Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Камбарский Дом детства и юношества»
«Мы вместе!»
Беседа о толерантности
Разработала: Маратканова Е.М.,
педагог дополнительного образования
г. Камбарка, 2019 г.
Мы вместе!
Беседа о толерантности.
Цель: Воспитывать у детей ценности культуры мира, толерантности и прав человека.
Задачи:
1. Помочь обучающимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
4. Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать, любовь к малой родине.
Ход беседы:
Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Рада нашей встрече, но прежде чем мы начнем наше мероприятие, я хочу прочитать вам стихотворение Акрамовой Галии.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Как вы думаете, о чем оно? (Ответы обучающихся)
Педагог: Верно, сегодня мы с вами поговорим о доброте, уважении и терпимом отношении друг к другу, то есть о толерантности.
Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Ответы ребят).
Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.
Педагог: Как вы считаете, чем люди отличаются друг от друга? (цветом волос, глаз, ростом, цветом кожи, интересами, характерами…)
А если бы все люди были бы одинаковыми, было бы интересно жить?
Различие людей ведет к прогрессу, развитию науки и техники. Представьте себе, что будет, если заспорят два вспыльчивых человека, и никто из них не будет уступать другому? (они поругаются) А вдруг они являются главами государств? К чему может привести их конфликт? (к войне)
Чтобы было меньше конфликтов между людьми и никогда не было войны, нужно быть терпимыми друг к другу, учиться уважать друг друга и признавать мнения, отличные от твоего собственного.
Итак, из чего состоит толерантность? Предлагаю собрать схему Толерантности (карточки с качествами характера). Обучающиеся собирают схему.
Быть толерантным – значит обладать всеми этими качествами. Если каждый из вас будет толерантно относится друг к другу, то, конечно, в объединении, в коллективе, в классе будет дружеская атмосфера.
Несколько рекомендаций, чтобы воспитать в себе толерантную личность:
1. Умейте управлять своим эмоциональным состоянием.
2. Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
3. Чаще улыбайтесь.
4. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
5. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
6. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с несправедливостью, понимать друг друга, чтобы вместе строить мирное будущее.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть сказку «Гадкий утенок», после чего мы с вами ее обсудим. (с 1 минуты по 9)
У вас в жизни были такие случаи, когда обижали человека из-за его недостатков?
1. Как вы думаете, почему никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других (ответы детей);
2. Кажутся ли вам эти причины справедливыми? Почему? (ответы детей);
3. Могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку?
4. Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? 5. Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?
6. А как вы думаете, можно ли обижать человека, если он одет скромнее вас, или учится немного хуже вас, или не разделяет ваших интересов (то есть слушает другую музыку, читает другие книги и т.д.?)
Правильно, нельзя обижать другого человека, если он отличается от вас.
Физкультминутка:
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девчонки;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение.
Скажите, ребята, у кого из вас есть друзья, внешне не похожие на вас? Любят ли они так же, как и вы, играть, читать, гулять?
Совершенно верно, каким бы ни был человек, интересы у него такие же.
Проблема терпимости, толерантности к людям остро стоит во всех странах мира. Поэтому в ноябре 1995 г. международной организацией ЮНЕСКО объявлен праздник Международный день толерантности, терпимости, который отмечают ежегодно 16 ноября.
В нашей истории было много воин. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот много лет спустя ситуация повторяется. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают к нам в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.
Толерантность в основном мы можем проявлять дома, в школе, занимаясь в объединении. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве.
Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Ты видишь, что Саша плохо одет.
А. Для тебя это неважно.
Б. Ты будешь подсмеиваться над ним.
2. В столовой ты замечаешь, что Дима питается не так, как ты, по причине своей религии...
А. Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Б. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
3. Если цвет кожи у Кима отличается от твоего, то:
А. Ты стремишься лучше узнать его.
Б. Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
4. Когда пожилая женщина медленно идет, то:
А. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Б. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
5. Если к тебе подойдет ребенок-инвалид, то:
А. Ты естественным образом будешь разговаривать с ним.
Б. Ты отойдешь от него, не зная, что сказать.
Давайте еще немного порассуждаем. Как вы думаете, что хотели сказать знаменитые люди своими известными фразами?
"Кто полон милосердия, непременно
обладает мужеством". (Конфуций)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”
Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Посмотрите на картинку. Этим воронам весело вместе и совсем не важно, что одна из них не похожа на остальных. Когда все увлечены одним делом, учебой или игрой, то на отличия не обращают внимание. Важен результат дела. Быть может, ворона белого цвета внесет более весомый вклад в занятие.
Итак, подведем небольшой итог нашей беседы.
Как вы поняли, что такое толерантность?
Из чего она состоит?
Почему важно быть толерантной личностью?
Педагог: И в завершении нашей беседы я вам дарю клип «Дружба», чтобы в нашем объединении, в вашем классе царила доброта, уважение, взаимопонимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.