Беседа: «Толерантность – это…»
Цель:
1 - познакомить воспитанников с понятием «толерантность» с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
2 - развить способность адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
1 - Научить детей описывать основные черты присущие толерантной личности и интолернатной.
2 - Повысить самооценку, развить социальную интуицию, чувствительность и понимание другого человека.
План занятия.
1. Сказка « Как любовь искала себе подругу»
2. Сообщение Толейран Перигор
1. Определение слова «Толерантность» на разных языках земного шара
2. Сценка « Перед вами две дороги»
3. Работа по группам ( Описание толерантной и «интолерантной» личности).
4. Игра «Волшебная рука».
1. Даем понятие определению «толерантность» и на каждую букву даем определение
2. Дарим воздушные шары с пожеланиями друг к другу.
Добрый день. Нашу встречу я хочу начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Звучит музыка и продолжение сказки
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
Доброта делает человека лучше, чище, светлее. Только люди с добрым сердцем помогают в трудную минуту.
Тема сегодняшнего занятия « Что такое толерантность?»
16 ноября – международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества.
Сообщение ученика « Откуда пришло слово толерантность».
На рубеже XVIII - XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться; искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность – это терпимость, стремлениеи способность к установлению и поддерживанию общения с людьми.
Что же такое толерантность? ( Ответы: терпимость, сострадание, милосердие, прощение, уважение, сострадание.)
Давайте вместе обобщим сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
( Дети выходят по очереди зачитывают, что такое толерантность и крепят к солнечным лучам).
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
( Дети зачитывают и прикрепляют к доске)
· в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;
· во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
· в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
· в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
· в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
· в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое определение вам нравится больше всего?
( Ответы: милосердие, терпимость, мягкость.)
А что же объединяет эти определения?
( Ответы: « к установлению и поддерживанию и поддержанию общения с людьми, толерантность)
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
( Ответы: Больше стало жертв насилия, агрессии, конфликтов)
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Как бы вы поступили в этом случае?
(Ответ: как девушка)
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
(Ответ: попытаюсь помочь)
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет описывает основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущее интолерантной.
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
Уважение мнения других |
Непонимание |
Доброжелательность |
Игнорирование |
Желание что-нибудь делать вместе |
Эгоизм |
Понимание и принятие |
Нетерпимость |
Чуткость |
Выражение пренебрежения |
Любознательность |
Раздражительность |
Снисходительность |
Равнодушие |
Доверие |
Цинизм |
Гуманизм |
Немотивированная агрессия |
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством бессмысленного существования, желанием власти, непринятием противоположным взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь –путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Игра « Волшебная рука»
Участники обводят на листе бумаги свою руку. Прилагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.
Пальцы: чуткость, милосердие, доброта, отзывчивость, взаимопонимание.
Ладошка: терпение, уважение, агрессивность, непонимание.
Существует множество определений толерантности.
Давайте на каждую букву подберем определение.
Т – терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;
О – отказ от причинения вреда и насилия;
Л – лучшие качества человека;
Е – единство взаимоотношений;
Р – равноправие народов и расс;
А – альтруизм;
Н – небезразличие к окружающим людям;
Т – творческое общение;
Н – наш мир;
О – ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;
С – соблюдение прав человека или снисходительность
Т – терпимость к различиям
Ь – чуткость
Итог занятия:
В заключение я хочу сказать - будьте терпимее к человесеским слабостям и не примеряемы со злом.
Терпимость и нравственность - важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей своих ближних, особенно у стариков. В этом выражается твоя нравственная воспитанность.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание, каждое твое слово отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла и не доставляешь ли неудобство людям? Делай так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.