Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский Магритт»: советский сюрреалист Виктор Пивоваров.
Оценка 4.9

Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский Магритт»: советский сюрреалист Виктор Пивоваров.

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
изобразительное искусство
7 кл—11 кл
14.02.2023
Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский Магритт»: советский сюрреалист Виктор Пивоваров.
Презентация для педагогов художественно - эстетического цикла.
Пивоваров.pptx

Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский

Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский

Беседа по изобразительному искусству на тему: «Русский Магритт»: советский сюрреалист Виктор Пивоваров

Подготовила:
педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Федоровна
  Саранск 2023




Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» города Саранска, Республики Мордовия

Советский и российский художник

Советский и российский художник

Советский и российский художник Виктор Пивоваров является одним из основоположников концептуального искусства, чьи работы в стиле нонконформизма, оказывают значительное влияние на формирование идей в мире современной живописи.

Фото 1) Виктор Дмитриевич Пивоваров

Фото 1) Виктор Дмитриевич Пивоваров











(Фото 1)

Виктор Дмитриевич Пивоваров

Биография Виктора Пивоварова

Биография Виктора Пивоварова

Биография Виктора Пивоварова

Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января, 1937 года в городе Москве, РСФСР. Будущий художник вырос в еврейской семье и считает себя наследником иудейской культурной ментальности. В 1957 году Пивоваров закончил художественное училище в столице СССР и пытался поступить в Художественный институт имени Сурикова, но получил «неуд» по всем вступительным экзаменам.
Потерпев фиаско, молодой и целеустремленный юноша все же нашел своё высшее учебное заведение — им оказался Московский полиграфический институт, который он окончил в 1962 году.
Начиная с периода 1964 года, художник Виктор Пивоваров работает иллюстратором детской литературы. Именно там он познакомился с многими художниками неофициального искусства тех времен. Илья Кабаков, Эрик Булатов и Овсей Дриз — это далеко не весь список концептуальных художников, с которыми завел дружбу Пивоваров в это время.
Вдохновленный идеями неприятия всего конформистского и традиционного, Пивоваров создал собственный стиль изобразительного искусства, состоящий из синтеза литературных иллюстраций и обычной техники живописи.

Символизм и смысл работ художника

Символизм и смысл работ художника

Символизм и смысл работ художника Виктора Пивоварова


Будучи художником, который пишет необычные картины, Виктор Пивоваров пытается очеловечить традиционный 
стиль сюрреализма, придав фигурам и предметам в своих работах символизм мыслей. Иными словами, каждый образ в его картинах — это отдельная человеческая мысль: чувственная и противоречивая.

Существует два Виктора Пивоварова

Существует два Виктора Пивоварова

Существует два Виктора Пивоварова.

Первый — успешный иллюстратор детских книг, благонадежный для советской системы. Второй — один из основателей московского концептуализма.
Сам Пивоваров признавался, что его путь как «не-иллюстратора» начался очень поздно. «Мне было около тридцати лет, когда я начал писать свои первые картины», — отмечал он.
В начале 1970-х художник создал сюрреалистичную серию, написанную автомобильной эмалью на больших листах оргалита. У Пивоварова почти нет социальности, он пишет так называемые «открытые картины», требующие самостоятельной интеллектуальной работы зрителя.


Что касается рисования, то, по словам

Что касается рисования, то, по словам

— Что касается рисования, то, по словам Пивоварова, оно началось со стенгазеты закройного цеха обувной фабрики «Парижская коммуна».
Мать будущего художника назначили ее редактором, а его самого попросили сделать карикатуры на фабричных пьяниц. Рисунки имели огромный успех. Кстати, на этой же фабрике одно время бухгалтером работал художник-авангардист 
Иван Клюн — ближайший друг Малевича

Иллюстратор детских книг. (Фото 2)

Иллюстратор детских книг. (Фото 2)

Иллюстратор детских книг.












(Фото 2)

Творчество художника. «Умиление», 2003

Творчество художника. «Умиление», 2003

Творчество художника. «Умиление», 2003.












(Фото 3)

Метафизическая композиция», 1972

Метафизическая композиция», 1972

«Метафизическая композиция», 1972.












