рисование |
текущий контроль навыков связной речи |
уметь написать грамотно сочинение – описание внешности человека, применять в письменной речи предложения с причастным оборотом |
написать сочинение на черновик Упр 80 |
|
|
17. |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных знаний |
Знать о действ. и страд. прич, уметь их отличать, умение составлять текст и предл. с данными причастиями. |
§ 14 упр.85 |
|
|
18. |
Краткие и полные страдательные причастия |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, текстами, заданиями учителя, упражнения |
текущий контроль полученных знаний |
Отличать полные и краткие страд.прич., уметь находить их в тексте, отличать от полных и кратких прилагательных, определять их синтаксическую роль. |
§ 15 упр. 89 (частично) |
|
|
19. |
Действ. прич. наст. времени. Гласные в суффиксах действительных прич. наст. времени |
1 |
комбинированный |
Проверка д/з, инд. задания, объяснение нов. материала, работа с таблицами, работа в группах |
текущий контроль - работа по группам, инд. задание |
Знать правило написания. гласн. В падежных окончаниях прич. наст. времени, уметь составлять предложения с действ. прич. наст. времени |
§ 16 упр.94
|
|
|
20. |
Действ. прич-я прошедшего времени |
1 |
комбинированный |
Проверка д/з, инд. задания, объяснение нов. материала, работа с таблицами, работа в группах |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме |
Знать способы образования действ. прич. прош. времени, условия выбора глаголов суф. этих прич., умение составлять прич-я с действ. прич. прош. времени. |
§ 17 упр. 98 |
|
|
21. |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страд. прич. наст. вр. |
1 |
комбинированный |
Проверка д/з, инд. задания, объяснение нов. материала, работа с таблицами, работа в группах |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме |
Знать образование страдательные причастия настоящего времени. Применять орфограмму на практике. Уметь использовать в речи данные причастия. |
§18 упр.106
|
|
|
22. |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
комбинированный |
Проверка д/з, инд. задания, объяснение нов. материала, работа с таблицами, работа в группах |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме |
Знать образование страд.прич.прош.вр., суффиксы, уметь выбирать верное написание суффикса у страд.прич.прош.вр. Уметь использовать в речи данные причастия. |
§19 упр.110
|
|
|
23. |
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях |
1 |
комбинированный |
Проверка д/з, инд. задания, объяснение нов. материала, работа с таблицами, работа в группах |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме |
Уметь верно выбрать гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях |
§20 упр.113
|
|
|
24. |
Диктант по теме «Причастия» |
1 |
итоговый урок |
Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания
|
Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
Подготовка к словарному диктанту, упр.120 |
|
|
25. |
Анализ диктанта |
1 |
работа над ошибками |
Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста |
периодический контроль словарный диктант |
Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам |
творческое задание – из текста худ лит-ры выписать 5-7 предложений с прич.об. |
|
|
26. |
Одна и две буквы Н в суффиксах страд. прич. прош. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
2 |
урок изучения нового |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме самостоятельная работа – цифровой диктант |
Знание правила н и нн в суф. прич. и прил., образованных от глаг., умение разгранич. прич. и прил., образ. от гл., умение правильно писать н и нн в суф. прич. |
§21 упр.117
|
|
|
27. |
урок - упражнение |
Проверка д/з, инд. задания, объяснение нов. материала, работа с таблицами, работа в группах |
§21 упр.121
|
|
|
||||
28. |
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страд.прич. и в кратких отглагольных прилаг. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме самостоятельная работа – «дырявый» диктант |
Знание правила н в суф. Кратких страд прич. и в кратких отлаг. прил., умение разграничивать краткие прич. и отглаг. прил., умение правильно писать н и нн в суф. прич. |
§22 упр.128
|
|
|
29. |
Сжатое изложение |
1 |
Развитие речи |
Работа с текстом, учебником |
текущий контроль - Определение темы, основн. мысли, ключевых слов, частей текста |
Умение сократить текст методом исключения, обобщения, писать в логической последовательности, связно, без речевых, орф., пункт. ошибок. |
упр.130 (сократить вторую часть текста) |
|
|
30. |
Морфологический разбор причастия |
1 |
урок - обобщение |
Проверка д/з, инд. задания, упражнения, работа с учебником, морфологический разбор прич., работа в группах
|
текущий контроль –самостоятельная работа – морф.р-р причастия |
Знать материал по теме «Причастия, уметь делать его морфологический разбор» |
§23 упр.131
|
|
|
31. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
