Биология

  • Лекции
  • docx
  • 13.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

cvbgfbbgb fgggg gggg gggggg gggggggg gggggg ggg gggggg gg gggg ggg ggg gggg ggg ggg gggggg gg gggg gggg gggggggg ggggg ggg gbbbbb bbb bbbb bbbb bbb bb bb bbb b bbb bbbb bbbb b bbbb bgfd ddd ddb bgf ffdczxvnbm
Иконка файла материала 84. Основы экологии,8б класс.docx
МАОУ «Лицей № 9» РАССМОТРЕНО на заседании ПО Протокол №___ от «___»______ 20___ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Куневская Л.В. __________________________ от «___»______ 20___ УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Лицей №9» ______________________ Г.Ф. Филимонов Приказ от __________ №______ Рабочая программа спецкурса Наименование учебного предмета   Основы экологии  Класс (ы)__________8 Б         Учитель   Серова Татьяна Александровна Срок реализации программы, учебный год (ы)_2016 – 2017 г.          Количество часов по учебному плану:  8 класс в год в неделю             36         1              Программа составлена на основе: __ Программы ООО по биологии 6 – 9 классы Авторы: В.В.  Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, 2010 год     государственным образовательным стандартом» (2004г.)  Содержание определено «Федеральным  (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Учебники:  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Биология. Человек»М, Дрофа 2010 г. 2.         Федорова   М.З.,   Кучменко   В.С.,   Лукина   Т.П.   Экология   человека.   Культура   здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.­ М.: Вентана­ Графф, 2006. – 144с.: ил. (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составил (а)____________________Серова Т.А. подпись  расшифровка  подписи Новосибирск 2016Есть две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения:  звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»                        И. Кант.                         Пояснительная записка            Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде ­ одно из важнейших прав  человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных дисциплин:   вопросами   экологии   начали   заниматься   экономисты,   юристы,  социологи, философы,   историки,   архитекторы.   Проблемы   экологического   и   природоохранного образования   вызывают   большой   интерес   у   педагогов,   стремящихся   подготовить   к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие природоведы и биологи, зная цену экологической безграмотности, повернулись лицом к обществоведению, педагогике и экономике.                      Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология   человека,   или  антропоэкология.   Экологию   человека   можно   определить   как науку о закономерностях взаимодействия человеческих  общностей с окружающими их природными,   социальными,   производственными,   бытовыми   факторами,  включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого­ социально­демографических   процессов.   Какие   же   мотивы   движут   исследователями­ экологами кроме удовлетворения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впрочем, и всей науки) ­ обеспечить общество (в широком   смысле   этого   слова   ­   от   гражданина   и   общественных   организаций   до законодателей   и   руководителей   всех   рангов)   информацией,   необходимой   для   опти­ мизации   жизненной   среды   человека   и   процессов,   протекающих   в   человеческих общностях.            Элективный курс «Экология человека. Культура здоровья.» предложен учащимся не случайно.  Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но, создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающие на этих   территориях.   Добывая   полезные   ископаемые,   преобразуем   естественные ландшафты.   Орошая   культурные   посевы,   способствуем   опустыниванию   обширных пространств. Загрязняя окружающую среду, оказываем негативное влияние на климат и многообразие   живой   природы.   Человек   постоянно   воздействует   на   природу.   Но   и возникающие   в   природе   изменения   прямо   или   косвенно   влияют   на   человека.   Так, загрязнение среды обитания ведёт к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний.   Автоматизация   разных   видов   деятельности   влечёт   за   собой   уменьшение двигательной   активности   человека,   оказывающей   отрицательное   влияние   на   его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действуют на здоровье.  Можно привести множество примеров, показывающих взаимное влияние природы и   человека.   Однако   неправильно   было   бы   противопоставлять   их.   Человек   –   это неотъемлемая   часть   природы,   и   вне   природы   жизнь   людей   невозможна.   Нам   нужно осознавать это и научиться исправлять свои ошибки. Данный курс раскрывает вопросы влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека.               