(Фото 4)

Отражения» 1965–1966, масло, холст

Отражения» 1965–1966, масло, холст

«Отражения» 1965–1966, масло, холст

В начале 1960-х годов, после окончания Московского полиграфического инсти­тута, Виктор Пивоваров начал работать в книжной графике (он проил­люстрировал в том числе сказки Андерсена, стихи Генриха Сапгира, «Черную курицу» Погорельского). В 1970 году в его творчестве на первый план выходит живопись, но наработанный в графике узнавае­мый стиль остается. В картине «Отражения» обращенные друг к другу фигу­ры на глухом эмалевидном фоне нанесены трафа­ретной техникой с использованием минимального коли­чества цветов. Внутри силуэта мужчины в костюме и котел­ке — «прорывы» плоскости, открывающие изображение пейзажа, вид на который перекрывает причудливая кон­струкция с табуреткой в основании. Половинка яблока, рыба и горящая свеча образуют пирамиду, отражение которой составляет силуэт второго героя. Очки, котелок, пейзаж внутри фигуры, яблоко — все эти мотивы, отсылающие к творчеству Рене Магритта, будут еще не раз встречаться в работах Пивоварова.










(Фото 5)

Московская вечеринка», 1971. Эмаль, оргалит

Московская вечеринка», 1971. Эмаль, оргалит

«Московская вечеринка», 1971. Эмаль, оргалит.

Работа «Московская вечеринка» — одна из ключевых в твор­честве художника. В вытянутых вибрирующих контурах фигур, в наслоении бесконечного коли­чества пространств, населенных изображениями, которые, находясь в одной плоскости, никогда не пере­секутся, видна сюрреалистическая подоснова живо­писного языка Пивоварова. Персонажи и изображения (их художник называет «актерами») в «Московской вечеринке» появляются впервые и будут сопро­вождать его на протяжении всей творческой жизни. Среди них — голова чело­века, части тел, дом, стол, пустая комната и фигура мужчины в темных очках, которые Пивоваров считает «метафорой… зрения, повернутого внутрь себя, к миру внутреннему, к жизни души».










(Фото 6)

Проекты для одинокого человека» 1975

Проекты для одинокого человека» 1975

«Проекты для одинокого человека» 1975. Оргалит, эмаль

Тема одиночества — одна из сквозных в твор­честве Пивоварова. Говоря о кон­цептуальном цикле «Проекты для одинокого человека», художник определяет внутреннее состояние своего героя как «сознательное одиноче­ство», при котором человек полноценно участвует в социальной жизни, обща­ется с дру­гими людьми, но остается одиноким. Цикл состоит из шести щитов-картин, каждый из которых — это схема, инструкция или опи­сание: «Проект жилого помещения для одинокого человека», «Проект пред­метов повседнев­ного обихода для одинокого человека, «Проект неба для оди­нокого человека», «Режим дня одинокого человека», «Проект снов для одино­кого чело­века», «Проект биографии для одинокого человека». Такое художественное решение наглядно отражает структуру концептуаль­ного живо­писного языка, разработанного Пивоваровым в начале 1970-х годов. Каждая из работ цикла совмещает отстраненность информа­ционного щита и узнаваемость авторского стиля. Собственно художественное сведено в рабо­тах к минимуму: пустынные фраг­менты пейзажей или изображения комнат выглядят такими же отстранен­ными, как тексты и схемы.












(Фото 7)

Москва, весна и рыбка на окне» 1994

Москва, весна и рыбка на окне» 1994

«Москва, весна и рыбка на окне» 1994. Холст, эмаль.

«Москва, весна и рыбка на окне» отно­сится к циклу «Квартира 22» (1992–1996), состоящему из 35 картин. Квартира 22 — это коммунальная квартира, в кото­­­рой родился Пивоваров, а персонажи работ цикла — мама художника, люди, которые в разные годы жили в этой квартире, и друзья. Принцип, объеди­няю­щий работы, художник сравнивает с триединством классической драмы: местом служит коммунальная квартира, время — конец 1950-х годов, а един­ство действия обеспечивается набором событий повседневной жизни. Скупые выразительные средства, утрированная грубость форм и использование плот­ного контура заимствуются художником у информационных стендов, а введе­ние текста в ткань повествования усиливает плоскостность картин. По словам художника, работы этого цикла — современный вариант жанровой картины, созданный подчеркнуто «нехудоже­ственными» средствами. Красота повсе­дневности здесь показана без поэзии и ностальгии, но и без критики

.












