Тема урока: «История создания книги»
Форма проведения: библиотечный урок
Цель: знакомство обучающихся с историей создания книги, появлением книгопечатания
Задачи:
формировать информационную грамотность учащихся;
расширить кругозор учащихся о процессе создания книги, ее атрибутах
способствовать привлечению к чтению;
воспитывать бережное отношение к книге;
увлечь творческим процессом участия в создании «Книги буквиц»
С книгой жить – век не тужить!
Книга – разумный советчик человека.
Дом без книги – день без солнца.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Умнее книги не скажешь.
Предварительная работа: проведение опроса среди учащихся на знание истории создания книги, подготовка учащихся, принимающих участие в чтении стихов и исторического материала на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:
Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто её открывает,
Много знает.
Что это? (Книга.)
- Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.
Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?
- Догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать?
- Верно, мы с вами узнаем историю создания одного из самых древних источников информации — книге. Когда и где появились первые книги, какими они были и об истории первой печатной книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках земного шара, ведь наш урок пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле.
Видео о появлении первой книге.
- Расшифруйте название корабля, используя шифр.
А, Б, Г, И, К, Н, О, П, Р, С
Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.
- В далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования они хранили в виде рукописей не на книжных полках, а в своей голове. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.
- Однако со временем появилось узелковое письмо.
Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для такого письма требовались толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый — золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы - десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.
- На смену узелковому письму пришло рисуночное письмо — пиктография. Еще древние люди рисовали на скалах все то, что их окружало. Таким образом, они оставляли свои сообщения, украшали свои жилища. Затем эти рисунки стали упрощать, делать их более схематичными.
Книги в Древнем Египте.
- Наш корабль бороздит просторы Атлантического океана. Прямо по курсу – Древняя и загадочная страна Египет.
- Именно в Древнем Египте найдены иероглифы, фигурные знаки, обозначающие понятие, слоги или звуки.
- В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах.
- Позднее египтяне изобрели папирус.
- Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.
- Стебли срезанного тростника очищали от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили.
- Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. К исписанной странице приклеивали новый лист. Папирусные ленты достигали несколько метров в длину. Их сворачивали в свитки.
- Из-за хрупкости папирусные свитки укладывались в специальные футляры — капсулы, что служило им своеобразной обложкой.
- Самой известной библиотекой древнего мира является знаменитая Александрийская библиотека, созданная в Александрии Египетской в третьем веке до нашей эры. Здесь хранилось более 700 тысяч свитков.
- Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к Междуречью. Это место называлось так из-за того, что располагалось между двух больших рек Евфрата и Тигра. Государства возникли здесь более пяти тысяч лет назад. Места эти были богаты глиной.
- Глину использовали при строительстве домов, изготовлении посуды.
- А вот дерево было очень дорогим. Поэтому глина стала распространенным писчим материалом, а главное — дешевым.
- На мягких глиняных табличках острой палочкой, которая называется стиль, выдавливали особые значки, на месте выдавливания появлялся своеобразных клинышек. Отсюда и произошло название письма - клинопись.
Глиняные таблички сушили или обжигали для прочности. Из таких табличек составляли книги, которые хранили в больших корзинах. Именно в Междуречье при раскопках была найдена самая древняя библиотека.
Вопросы для закрепления
Из каких материалов делали книги древние египтяне?
Почему папирусные ленты укладывали в капсулы?
Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию.
В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма.
Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.
Вопросы для закрепления
- Какой материал для письма был придуман в Древней Греции?
- Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?
История создания книги в России.
- А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга на Руси, кто явился первопечатником.
- На Руси в качестве писчего материала использовали восковые таблички. Пергамент был очень дорогой. Но наша Русь - матушка богата лесами.
В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте выцарапывались острым железным или костяным стержнем, который называли - писало.
- Первые берестяные грамоты были найдены в 50-е годы 20 го столетия под Новгородом. Далее их находили и в Московской области и по территории всей нашей великой страны. Говорит это лишь об одном, что народ на Руси был достаточно образованным.
- Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы.
Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы не просто познакомились с историей создания книги, мы узнали, что люди издревле старались обмениваться информацией, передавать свой опыт следующим поколениям. И основным источником информации все же являлась книга.
Сейчас я предлагаю вам создать свою книгу, которая тоже со временем станет частью истории вашего класса. Давайте ненадолго представим себя в роли писца и создадим свою необычную, неповторимую книгу.
В свою очередь, я хочу пожелать вам больше читать, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.