|
§24 упр.135 составить словарный диктант на обобщенное правило «Не с разными частями речи» |
|
|
32. |
Не с разными частями речи |
1 |
урок - тренажер |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
периодический контроль – «дырявый» диктант |
Знать правописание Не с прилагательными, причастиями, существительными, наречиями, глаголами |
§24 упр.138
|
|
|
33. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. времени |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме самостоятельная работа |
Знание правило, изученное на уроке, умение писать е, ё после шипящих в суф. страд. прил. прош. времени |
§25 упр.143 |
|
|
34. |
О-Ё после шипящих в разных частях речи |
1 |
урок - тренажер |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
периодический контроль – «цифровой» диктант |
Знать правописание О-Ё после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях существительных, прилагательных, глаголах, наречиях |
упр.144 (части №3,4) |
|
|
35. |
Обобщающе-повторительный урок по теме «Причастие». Тест |
1 |
урок - практикум |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах |
итоговый контроль стр. 72 отв.на впопр. предварительный контроль - тесты |
Знание правил, изученных по теме «Причастие», умение находить в предложении ПО, определять вид прич., делать морф.р-р прич., закреплять умение редактировать текст с ПО, находить ошибки в употреблении причастий. |
упр.151 |
|
|
36. |
Диктант по теме «Причастие» |
1 |
контроль ЗУН |
Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания
|
Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
упр.158 |
|
|
37. |
Анализ диктанта |
1 |
работа над ошибками |
Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста |
периодический контроль орфографический диктант |
Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам |
инд. сообщение – теория о глаголе упр.157 |
|
|
|
Деепричастие |
||||||||
38. |
Деепричастие как часть речи |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание грам. особенностей деепричастия, уметь употреблять деепр. в речи |
§ 26 упр. 160 |
|
|
39. |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
2 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание о деепричастном обороте, умение выделять запятыми деепричастный оборот. |
§ 27 упр.165 |
|
|
40. |
урок – тренажер |
работа с учебником, упражнения, работа в группах |
текущий контроль – «дырявый» пунктуационный диктант |
уметь отличать деепричастный оборот от причастного оборота |
§ 27 упр.169 (части 3,4) |
|
|
||
41. |
Раздельное написание не с деепричастиями |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, упражнения |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание правил, изучен. на уроке, умение правильно писать не с гл. и дееприч |
§ 28 упр.173 |
|
|
42. |
Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание о способах образования дееприч. несов. с соверш. вида, умение образовать дееприч.от глаг. |
§ 29 упр.177 |
|
|
43. |
Морфологический разбор деепричастия |
1 |
систематизация ЗУН |
работа с учебником, анализ текста, морф.р-р деепричастия |
|
Знание о деепричастии, о порядке разбора деепричастия |
§ 31 упр. 189 (выборочное задаие) |
|
|
44. |
Повторение по теме «Деепричастие». Тест. |
1 |
урок-практикум |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах |
итоговый контроль стр. 90отв.на впопр.
|
Знание правил, изученных по теме «Деепричастие», умение находить деепричастия, деепр.обороты, употреблять их в речи |
упр. 194 |
|
|
45. |
Диктант по теме «Деепричастие» |
1 |
контроль ЗУН |
Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания
|
Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
упр.191 подготовка к словарному диктанту, словарик |
|
|
46. |
Анализ диктанта |
1 |
работа над ошибками |
Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста |
периодический контроль словарный диктант |
Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам |
творческое задание – из текста худ лит-ры выписать 5-7 предложений с дееприч.об. |
|
|
|
Наречие |
||||||||
47. |
Наречие как часть речи. |
|
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание о наречии, о морф. и синт. роли наречия, умение находить нар. в тексте. |
§32 упр.200 |
|
|
48. |
Смысловые группы наречий |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, упражнения, работа в группах |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание о смысл. группах нареч., умение определять принадлежность нар. к той или иной смысловой группе |
§33 упр.210 |
|
|
49. |
Степени сравнения наречий |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, упражнения, работа в группах |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме
|
Знание срав. и превосх. степени ср. наречий, отл. их от прил., умение образовывать степ. сравн. наречий. |
§34 упр.215 |
|
|
50. |
Морфологический разбор наречий. |
1 |
систематизация ЗУН |