(Фото 8)

Окно мальчика» — редкий в творчестве

Окно мальчика» — редкий в творчестве

«Окно мальчика» — редкий в творчестве Виктора Пивоварова пример объекта-лайтбокса  . Объект является изобра­жением окна. Спиной к зрителю стоит мальчик, за его окном виден дом и серое небо. Включив подсветку, зритель, наблюдающий за мальчиком, обнаружи­вает, что мальчик сам находится в процессе наблюдения за переодеваю­щейся у окна женщиной в доме напро­тив. Теплый оконный свет контрастирует с подчерк­нуто графитным и практи­чески моно­хромным решением картины-объекта, а неожи­данный сюжет обраща­ется к глубоко скрытым переживаниям героя. Это любопытный вираж развития в сторону от сфор­мули­рованного в 1970-е годы принципа откры­той картины как подчеркнутой плоскости — к тради­цион­ному представлению о классической картине как об окне, за которым всегда развора­чивается пространство. Здесь это утвер­ждение реализо­вано буквально.

«Окно мальчика» 1995. Дерево, фанера, оргстекло, бумага, масло, цветной карандаш












(Фото 9)

Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996

Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996

Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996. Акварель, тушь, белила, бумага. 












(Фото 10)

Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996

Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996

Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» 1996. Акварель, тушь, белила, бумага. 

«Жизнь в Москве, не в той, что наверху, а в той, что внизу, в нашей Москве, упоительна! Стихи, застолья, Эрот, порхающий под потолками, культ друже­ства. Кажется, никогда в России со времен пушкинской до декабристской молодости не было таких горячих, не замут­ненных прагматизмом, дружеских отноше­ний» — так описывает Виктор Пивоваров в своей книге «Влюбленный агент» художе­ствен­ную среду, в которую он попал в 1960-е годы. Альбом «Действующие лица (Сценки из московской жизни)» был выполнен худож­ником после его переезда в Прагу как воспоминание о друзьях и коллегах, о художественной жизни Москвы 1970–80-х годов. Форма этого альбома отличается от его более ранних работ в этом жанре. «Действующие лица» автор сравнивает с традиционным альбомом XIX века. Его героями стали поэты Игорь Холин и Генрих Сапгир, с которыми Пивоваров близко дружил, писатель Юрий Мамлеев, художники Леонид Шварцман, Оскар Рабин, Эрик Булатов, а также Илья Кабаков, в мастерской которого проходили многочисленные встречи художников, поэтов и филосо­фов. Действующим лицом стал и «са­краль­ный центр» Москвы, города, который не перестал быть местом житель­ства героев Пивоварова даже после его эмиграции в 1982 году.

Воспоминание Виктора Пивоварова

Воспоминание Виктора Пивоварова

Воспоминание Виктора Пивоварова

Еще один частый образ — мыши. «Когда я был в пионерском лагере, кто-то из ребят поймал маленькую лесную мышку. Ее отдали мне. Днем я носил ее в нагрудном кармане, кормил кашей и хлебом и разговаривал с ней. А ночью укладывал спать в небольшой мешочек с травой и листьями. И вот каждую ночь мой мышонок удирал из этого мешочка. В последний день лета, вернее в последнюю ночь, мой мышонок удрал и утонул в банке с какой-то микстурой, стоявшей на окне», — вспоминал Пивоваров.

Из цикла «Сады монаха Рабиновича»

Из цикла «Сады монаха Рабиновича»

Из цикла «Сады монаха Рабиновича» 

Слева: Трансценентное лягушка моет ноги уголок 2013. Холст, масло. 
Справа: Ночной сад 2013. Холст, масло. 