Современный город — средоточие экономических, социальных, экологических проблем,   и   неудивительно,   что   интерес   к   нему   как   к   объекту   изучения   постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включеныв программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе через элективные курсы  имеет важное  значение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему   изучению   данного   научного   направления   при   переходе   к   профильному обучению, так и обучению в колледжах, вузах. Основной   целью  программы   является   развитие   экологической   культуры, целостного взгляда школьников на природу и свое место в ней. Программа предполагает решение следующих задач: экологическая   ­ способствовать формированию правильного взгляда на взаимодействие человека и окружающего мира; нравственная  –   воспитать   любовь   и   бережное   отношение   к   природе,   уважительное отношение человека к человеку; эстетическая – способствовать формированию чувства к прекрасному; развивающая  –   сформировать навыки исследовательской и творческой направленности через проектно­исследовательскую деятельность учащихся с использованием ИКТ; здоровьесберегающая  – создать предпосылки для укрепления физического и духовного здоровья учащихся.   гигиенических,   эстетических,   географических,                           Данная   программа   предполагает   изучение   города   в   различных   аспектах: биологических,   инженерно   – технологических и  основывается на  самостоятельной поисково­исследовательской деятельности   школьника   (проектной   деятельности),  способствующей   воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических  проблем родного   края.  Элективный      курс     включает     эколого  – краеведческую  деятельность, способствующую   выявлению   особенного   отношения   к   природе,   истории   и  культуре родного края. Ученические исследования сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента,   изучение   литературы,   подготовку   докладов,   статей,   тематических конференций,   круглых   столов   по   проблемам   экологии,   требуют   умения   моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. Место программы в образовательном процессе Программа   элективного   курса   предназначена   для   учащихся    8   классов   и рассчитана  на  36  часов,  1  час  в  неделю. Контингент  Изучение курса «Экология человека. Культура здоровья» в 8 классе основывается на   знаниях   учащихся,   полученных   при   изучении   курса   «Естествознание»   ­   5   класс, «Ботаника» ­ 6 класс и «Зоология» ­ 7 класс.  Также в лицее для учащихся 5 – 7  классов организованы спецкурсы естественнонаучного направления, поэтому учащиеся готовы к восприятию содержания курса. Методика   работы   по   программе   строится   в   направлении   личностно­ ориентированного   взаимодействия   с   ребенком,   делается   акцент   на   самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению   при   выполнении   заданий.   Занятия   содержат   познавательный   материал, соответствующий   возрастным   особенностям   детей,   в   сочетании   с   практическими заданиями   (тренинг,   оздоровительные   минутки   —   упражнения   для   глаз,   для   осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.Проведение занятий   исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя — к другим.    При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов   развития   в   ребенке   его   интеллекта,   творческих   способностей,   физического здоровья, нравственности, достоинства.                                 Диагностическая   работа   является   инструментом, Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые   возрастные   потребности   ребенка   в   игре,   подражании,   движении,   практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.  Кроме этого,  предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр.   позволяющим   оценить эффективность   программы,   однако   при   отслеживании   результатов   образовательной деятельности   непосредственно   на   занятии   достаточным   является   ранжирование   команд детей, пар партнеров и отдельных обучаемых по степени успешности их деятельности в играх и творчестве. Предметом анализа для педагога должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребенка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребенку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах. В процессе приобщения к законам своего развития ребенок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен       текущая   аттестация   (тестирования,   работа   по   индивидуальным   карточкам, на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.           Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений  учащихся: ­   самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы); ­    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).                       Основной формой организации учебного процесса является классно­урочная система.   