Безличные предложения
Оценка 4.7

Безличные предложения

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Безличные предложения
Безличные предложения.docx

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Безличные предложения

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях, отработать навыки определения типов односоставных предложений; выработать навыки распознавания и грамотного употребления в речи безличных предложений; познакомить учащихся с отличительными грамматическими признаками, развивать умения находить безличные предложения в тексте; способности анализа материала, логического мышления, памяти, воображения; воспитание самостоятельности, чувства ответственности и коллективизма, уважения друг к другу.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Перечислите виды односоставных предложений.

Ребята, прежде чем приступим к осмыслению темы, давайте подумаем над термином «безличный». Проведем морфемный и словообразовательный анализ этого слова. Итак, безличный –личный - лицо (л//ч).

Лицо – это грамматический признак какой речи?

( Глагола. Глагол обозначает действие, и это действие совершает какое – то лицо).

Какой глагол будет обозначать действие без лица?

( Безличный глагол).

ІІІ. Изучение нового материала

Запись темы урока.

Что мы должны узнать? Чему научиться?

( Должны узнать, какое односоставное глагольное предложение называется безличным и научиться отличать его от других видов односоставных).

Для этого мы обратимся к справочному материалу в учебнике.

1.       Чтение теоретического материала.

Безличные предложения – это такой вид односоставных глагольных предложений, в которых описиваемое действие или состояние не связано с действующим лицом (или предметом). В них обычно передается состояние природы, человека, окружающей среды.

Главный член безличных предложений имеет форму сказуемого и может быть выражен:

1.       безличным глаголом:

Так всегда светает в Москве ранней весной.

2.       личным глаголом в форме 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени или в форме среднего рода прошедшего времени:

Пахнет сеном над углами.

Оттуда тянуло холодом.

3.       инфинитивом (неопределенной формой глагола):

Быть дождю.

4.       вспомогательным глаголом в безличном употреблении в сочетании с инфинитивом:

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.

5.       глаголом – связкой в сочетании с наречием (словом категории состояния):

Стало жарко.  В комнате было полутемно.

IV. Блиц – опрос

Вам нужно объединиться в микрогруппы, будете соревнаваться, заработывать баллы. Каждый член команды ответит на один вопрос. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Вопросы читает учитель, и они одновременно выходят на диапроекторе.

Безличные предложения

1.       Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

2.       Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами?

3.       Связаны ли безличные глаголы и безличные предложения?

4.       Безличные предложения – это односоставные предложения?

5.       Безличные предложения – это двусоставные предложения?

6.       Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

Ответы: 1) нет, 2) нет, 3) да, 4) да, 5) нет, 6) нет.

V. Самостоятельная работа

Команда 1. Прочитайте. Найдите и выпишите односоставные предложения. Определите их тип.

Небо чуть голубеет. Сыро, прохладно, свежо. Очень легко дышится. Идем по мягкой пыльной дороге. Пахнет дымком: где-то жгут листву.

На краю поля лес. Входим в этот лес. Сумрачно (күңгірт), глухо (меңіреу) и тихо. Пахнет сыростью.

До обеда было пасмурно. Тучи и ветер. Потом ветер стих (басылды), стало тепло. В полях тишина. Около деревни на берегу пруда мальчишка ловит рыбу.

Команда 2. Прочитайте. Укажите типы односоставных предложений. Спишите предложения со сказуемым в изъявительном наклонеии, а потом в повелительном.

Крепкую дружбу и топором не разобьешь. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Дружбу за деньги не купишь. Не узнавай друга три дня, а узнавай в три года. Дружба, как стекло:разобьешь – не сложишь. Не бросай друга в несчастье. Над другом посмеешься, над собой поплачешь. Сам погибай, а товарища выручай.

VI. Тестовые задания

Вариант 1

1.       Найдите среди данных предложений односоставное:

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.

А. Односоставное.

Б. Двусоставное.

3. Определите тип предложения

Тропинки в лесу замело снегом.

А. Неопределенно-личное.

Б. Определенно-личное

В. Безличное.

4. Найдите безличное предложение:

А. Приветствую тебя, пустынный уголок.

Б. Мне нездоровится.

В. Наступила зима.

 

Вариант 2

1.       Найдите среди данных предложений односоставное:

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. Свет луны во все концы.

В. В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Лед как сахар.

А. Односоставное.

Б. Двусоставное.

3. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. Неопределенно-личное.

Б. Определенно-личное

В. Безличное.

4. Найдите безличное предложение.

А. Мне в душу повеяло жизнью и волей

Б. В дверь негромко постучали.

В. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

VII. Итоги урока.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание:

IX. Рефлексия

Закончи предложения одним словом.

1.       Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, называются ... безличными.

2.       В предложении безличные глаголы выступают в роли ... сказуемого.

3.       В предложений при безличном глаголе нет и не может быть ... подлежащего.

4.       Безличные глаголы обозначают ... состояние человека и явления природы.

 


 

Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Небо чуть голубеет. Сыро, прохладно, свежо

Небо чуть голубеет. Сыро, прохладно, свежо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021