работа с учебником, анализ текста, морф.р-р наречия, работа в группах |
|
Знание о наречии, о порядке разбора наречия |
§35 упр. 216 (дополнительные задания разобрать наречия) |
|
|
51. |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о-е |
1 |
комбинированный |
работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр. |
текущий контроль ЗУН по изучаемой теме |
Знание орф-м, изученной на уроке, сформировать навык правописания Не с наречиями |
§36 упр.222 |
|
|
52. |
Правописание НЕ с разными частями речи |
1 |
систематизация ЗУН |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, упражнения |
периодический контроль – орф. диктант |
умение правильно писать не с изученными частями речи |
упр.226 |
|
|
53. |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречиях |
1 |
комбинированный |
Проверка д\з, инд. работа с карт., тренир. упр. |
текущий контроль ЗУН |
Формирование умения правильно выбрать гл. е, и в пристав. не- и ни- отриц. нареч. в сопоставлении с правописанием отриц. неопр. местоимений. |
§37 упр. 232 |
|
|
54. |
Одна и две буквы Н в наречиях на о - е. |
2 |
комбинированный |
Проверка д\з, работа со словами, запись на доске, работа с учебником, тренир. упр |
текущий контроль ЗУН «цифровой» диктант |
Знать алгоритм н и нн в нареч. на о- е в сопоставлении с правописанием н и нн в прил. и прич., формирование умения обозначать нов. орф-му, выбирать правильное правописание. |
§38 упр. 236 (№3,4) |
|
|
55. |
Описание действий. Сочинение |
1 |
урок развития речи |
работа с учебником, словесное описание |
текущий контроль навыков связной речи |
уметь написать грамотно сочинение – описание действий человека |
§39 упр.240 |
|
|
56. |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
периодический контроль – орф. диктант «О-Е после шипящих в разных частях речи» |
Знание орфограммы, изученной на уроке, умение правильно писать буквы о-е в суф. нареч. |
§40 упр.243 |
|
|
57. |
Буквы о и а на конце наречий |
1 |
комбинированный |
Проверка д\з, работа со словами, записанными на доске, работа с учебником, тренир. упр. |
|
Знать правило правописания о, а на конце нареч. с прист., формирование умения выбрать нужный суф. в зависимости от способа образования нареч. и приставки. |
§41 упр.247 |
|
|
58. |
Дефис между частями слова в наречиях |
2 |
комбинированный |
Проверка д\з, работа со словами, запись на доске, работа с учебником, тренир. упр |
текущий контроль ЗУН |
Знать условия написания наречий с прист. через дефис, формирование умения писать при определенных условиях наречие через дефис. |
§42 упр.253 |
|
|
59. |
урок - тренажер |
работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр. |
«цифровой» диктант |
§42 упр.255 |
|
|
|||
60. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-х и колич. числ- х. |
2 |
комбинированный |
Проверка д\з, работа со словами, запись на доске, работа с учебником, тренир. упр |
текущий контроль ЗУН |
Умение отличить наречие от сущ., прил, числит. с предл., знание слитн. и разд. напис. приставок в нареч. |
§43 упр.260 |
|
|
61. |
урок - тренажер |
работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр. |
орфографический диктант |
§43 упр.262 |
|
|
|||
62. |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
текущий контроль |
Знать правилом употребления ь на конце нареч., формирование умения находить данную орфограмму. |
§44 упр.266 |
|
|
63. |
Мягкий знак в разных частях речи |
1 |
обобщение |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, упражнения |
периодический контроль «Ь после шипящих в разных частях речи» |
Знать правописание Ь после шипящих в разных частях речи |
стр.123 отв. на вопр. упр. 274 |
|
|
64. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие». Проверочная работа |
1 |
урок - практикум |
работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр., работа в группах |
итоговый контроль - стр.123 отв.на вопр. |
Обобщение и расширение свед. о нареч. как ч. речи, повторение орф-м, связанных с изучением наречия, наб-я за употребл. нареч. в текстах. Знание орф-м, изучен. по теме «Наречие», умение составлять свой текст с нареч. не допуская ошибки на изученную тему. |
упр.269 |
|
|
65. |
Диктант по теме «Наречие». |
1 |
контроль ЗУН |
Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания
|
Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
подготовка к словарному диктанту, словарик |
|
|
66. |
Анализ диктанта |
1 |
работа над ошибками |
Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста |
периодический контроль словарный диктант |
Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам |
творческое задание по худ.тексту |
|
|
|
Категория состояния |
||||||||
67. |
Категория состояния как часть речи |
2 |
комбинированный |
Проверка д\з, работа со словами, запись на доске, работа с учебником, тренир. упр |
текущий контроль ЗУН |
Знать о словах категории состояния, уметь находить их в предложении, определять их синтаксическую функцию. |
§ 45 упр.279 |
|
|
68. |