В   качестве   дополнительных   форм   организации   образовательного   процесса используется   система   консультационной   поддержки,   индивидуальных   занятий, самостоятельная   работа   учащихся   с   использованием   современных   информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: ­ создание оптимальных условий обучения; ­ исключение психотравмирующих факторов; ­ сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; ­ развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы; ­ развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. Для изучения курса применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно­обобщающий, урок КВН,   викторина. В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется   информационные   технологии,   гуманно­личностные, личностно­ориентированные, развивающее обучение, учебно­поисковая деятельность. Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современныхпедагогических   технологий,   в   том   числе   интерактивных.   Интерактивные   технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют   социальное   моделирование,   основываются   на   атмосфере   сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. К основным принципам отбора и структурирования материала можно  отнести следующее:  отобранный материал является  основой для изучения места человека в  окружающем мире, взаимодействие человека и природы и отношения людей друг к другу в  окружающем мире;  в основе построения курса лежит изучение отобранной литературы, определение  нравственно – экологических проблем и их решение через проектно­ исследовательскую  деятельность учащимися с использованием ИКТ;  использование активных форм обучения: дискуссий, диспутов, мозговых штурмов;  индивидуальных и групповых форм работ, через творческую, исследовательскую и  проектную деятельность учащихся, через использование Интернета, средств ИКТ; создание стихов и сочинений­размышлений;   включение в работу школьного научного общества учащихся; участие в работе  научно­практической конференции. В реализации цели и задач программы поможет входная и выходная диагностика , целью  ее проведения  является  не только «диагностика» мировоззренческой позиции  самоопределяющегося человека, но и создание условий для совместного обсуждения этих  вопросов. Итогом обучения будет считаться участие  школьников с проектной  деятельностью на школьной конференции. Предполагаемые результаты заключаются в том, что данный спецкурс будет  способствовать: более внимательному отношению детей к окружающему миру, к своей малой  родине, к месту, где они живут и друг к другу; осознанному выбору естественнонаучного или гуманитарного профиля на старшей     ступени обучения; умению применять алгоритм исследования и проектирования во всех учебных  дисциплинах; умению пользоваться ресурсами Интернет, ИКТ.  Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента  содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме  ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений  принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления  эмоционально­ ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые  образовательные компетенции: 1.Ценностно­смысловую  (ученик   способен   видеть   и   понимать   окружающий   мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые  установки  для  своих  действий  и  поступков,  принимать  решения.  Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности). 2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира). 3.Учебно­познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения,сопоставления,   оценки   и   классификации   объектов;   использование   элементов   причинно­ следственного и структурно­ функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения   и   оценки   результата.   Умение   самостоятельно   создавать   алгоритмы познавательной   деятельности   для   решения   задач   творческого   и   поискового   характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно­исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза). 4.Информационную  (умение   выделять   основную   и   второстепенную   информацию. Развернуто   обосновывать   суждения,   давать   определения,   приводить   доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать     мультимедийные   ресурсы   и     компьютерные   технологии   для   обработки, передачи,   систематизации   информации,   создания   баз   данных,   презентации   результатов познавательной и практической деятельности). 5.Коммуникативную  (овладение   навыками   работы   в   группе,   владение   различными социальными   ролями   в   коллективе,   основными   видами   публичных   выступлений­ высказывание,   монолог,   дискуссия;   следование   этическим   нормам   и   правилам   ведения диалога, диспута). 6.Социально­трудовую  (овладение   этикой   взаимоотношений   с   одноклассниками   при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения). 7.Компетенцию   личностного   самосовершенствования  (формирование   культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней   экологической   культуры.   