Библиотечный урок
Оценка 4.8

Библиотечный урок

Оценка 4.8
docx
30.09.2024
Библиотечный урок
Библиотечный урок.docx

Тема урока: «История создания книги»

 

Форма проведения: библиотечный урок

 

 

Цель: знакомство обучающихся с историей создания книги, появлением книгопечатания

 

Задачи:

 

формировать информационную грамотность учащихся;

 

расширить кругозор учащихся о процессе создания книги, ее атрибутах

 

способствовать привлечению к чтению;

 

воспитывать бережное отношение к книге;

 

увлечь творческим процессом участия в создании «Книги буквиц»

 

 

 

С книгой жить – век не тужить!

 

Книга – разумный советчик человека.

 

Дом без книги – день без солнца.

 

Книга поможет в труде, выручит в беде.

 

Умнее книги не скажешь.

 

 

Предварительная работа: проведение опроса среди учащихся на знание истории создания книги, подготовка учащихся, принимающих участие в чтении стихов и исторического материала на уроке.

 

 - Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:

 

Склеена, сшита, без дверей,

А закрыта.

Кто её открывает,

Много знает.

Что это? (Книга.)

 

- Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

 

Книга поможет узнать обо всём:

Про одежду, про дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В весёлых стихах, о разных часах,

О числах и счёте тоже прочтёте.

О мудрости древней

Про лето в деревне.

Весёлые стихотворения про изобретения,

Про случаи в школе и про добычу соли.

Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?

 

- Догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать?

 

- Верно, мы с вами узнаем историю создания одного из самых древних источников информации — книге. Когда и где появились первые книги, какими они были и об истории первой печатной книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках земного шара, ведь наш урок пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле.

 

Видео о появлении первой книге.

 

- Расшифруйте название корабля, используя шифр.

 

А, Б, Г, И, К, Н, О, П, Р, С

 

Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.

 

- В далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования они хранили в виде рукописей не на книжных полках, а в своей голове. Поколения  за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

 

- Однако со временем появилось узелковое письмо.

 

Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для такого письма требовались толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый — золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы - десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.

 

 

- На смену узелковому письму пришло рисуночное письмо — пиктография. Еще древние люди рисовали на скалах все то, что их окружало. Таким образом, они оставляли свои сообщения, украшали свои жилища. Затем эти рисунки стали упрощать, делать их более схематичными.

 

Книги в Древнем Египте.

- Наш корабль бороздит просторы Атлантического океана. Прямо по курсу – Древняя и загадочная страна Египет.

 

 

- Именно в Древнем Египте найдены иероглифы, фигурные знаки, обозначающие понятие, слоги или звуки.

- В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах.

- Позднее египтяне изобрели папирус.

 

- Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

- Стебли срезанного тростника очищали от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили.

 

- Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. К исписанной странице приклеивали новый лист. Папирусные ленты достигали несколько метров в длину. Их сворачивали в свитки.

 

- Из-за хрупкости папирусные свитки укладывались в специальные футляры — капсулы, что служило им своеобразной обложкой.

- Самой известной библиотекой древнего мира является знаменитая Александрийская библиотека, созданная в Александрии Египетской в третьем веке до нашей эры. Здесь хранилось более 700 тысяч свитков.

 

- Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к Междуречью. Это место называлось так из-за того, что располагалось между двух больших рек Евфрата и Тигра. Государства возникли здесь более пяти тысяч лет назад. Места эти были богаты глиной.

- Глину использовали при строительстве домов, изготовлении посуды.

- А вот дерево было очень дорогим. Поэтому глина стала распространенным писчим материалом, а главное — дешевым.

- На мягких глиняных табличках острой палочкой, которая называется стиль, выдавливали особые значки, на месте выдавливания появлялся своеобразных клинышек. Отсюда и произошло название письма - клинопись.

Глиняные таблички сушили или обжигали для прочности. Из таких табличек составляли книги, которые хранили в больших корзинах. Именно в Междуречье при раскопках была найдена самая древняя библиотека.

 

Вопросы для закрепления

Из каких материалов делали книги древние египтяне?

 

Почему папирусные ленты укладывали в капсулы?

 

Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию.

 

В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма.

Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.

Вопросы для закрепления

 

- Какой материал для письма был придуман в Древней Греции?

 

- Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

 

История создания книги в России.

 

- А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга на Руси, кто явился первопечатником.

 

- На Руси в качестве писчего материала использовали восковые таблички. Пергамент был очень дорогой. Но наша Русь - матушка богата лесами.

 

В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте выцарапывались острым железным или костяным стержнем, который называли - писало.

- Первые берестяные грамоты были найдены в 50-е годы 20 го столетия под Новгородом. Далее их находили и в Московской области и по территории всей нашей великой страны. Говорит это лишь об одном, что народ на Руси был достаточно образованным.

- Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы.

 

 

Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы не просто познакомились с историей создания книги, мы узнали, что люди издревле старались обмениваться информацией, передавать свой опыт следующим поколениям. И основным источником информации все же являлась книга.

 

Сейчас я предлагаю вам создать свою книгу, которая тоже со временем станет частью истории вашего класса. Давайте ненадолго представим себя в роли писца и создадим свою необычную, неповторимую книгу.

 

 В свою очередь, я хочу пожелать вам больше читать, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.

 


 

Тема урока: «История создания книги»

Тема урока: «История создания книги»

В весёлых стихах, о разных часах,

В весёлых стихах, о разных часах,

Именно в Древнем Египте найдены иероглифы, фигурные знаки, обозначающие понятие, слоги или звуки

Именно в Древнем Египте найдены иероглифы, фигурные знаки, обозначающие понятие, слоги или звуки

Какой материал для письма был придуман в

Какой материал для письма был придуман в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2024