Тема беседы: «Мораль и право»
Цель: формировать увоспитанников гражданскую позицию, правовую и нравственную культуру.
Задачи: ознакомить воспитанников с понятиями мораль и право, развивать духовно-нравственные качества личности подростков, формировать навыки практического использования знаний, развивать коммуникативное общение.
Ход беседы.
Самую сильную черту отличия человека
от животных составляет нравственное
чувство или совесть…
Ч. Дарвин
1. Организационная часть.
Скоро каждый из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их? (слайд 5)
2. Основная часть.
1. Интерактивная беседа «Мораль и право»
Сейчас давайте разберемся, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право.
-Как вы думаете, что такое мораль? (ответы детей)
-Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Эти нормы нигде не записаны, придуманные людьми. Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.
- А как вы думаете, существует ли наказание при нарушении моральных норм и правил, если да, то какое наказание грозит? (ответы детей)
За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
- А что по вашему мнению право? (ответы детей)
В широком смысле право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.
Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. Они записаны в Конституции, законах. Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.
2 Электронная дидактическая игра «Мораль или право».
-Определите, какие поступки являются аморальными, а какие юридически наказуемыми.
3. Физкультминутка
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд,
Раз согнуться-разогнуться,
Два –согнуться –потянуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
3.Ситуативный практикум
Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
4.Проектная деятельность по теме занятия.
Работа в группах.
Одна группа формулирует нормы морали
Вторая группа –нормы права
Защита проекта: результат своей деятельности необходимо оформить на ватмане и представить.
3. Заключительная часть
Вот наше занятие и подошло к концу. Мы с вами сегодня говорили о морали и праве. Скажите, что общего в этих двух понятиях? (ответы детей)
-И мораль и право регулируют общественные отношения и поведение, ориентируясь на справедливость.
Чтобы правовые нормы работали, они не должны идти вразрез с нормами морали. А чтобы моральные нормы работали они должны превратиться в привычку.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.