Овладение   комплексом   качеств,   связанных   с основами безопасной жизнедеятельности личности). 8.Природоведческие   и   здоровьесберегающие.  Наличие   опыта   ориентации   и экологической деятельности в природной среде. Знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях. Умение позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о нём.   Знание   и   применение   правил   личной   гигиены,   умение   обеспечивать   личную безопасность,   владение   способами   оказания   ПМП.   Умение   подбирать   индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. Прогнозируемые результаты Учащиеся должны знать: –  основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде; –     особенности   проживания   в   городской   и   сельской   местности,   положительные   и отрицательные стороны проживания в городе; –  влияние природных условий на расселение и занятия людей в городе;  –     экологические   проблемы   современного   города:   атмосферные   выбросы,   городские сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д. –  проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья; –  перспективы развития города, основные направления экологизации городов, поселков. Учащиеся должны уметь: –  выявлять экологические проблемы города; –  оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды;–     строить   предположения   о   возможных   причинах   и   последствиях   явлений,   выдвигать гипотезы и их обосновывать; –   прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению; –  организовывать и проводить комплекс мероприятий  по оздоровлению городской среды и горожан;  –     использовать   полученные   знания   в   своей   реальной,   общественной   и   практической деятельности; –  осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке; –  развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной   и   коллективной   деятельности   в   полном   ее   цикле:   анализ   ситуации   и выявление   проблем,     постановка   целей   и   задач,   направленных   на   их   разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка. Условия реализации программы В   МАОУ   «Лицей   №9»   создана   полноценная   материально   –   техническая   база   для проведения   лабораторных   и   практических   работ:   имеется   специализированный   кабинет биологии с лаборантской, в которых представлено следующее учебное оборудование: Технические средства обучения 1.Видиомагнитафон. 2.Телевизор. 3.Устройство для зашторивания окон. 4.Экран. 5.Доска учебная. 6.Компьютр. Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия 1.Комплект тематических таблиц по ботанике. 2.Комплект тематических таблиц по зоологии. 3.Комплект тематических таблиц по анатомии. 4.Комплект тематических таблиц по общей биологии. 5.Комплект видеокассет. 6.Компьютерные обучающие программы. 7.Учебно – методическая литература для учителя и учащихся.  Содержание программы (36 часов) Введение в экологию человека (2 час) Окружающая среда и здоровье человека (10 часов) Здоровье и образ жизни. История развития представлений о ЗОЖ. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. Влияние факторов среды на системы органов (20 часов) Вредные   привычки.   Условия   правильного   формирования   ОДС.   Природные   и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Профилактика нарушений сердечно – сосудистой системы. Правильное   дыхание.   Рациональное   питание   и   культура   здоровья.   Средства   и   способы закаливания.   Факторы,   влияющие   на   функционирование   нервной   системы.   Влияние окружающей среды на ЖВС.Репродуктивное здоровье (4 часа) Проблемы   взросления   и   культура   здоровья.   Ответственное   поведение   за   социальный фактор. Перечень оборудования На   уроках   биологии   применяются   следующие   наглядные   пособия:   живые   и препарированные растения и животные, микропрепараты, коллекции, гербарии, реактивы, демонстрационные   печатные   таблицы,     муляжи,   модели,   приборы   и   лабораторное оборудование (микроскопы, набор чашек Петри, набор пробирок, штативы, спиртовки). Список литературы Учебник 1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.­ М.: Вентана­Графф, 2006. – 144с.: ил. Литература для учителя 1. Вронский   В.А.  Прикладная   экология.   Ростов   –   на  –   Дону:   Феникс,1996.   Город­ экосистема. М.:ИГРАН,1996. 2. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973. 3. Петров   К.М.   Общая   экология:   взаимодействие   общества   и   природы:   Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977. 4. Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд­во Саратов.ун­ та, 1995. 5. Чебышев Н.В., Филиппова А.В. (учебное пособие). М «Новая волна», 2004. Литература для учащихся 1. Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч­ся 10­11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997. 2. Величковский   Б.Т.,Кирпичев   В.И.,   Суравегина   И.Т.   Здоровье   человека   и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997. 