Морфологический разбор категории состояния |
1 |
урок - практикум |
работа с учебником, анализ текста, морф.р-р категории состояния, работа в группах |
итоговый контроль стр.132 отв.на вопр. |
Уметь делать морфологический разбор слов категории состояния |
§ 46 упр.281 (сжать текст) |
|
|
69. |
Сочинение на лингвистичес-кую тему |
1 |
урок развития речи |
работа с учебником, устное сочинение, работа с дополнительной литературой |
контроль ЗУН развития письменной и устной речи |
Знать основные подходы к написанию сочинения на лингвистическую тему, грамотное изложение мыслей |
упр.283 |
|
|
|
Служебные части речи. Предлог |
||||||||
70. |
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов |
1 |
комбинированный |
Анализ предложения, беседа по вопросам, работа с §48, трен. упр |
текущий контроль ЗУН |
Систематизация отлич. служ. и сам. ч. речи, формирование предст-я о предлоге как служ. ч. речи, закрепление умения писать предлоги с некоторым сам. частями речи. Умение правильно употреблять предл. в речи |
§ 47,48 упр.288 |
|
|
71. |
Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги |
1 |
комбинированный |
Работа с учебником, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр. |
текущий контроль ЗУН |
Знание о непроизв. и произв. предлогов, умение различать предлог и сам. ч. речи. Уметь различать простые и составные предлоги |
§ 50 упр.300 §51 упр.304 |
|
|
72. |
Морфологический разбор предлога |
1 |
урок - практикум |
работа с учебником, анализ текста, морф.р-р категории состояния, работа в группах |
текущий контроль ЗУН - сам.работа |
Уметь делать морф. разбор предлога. |
§ 52 упр.306 |
|
|
73. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
2 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание правила, изученного на уроке, умение отличать произв. предл. от других частей речи, от которых . они образованы |
§ 53 упр.310 |
|
|
74. |
урок – тренажер |
работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр. |
текущий контроль -орфографический диктант |
|
§53 упр.311 (выборочное задание) |
|
|
||
75. |
Обобщающее- повторительный урок по теме «Предлог» Проверочная работа |
1 |
урок - практикум |
Работа с учебником, таблицами, опрос, объяснительный диктант |
текущий контроль – проверочная работа |
Знание о предл., умение правильно писать предлоги с сущ., числит, местоимениями |
упр.311 (по заданиям учителя) |
|
|
76. |
Сжатое изложение |
2 |
Развитие речи |
Работа с текстом |
текущий контроль - Определение темы, основн. мысли, ключевых слов, частей текста |
Умение сократить текст методом исключения, обобщения, писать в логической последовательности, связно, без речевых, орф., пункт. ошибок. |
Сократить данный текст (упр.381), найти ключевые слова, микротемы |
|
|
77. |
упр.307 |
|
|
||||||
|
Союз |
||||||||
78. |
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание о союзе как часть речи, умение определять роль союзов в пр-ии, ставить знаки препинаний при однородных членах и в СП. Уметь различать простые и составные союзы |
§ 54,55 упр317 |
|
|
79. |
Союзы сочин. и подчин. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
1 |
урок - практикум |
Беседа, работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах |
текущий контроль – «дырявый» пунктуационный диктант |
Различать сочин. и подчин. союзы, уметь определять и их роль, вырабатывать практический навык постановки знаков препинания между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
§ 56,57 упр.325 |
|
|
80. |
Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. |
1 |
комбинированный |
Работа с учебником, текстом, инд. работа по карточкам, проверка д\з, тренир. упр. |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знать разряды сочинит.союзов по значению, уметь ставить запятые в ССП . Знать разряды подчинит.союзов по значению, уметь ставить запятые в СПП |
§58 упр.333 §59 упр. 339 |
|
|
81. |
Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. |
1 |
комбинированный |
работа с учебником, анализ текста, морф.р-р союзов, работа в группах |
текущий контроль – сам.работа |
Уметь делать морфологический разбор союзов. Понимание принципа определения слитного -раздельного написания союзов также, тоже, чтобы. |
§ 60 упр. 342 |
|
|
82. |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. |
1 |
урок – тренажер |
Беседа, работа с учебником, таблицами, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание правописания союзов, умение различать эти союзы и мест. и нареч. с част. же, за, бы. |
§61 упр.350 |
|
|
83. |
Обобщающее- повторительный урок по теме «Союз» Проверочная работа |
1 |
урок - практикум |
Работа с учебником, таблицами, опрос, объяснительный диктант |
предварительный контроль – проверочная работа стр.165 отв.на.вопр |
Знание о союзе как части речи, умение правильно писать союзы, употреблять их в речи. |
упр.356 |
|
|
84. |
Диктант по теме «Служебные части речи» |
1 |
контроль ЗУН |
Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания
