Урок русского языка в 8 классе
Тема: Безличные предложения
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях, отработать навыки определения типов односоставных предложений; выработать навыки распознавания и грамотного употребления в речи безличных предложений; познакомить учащихся с отличительными грамматическими признаками, развивать умения находить безличные предложения в тексте; способности анализа материала, логического мышления, памяти, воображения; воспитание самостоятельности, чувства ответственности и коллективизма, уважения друг к другу.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
І. Оргмомент.
ІІ. Повторение изученного материала.
Проверка домашнего задания.
Перечислите виды односоставных предложений.
Ребята, прежде чем приступим к осмыслению темы, давайте подумаем над термином «безличный». Проведем морфемный и словообразовательный анализ этого слова. Итак, безличный –личный - лицо (л//ч).
Лицо – это грамматический признак какой речи?
( Глагола. Глагол обозначает действие, и это действие совершает какое – то лицо).
Какой глагол будет обозначать действие без лица?
( Безличный глагол).
ІІІ. Изучение нового материала
Запись темы урока.
Что мы должны узнать? Чему научиться?
( Должны узнать, какое односоставное глагольное предложение называется безличным и научиться отличать его от других видов односоставных).
Для этого мы обратимся к справочному материалу в учебнике.
1. Чтение теоретического материала.
Безличные предложения – это такой вид односоставных глагольных предложений, в которых описиваемое действие или состояние не связано с действующим лицом (или предметом). В них обычно передается состояние природы, человека, окружающей среды.
Главный член безличных предложений имеет форму сказуемого и может быть выражен:
1. безличным глаголом:
Так всегда светает в Москве ранней весной.
2. личным глаголом в форме 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени или в форме среднего рода прошедшего времени:
Пахнет сеном над углами.
Оттуда тянуло холодом.
3. инфинитивом (неопределенной формой глагола):
Быть дождю.
4. вспомогательным глаголом в безличном употреблении в сочетании с инфинитивом:
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
5. глаголом – связкой в сочетании с наречием (словом категории состояния):
Стало жарко. В комнате было полутемно.
IV. Блиц – опрос
Вам нужно объединиться в микрогруппы, будете соревнаваться, заработывать баллы. Каждый член команды ответит на один вопрос. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Вопросы читает учитель, и они одновременно выходят на диапроекторе.
Безличные предложения
1. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?
2. Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами?
3. Связаны ли безличные глаголы и безличные предложения?
4. Безличные предложения – это односоставные предложения?
5. Безличные предложения – это двусоставные предложения?
6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
Ответы: 1) нет, 2) нет, 3) да, 4) да, 5) нет, 6) нет.
V. Самостоятельная работа
Команда 1. Прочитайте. Найдите и выпишите односоставные предложения. Определите их тип.
Небо чуть голубеет. Сыро, прохладно, свежо. Очень легко дышится. Идем по мягкой пыльной дороге. Пахнет дымком: где-то жгут листву.
На краю поля лес. Входим в этот лес. Сумрачно (күңгірт), глухо (меңіреу) и тихо. Пахнет сыростью.
До обеда было пасмурно. Тучи и ветер. Потом ветер стих (басылды), стало тепло. В полях тишина. Около деревни на берегу пруда мальчишка ловит рыбу.
Команда 2. Прочитайте. Укажите типы односоставных предложений. Спишите предложения со сказуемым в изъявительном наклонеии, а потом в повелительном.
Крепкую дружбу и топором не разобьешь. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Дружбу за деньги не купишь. Не узнавай друга три дня, а узнавай в три года. Дружба, как стекло:разобьешь – не сложишь. Не бросай друга в несчастье. Над другом посмеешься, над собой поплачешь. Сам погибай, а товарища выручай.
VI. Тестовые задания
Вариант 1
1. Найдите среди данных предложений односоставное:
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь как год.
А. Односоставное.
Б. Двусоставное.
3. Определите тип предложения
Тропинки в лесу замело снегом.
А. Неопределенно-личное.
Б. Определенно-личное
В. Безличное.
4. Найдите безличное предложение:
А. Приветствую тебя, пустынный уголок.
Б. Мне нездоровится.
В. Наступила зима.
Вариант 2
1. Найдите среди данных предложений односоставное:
А. Веет с поля ночная прохлада.
Б. Свет луны во все концы.
В. В лесу держался запах прелой травы.
2. Определите тип предложения Лед как сахар.
А. Односоставное.
Б. Двусоставное.
3. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.
А. Неопределенно-личное.
Б. Определенно-личное
В. Безличное.
4. Найдите безличное предложение.
А. Мне в душу повеяло жизнью и волей
Б. В дверь негромко постучали.
В. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
VII. Итоги урока.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
IX. Рефлексия
Закончи предложения одним словом.
1. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, называются ... безличными.
2. В предложении безличные глаголы выступают в роли ... сказуемого.
3. В предложений при безличном глаголе нет и не может быть ... подлежащего.
4. Безличные глаголы обозначают ... состояние человека и явления природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.