Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский Магритт»: советский сюрреалист Виктор Пивоваров
Подготовила:
педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Федоровна
Саранск 2023
Муниципальное учреждение дополнительного образования«Центр эстетического воспитания детей» города Саранска, Республики Мордовия
Биография Виктора Пивоварова
Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января, 1937 года в городе Москве, РСФСР. Будущий художник вырос в еврейской семье и считает себя наследником иудейской культурной ментальности. В 1957 году Пивоваров закончил художественное училище в столице СССР и пытался поступить в Художественный институт имени Сурикова, но получил «неуд» по всем вступительным экзаменам.
Потерпев фиаско, молодой и целеустремленный юноша все же нашел своё высшее учебное заведение — им оказался Московский полиграфический институт, который он окончил в 1962 году.
Начиная с периода 1964 года, художник Виктор Пивоваров работает иллюстратором детской литературы. Именно там он познакомился с многими художниками неофициального искусства тех времен. Илья Кабаков, Эрик Булатов и Овсей Дриз — это далеко не весь список концептуальных художников, с которыми завел дружбу Пивоваров в это время.
Вдохновленный идеями неприятия всего конформистского и традиционного, Пивоваров создал собственный стиль изобразительного искусства, состоящий из синтеза литературных иллюстраций и обычной техники живописи.
Символизм и смысл работ художника Виктора Пивоварова
Будучи художником, который пишет необычные картины, Виктор Пивоваров пытается очеловечить традиционный
стиль сюрреализма, придав фигурам и предметам в своих работах символизм мыслей. Иными словами, каждый образ в его картинах — это отдельная человеческая мысль: чувственная и противоречивая.
Существует два Виктора Пивоварова.
Первый — успешный иллюстратор детских книг, благонадежный для советской системы. Второй — один из основателей московского концептуализма.
Сам Пивоваров признавался, что его путь как «не-иллюстратора» начался очень поздно. «Мне было около тридцати лет, когда я начал писать свои первые картины», — отмечал он.
В начале 1970-х художник создал сюрреалистичную серию, написанную автомобильной эмалью на больших листах оргалита. У Пивоварова почти нет социальности, он пишет так называемые «открытые картины», требующие самостоятельной интеллектуальной работы зрителя.
— Что касается рисования, то, по словам Пивоварова, оно началось со стенгазеты закройного цеха обувной фабрики «Парижская коммуна».
Мать будущего художника назначили ее редактором, а его самого попросили сделать карикатуры на фабричных пьяниц. Рисунки имели огромный успех. Кстати, на этой же фабрике одно время бухгалтером работал художник-авангардист
Иван Клюн — ближайший друг Малевича.
«Отражения» 1965–1966, масло, холст
В начале 1960-х годов, после окончания Московского полиграфического института, Виктор Пивоваров начал работать в книжной графике (он проиллюстрировал в том числе сказки Андерсена, стихи Генриха Сапгира, «Черную курицу» Погорельского). В 1970 году в его творчестве на первый план выходит живопись, но наработанный в графике узнаваемый стиль остается. В картине «Отражения» обращенные друг к другу фигуры на глухом эмалевидном фоне нанесены трафаретной техникой с использованием минимального количества цветов. Внутри силуэта мужчины в костюме и котелке — «прорывы» плоскости, открывающие изображение пейзажа, вид на который перекрывает причудливая конструкция с табуреткой в основании. Половинка яблока, рыба и горящая свеча образуют пирамиду, отражение которой составляет силуэт второго героя. Очки, котелок, пейзаж внутри фигуры, яблоко — все эти мотивы, отсылающие к творчеству Рене Магритта, будут еще не раз встречаться в работах Пивоварова.
(Фото 5)
«Московская вечеринка», 1971. Эмаль, оргалит.
Работа «Московская вечеринка» — одна из ключевых в творчестве художника. В вытянутых вибрирующих контурах фигур, в наслоении бесконечного количества пространств, населенных изображениями, которые, находясь в одной плоскости, никогда не пересекутся, видна сюрреалистическая подоснова живописного языка Пивоварова. Персонажи и изображения (их художник называет «актерами») в «Московской вечеринке» появляются впервые и будут сопровождать его на протяжении всей творческой жизни. Среди них — голова человека, части тел, дом, стол, пустая комната и фигура мужчины в темных очках, которые Пивоваров считает «метафорой… зрения, повернутого внутрь себя, к миру внутреннему, к жизни души».