|
Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
подготовка к словарному диктанту, словарик упр.354 |
|
|
85. |
Анализ диктанта |
1 |
работа над ошибками |
Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста |
периодический контроль словарный диктант |
Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам |
упр.355 |
|
|
|
Частица |
||||||||
86. |
Частица как часть речи. Разряды частиц. формообразующие частицы. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знать о частице как служ. ч. речи, умение отличать частицы от других ч. речи. Знать формообразующие частицы. |
§62,63 упр.363 |
|
|
87. |
Смысловые частицы |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
знать смысловые группы частиц |
§64 упр.374 |
|
|
88. |
Разделительное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения. Морф.разбор частиц |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание разд. и дефисн. написания частиц, умение правильно писать и употреблять их в речи. Уметь делаьть морфологический разбор частиц |
§65 упр.381 § 66 упр. 384 |
|
|
89. |
Отрицательные частицы НЕ и НИ |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание значений частиц не и ни в предложении, уметь разграничить частицы не и ни. |
§ 67 упр.388 |
|
|
90. |
Различие частицы Не и приставки Не |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание правил правописания не с различными частями речи, умение их применять . |
§68 упр.399 |
|
|
91. |
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание о част. ни, союза ни-ни, приставки ни, умение различать их и выбирать прав. правописание. |
§69 упр.406 стр.187 отв.на вопр. |
|
|
92. |
Обобщающее- повторительный урок по теме «Частицы». Тест |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
итоговый контроль стр.187 отв.на вопр. тест |
Знать теорию по теме, применять теоретические знания на практике |
упр. 414 |
|
|
|
Междометие |
||||||||
93. |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.. |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание о межд. как части речи, знаки препинания при межд., умение находить в тексте и употреблять их в своей речи. |
§70 упр.419 |
|
|
94. |
Знаки препинания при междометиях |
1 |
комбинированный |
Беседа, работа с учебником, работа таблицей, текстом, инд. работа по карточкам, упражнения |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знание о межд. как части речи, знаки препинания при межд., умение находить в тексте и употреблять их в своей речи. |
§ 71 упр. 421 |
|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
||||||||
95. |
Повторение по темам «Разделы науки о языке. Текст. Стили речи» |
1 |
урок – семинар |
работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знать разделы науки о языке, определить признаки текста, уметь различать стили речи. |
§упр.423 (сжать текст) |
|
|
96. |
Фонетика. Графика. |
1 |
урок – игра «Знатоки русского языка» |
работа с учебником, таблицами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знать материал, изученный по теме «Фонетика. Графика», уметь выполнять фонетич. разбор |
§74 упр.431 |
|
|
97. |
Лексика и фразеология |
1 |
урок – виктори- на |
работа с учебником, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных ЗУН |
Сформированность ЗУН по данной теме. Уметь работать со словарями, употреблять фразеолог. в речи, знать их значение |
§75 упр.434 |
|
|
98. |
Морфемика. Словообразова ние. |
1 |
урок – игра «Размин ка для эрудит ов» |
работа с учебником, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знать материал по теме, уметь разбирать слова по составу и выполнить словооб. разбор |
§76 упр.439 |
|
|
99. |
Морфология. |
1 |
урок – игра «Кон курс грамоте ев» |
работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных ЗУН |
Знать части речи, уметь выполнять морф. разбор, уметь определять синт. роль частей речи. |
§ 77 упр.445 |
|
|
100. |
Орфография. |
1 |
урок – игра «Умники и умницы» |
работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, упражнения, работа в группах, лингвистическая игра |
текущий контроль полученных ЗУН – комментированный диктант |
Знать, что такое орфограмма, уметь обозначать орф., условия выбора. |
§ 78 упр.453 |
|
|
101. |
Синтаксис. Пунктуация. |
1 |
урок – практи кум |
Работа с учебником, упражнения, работа в группах |
текущий контроль полученных ЗУН – «дырявый» пунктуационный диктант |
Знать основные сведения по теме «Синтаксис. Пунктуация», уметь расставлять знаки препинания в соответствии с законами пунктуации |
§79 упр462 |
|
|
102. |
Итоговое контрольное тестирование |
1 |
Контроль ЗУН |
инструктаж, тесты |
текущий контроль полученных ЗУН |
Контроль сформированности ЗУН, полученных в 7 кл. |
повторение пройденного |
|
|
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы
1. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.: Просвещение, 2007
2.С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.