(Фото 11)

Из цикла «Сады монаха Рабиновича»

Из цикла «Сады монаха Рабиновича»

Из цикла «Сады монаха Рабиновича» 


Рассказ от лица выдуманного персонажа — один из важных художественных приемов москов­ского концептуализма. Монах Рабинович — второе «я» автора; герой, реализующий возмож­ность духовного восхождения человека к едине­нию с Богом, космосом и окружающим миром, описанную Пивоваровым в «Проектах для оди­нокого человека». Сам художник не раз говорил, что ему так и не удалось воплотить «программу сознательного одиночества», которая видится им как идеал существования творческого человека. Эпитет «монах» дан герою не как обо­зна­чение его места в церковной иерархии (даже его принадлежность к опреде­ленной конфессии неизвестна), а скорее как знак его миссии одиночки. Образ сада, появившийся в творчестве Пивоварова еще в альбомах конца 1970-х годов, мыслится как умозрительное пространство коллективной памяти челове­чества. Визуальное решение цикла отсылает к опытам художника с информа­ционной графикой: изображение составлено на сочетании стремящихся к абстрак­ции биоморфных фигур, окружностей (символов совершенства и гармо­нии) и надписей, помещен­ных на плотном белом или черном фоне («дневные» и «ночные» сады).
 

И так каждый вечер», 2009. (Фото 12)

И так каждый вечер», 2009. (Фото 12)

«И так каждый вечер», 2009.












(Фото 12)

Как и Кабаков, Пивоваров покинул

Как и Кабаков, Пивоваров покинул

 Как и Кабаков, Пивоваров покинул СССР.
В 1982 году он перебрался в Прагу, где живет и сейчас. Уезжая, Пивоваров отправил официальное письмо в издательство «Детская литература», в котором отмечал, что он не предатель, покидает страну по личным мотивам (вторая жена Пивоварова — чешский историк искусства Милена Славицкая) и перебирается в дружественную Чехословакию. Художник просил оставить его в действующем резерве издательства, но его все равно исключили.  
Виктору Пивоварову 81 год.
Он продолжает работать. На выставке в Мультимедиа Арт Музее представлен его свежий цикл 2017 года «Москва! Москва!». Хоть художник уже больше 35 лет не живет в родном городе, он по-прежнему считает себя московским художником. А про экспозицию «Московский альбом» говорит, что она не про город как таковой, а про московский миф и московскую интеллигенцию. Герои Пивоварова спорят о Хайдеггере, ходят за картошкой, ведут ночные разговоры, работают библиотекарями и просто живут.


Серия картин и иллюстраций «Лисы и праздники»

Серия картин и иллюстраций «Лисы и праздники»

Серия картин и иллюстраций «Лисы и праздники»

Виктор Пивоваров — живописец 21 века! Поэтому, как все известные современные художники, он создает серии концептуальных работ, которые могут рассматриваться как по отдельности, так и вместе.
Начиная с 1980-х годов, Пивоваров начинает работать над серией «Лисы и праздники» , которая представляет собой игровую мистификацию о культе народа, проживающего на территории Еврейской автономной области. Дополняет эту многочисленную коллекцию картин — десятиметровая концептуальная скульптура «Сутра страхов и сомнений», выполненная в виде старых рулонных текстов, написанных на иврите.
Нужно отметить, что Лиса в древней мифологии — является символом озорных человеческих мыслей и сравнима по значению с такими религиозными персонажами в разных культурах, как Локи, Гермес, Тот и Меркурий.

Источник информации: https://znaydaydzest

Источник информации: https://znaydaydzest

Источник информации:


https://znaydaydzest.ru/khudozhnik-viktor-pivovarov-biografiya-kartiny-illyustratsii/
https://arzamas.academy/materials/2024
https://dzen.ru/a/W9bF3YRNuACqW2vW
(Фото 1) https://znaydaydzest.ru/wp-content/uploads/2021/03/viktor-pivovarov6.jpg (Фото 2) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/27036/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6c80fba096b00acece5fb/scale_1200
(Фото 3) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/44972/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6c697d0549400ab5b6439/scale_1200
(Фото 4) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/233051/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6c89e1d6b0a00ab5b639d/scale_1200
(Фото 5) https://znaydaydzest.ru/wp-content/uploads/2021/03/viktor-pivovarov7.jpg
(Фото 6) https://znaydaydzest.ru/wp-content/uploads/2021/03/viktor-pivovarov9.jpg
(Фото 7) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-3-1.jpg
(Фото 8) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-6.jpg
(Фото 9) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-7.jpg
(Фото 10) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-8.jpg
(Фото 11) https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/2024-pivovarov-LCvx3TKSzxkeqAf92U3twNUG6seB/img/pivovarov-10.jpg
(Фото 12) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/931568/pub_5bd6c5dd844db800aa5b6bd6_5bd6cb00fc8dfa00afd46117/scale_1200

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023