(Фото 6)
«Проекты для одинокого человека» 1975. Оргалит, эмаль
Тема одиночества — одна из сквозных в творчестве Пивоварова. Говоря о концептуальном цикле «Проекты для одинокого человека», художник определяет внутреннее состояние своего героя как «сознательное одиночество», при котором человек полноценно участвует в социальной жизни, общается с другими людьми, но остается одиноким. Цикл состоит из шести щитов-картин, каждый из которых — это схема, инструкция или описание: «Проект жилого помещения для одинокого человека», «Проект предметов повседневного обихода для одинокого человека, «Проект неба для одинокого человека», «Режим дня одинокого человека», «Проект снов для одинокого человека», «Проект биографии для одинокого человека». Такое художественное решение наглядно отражает структуру концептуального живописного языка, разработанного Пивоваровым в начале 1970-х годов. Каждая из работ цикла совмещает отстраненность информационного щита и узнаваемость авторского стиля. Собственно художественное сведено в работах к минимуму: пустынные фрагменты пейзажей или изображения комнат выглядят такими же отстраненными, как тексты и схемы.
(Фото 7)
«Москва, весна и рыбка на окне» 1994. Холст, эмаль.
«Москва, весна и рыбка на окне» относится к циклу «Квартира 22» (1992–1996), состоящему из 35 картин. Квартира 22 — это коммунальная квартира, в которой родился Пивоваров, а персонажи работ цикла — мама художника, люди, которые в разные годы жили в этой квартире, и друзья. Принцип, объединяющий работы, художник сравнивает с триединством классической драмы: местом служит коммунальная квартира, время — конец 1950-х годов, а единство действия обеспечивается набором событий повседневной жизни. Скупые выразительные средства, утрированная грубость форм и использование плотного контура заимствуются художником у информационных стендов, а введение текста в ткань повествования усиливает плоскостность картин. По словам художника, работы этого цикла — современный вариант жанровой картины, созданный подчеркнуто «нехудожественными» средствами. Красота повседневности здесь показана без поэзии и ностальгии, но и без критики
.
(Фото 8)
«Окно мальчика» — редкий в творчестве Виктора Пивоварова пример объекта-лайтбокса . Объект является изображением окна. Спиной к зрителю стоит мальчик, за его окном виден дом и серое небо. Включив подсветку, зритель, наблюдающий за мальчиком, обнаруживает, что мальчик сам находится в процессе наблюдения за переодевающейся у окна женщиной в доме напротив. Теплый оконный свет контрастирует с подчеркнуто графитным и практически монохромным решением картины-объекта, а неожиданный сюжет обращается к глубоко скрытым переживаниям героя. Это любопытный вираж развития в сторону от сформулированного в 1970-е годы принципа открытой картины как подчеркнутой плоскости — к традиционному представлению о классической картине как об окне, за которым всегда разворачивается пространство. Здесь это утверждение реализовано буквально.
«Окно мальчика» 1995. Дерево, фанера, оргстекло, бумага, масло, цветной карандаш
(Фото 9)
Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996. Акварель, тушь, белила, бумага.
«Жизнь в Москве, не в той, что наверху, а в той, что внизу, в нашей Москве, упоительна! Стихи, застолья, Эрот, порхающий под потолками, культ дружества. Кажется, никогда в России со времен пушкинской до декабристской молодости не было таких горячих, не замутненных прагматизмом, дружеских отношений» — так описывает Виктор Пивоваров в своей книге «Влюбленный агент» художественную среду, в которую он попал в 1960-е годы. Альбом «Действующие лица (Сценки из московской жизни)» был выполнен художником после его переезда в Прагу как воспоминание о друзьях и коллегах, о художественной жизни Москвы 1970–80-х годов. Форма этого альбома отличается от его более ранних работ в этом жанре. «Действующие лица» автор сравнивает с традиционным альбомом XIX века. Его героями стали поэты Игорь Холин и Генрих Сапгир, с которыми Пивоваров близко дружил, писатель Юрий Мамлеев, художники Леонид Шварцман, Оскар Рабин, Эрик Булатов, а также Илья Кабаков, в мастерской которого проходили многочисленные встречи художников, поэтов и философов. Действующим лицом стал и «сакральный центр» Москвы, города, который не перестал быть местом жительства героев Пивоварова даже после его эмиграции в 1982 году.
Воспоминание Виктора Пивоварова
Еще один частый образ — мыши. «Когда я был в пионерском лагере, кто-то из ребят поймал маленькую лесную мышку. Ее отдали мне. Днем я носил ее в нагрудном кармане, кормил кашей и хлебом и разговаривал с ней. А ночью укладывал спать в небольшой мешочек с травой и листьями. И вот каждую ночь мой мышонок удирал из этого мешочка. В последний день лета, вернее в последнюю ночь, мой мышонок удрал и утонул в банке с какой-то микстурой, стоявшей на окне», — вспоминал Пивоваров.
Из цикла «Сады монаха Рабиновича»
Рассказ от лица выдуманного персонажа — один из важных художественных приемов московского концептуализма. Монах Рабинович — второе «я» автора; герой, реализующий возможность духовного восхождения человека к единению с Богом, космосом и окружающим миром, описанную Пивоваровым в «Проектах для одинокого человека». Сам художник не раз говорил, что ему так и не удалось воплотить «программу сознательного одиночества», которая видится им как идеал существования творческого человека. Эпитет «монах» дан герою не как обозначение его места в церковной иерархии (даже его принадлежность к определенной конфессии неизвестна), а скорее как знак его миссии одиночки. Образ сада, появившийся в творчестве Пивоварова еще в альбомах конца 1970-х годов, мыслится как умозрительное пространство коллективной памяти человечества. Визуальное решение цикла отсылает к опытам художника с информационной графикой: изображение составлено на сочетании стремящихся к абстракции биоморфных фигур, окружностей (символов совершенства и гармонии) и надписей, помещенных на плотном белом или черном фоне («дневные» и «ночные» сады).
Как и Кабаков, Пивоваров покинул СССР.
В 1982 году он перебрался в Прагу, где живет и сейчас. Уезжая, Пивоваров отправил официальное письмо в издательство «Детская литература», в котором отмечал, что он не предатель, покидает страну по личным мотивам (вторая жена Пивоварова — чешский историк искусства Милена Славицкая) и перебирается в дружественную Чехословакию. Художник просил оставить его в действующем резерве издательства, но его все равно исключили.
Виктору Пивоварову 81 год.
Он продолжает работать. На выставке в Мультимедиа Арт Музее представлен его свежий цикл 2017 года «Москва! Москва!». Хоть художник уже больше 35 лет не живет в родном городе, он по-прежнему считает себя московским художником. А про экспозицию «Московский альбом» говорит, что она не про город как таковой, а про московский миф и московскую интеллигенцию. Герои Пивоварова спорят о Хайдеггере, ходят за картошкой, ведут ночные разговоры, работают библиотекарями и просто живут.
Серия картин и иллюстраций «Лисы и праздники»
Виктор Пивоваров — живописец 21 века! Поэтому, как все известные современные художники, он создает серии концептуальных работ, которые могут рассматриваться как по отдельности, так и вместе.
Начиная с 1980-х годов, Пивоваров начинает работать над серией «Лисы и праздники» , которая представляет собой игровую мистификацию о культе народа, проживающего на территории Еврейской автономной области. Дополняет эту многочисленную коллекцию картин — десятиметровая концептуальная скульптура «Сутра страхов и сомнений», выполненная в виде старых рулонных текстов, написанных на иврите.
Нужно отметить, что Лиса в древней мифологии — является символом озорных человеческих мыслей и сравнима по значению с такими религиозными персонажами в разных культурах, как Локи, Гермес, Тот и Меркурий.
Источник информации:
https://znaydaydzest.ru/khudozhnik-viktor-pivovarov-biografiya-kartiny-illyustratsii/
https://arzamas.academy/materials/2024
https://dzen.ru/a/W9bF3YRNuACqW2vW
(Фото 1) https://znaydaydzest.ru/wp-content/uploads/2021/03/viktor-pivovarov6.jpg(Фото 2) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/27036/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6c80fba096b00acece5fb/scale_1200
(Фото 3) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/44972/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6c697d0549400ab5b6439/scale_1200
(Фото 4) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/233051/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6c89e1d6b0a00ab5b639d/scale_1200
(Фото 5) https://znaydaydzest.ru/wp-content/uploads/2021/03/viktor-pivovarov7.jpg
(Фото 6) https://znaydaydzest.ru/wp-content/uploads/2021/03/viktor-pivovarov9.jpg
(Фото 7) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-3-1.jpg
(Фото 8) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-6.jpg
(Фото 9) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-7.jpg
(Фото 10) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-8.jpg
(Фото 11) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-10.jpg
(Фото 12) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/931568/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6cb00fc8dfa00afd46117/scale_1200
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.