3. Вронский   В.А.   Экология.   Словарь­справочник.   Ростов   –на­Дону:   Феникс; М.:Зевс,1997. 4. Воротников А.А. Биология и анатомия: Универ. Энцикл.шк. Ми.: ТОО «Харвест», 1995. 5. Природопользование:   Проб.учеб.для   10­11   кл.   профильных   шк./Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение,1995. 6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9­11 кл.М.: Дрофа,1997. 7. ЧуйковЮ.С.,   Чуйкова   Л.Ю.,Сигатова   М.В.   Основы   экологических   знаний: Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань,1999. 8. Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998. 9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.­сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд­во АСТ,1997.Тематическое планирование спецкурса «Основы экологии» 8 класс, 36 часов, 1 час в неделю Содержание Часы Введение в экологию человека  (1 час) Окружающая средой и здоровье человека (10 часов)   Здоровье и образ жизни.  История развития представлений о ЗОЖ.  Различия   между   людьми, проживающими   в разных природных условиях.  Влияние факторов на здоровье.  Экстремальные окружающей среды. Практические работы:   1.   Определение   запылённости воздуха 2. Оценка состояния здоровья. климатических факторы     2 2 2 2 2 2 № 1 2 3 4 5 6 Формы и методы работы Вводный тест. УОНМ  УОНМ УПЗУ, ТК УОНМ УПЗУ УПЗУ Знать Уметь     справка   Предмет Цели   и   задачи   курса   экологии человека. и современное   понимание   науки человека. экологии   Историческая     о становлении науки и предмета. Внутривидовую   человека. дифференциацию   понятия: Основные потенциал адаптационный человека,   природные   ритмы, ритмические   изменения   в человека, организме абиотические   факторы   и     их влияние   на   здоровье   человека; адаптационный потенциал   природные   ритмы, человека, основные химические загрязнители   и   их   влияние     на индивидуальное здоровье человека.           Формулировать   цели   и   задачи курса экологии человека.           Характеризовать внутривидовую дифференциацию   человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы);  биологической по (расы, направленности   типы, антропологические типы). адаптивные     основные Характеризовать   загрязнители. химические   влияние Характеризовать   абиотических основных факторов на здоровье человека; слабые и сильные экологические связи. Объяснять   ритмические изменения организме человека. Характеризовать взаимоотношения   человека   с окружающей средой.  (расы, антропологические типы, адаптивные типы). вВлияние   факторов   среды   на системы органов (20 часов)     нарушений правильного Вредные привычки.  Условия формирования ОДС. Природные   и   антропогенные факторы,   влияющие   на   состав крови. Иммунитет и здоровье.  Профилактика сердечно – сосудистой системы. Практические работы:  1. давления.  систолический объём крови.     Определение   частоты сердечных в состоянии   покоя   и   после действия физической нагрузки.       Измерение   артериального и сокращений   Минутный 2.       влияющие Правильное   дыхание.   Влияние окружающей среды на ЖВС. Рациональное питание и культура здоровья.  Средства и способы закаливания. Факторы, на функционирование нервной системы.  Практические работы:  1. Составление пищевого  рациона.                                          2. Определение энергозатрат по  состоянию сердечных    сокращений.     7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 УОНМ УПЗУ, ТК УОНМ УПЗУ УОНМ УПЗУ, ТК УОНМ УПЗУ 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2     Основные химические загрязнители и их   влияние   на здоровье индивидуальное человека.   Основные     факторы физического   и   химического загрязнения воздуха. О    влияние шума     на   здоровье   человека.   О влиянии   радиации   на   здоровье   взаимодействии человека.   О   животных     и   человека.   О взаимодействии микроорганизмов   и   человека роль, (трофическая     иммунорегулирующая роль, болезнетворная   роль).   О многообразии   отношений   между людьми   социальные     роли человека. Что   такое   антиобщественные поступки.   Понятия     вредные   и   здоровый   образ привычки   человека.   Как     познает   и преобразует окружающей мир. человек. такое материальная   и   духовная культура   человека.   Что     такое стресс,   биоритмы.   О     значении   гипоталамуса, гипофиза   в физиологических процессах человека.   Что             роль   Объяснять   физиологические   и санитарно­гигиенические человека. потребности     влияние Характеризовать   литосферы   на   здоровье   людей. Объяснять     влияние   основных воздушных факторов, влияющих на  индивидуальное  здоровье. Объяснять     понятия,   термины, сравнивать,    объяснять влияние на организм человека радиации. Характеризовать     и воздействие   растений   на жизнедеятельность человека.  Значение растений в снабжении питательными человека веществами, энергией, кислородом. Лекарственные растения.  Характеризовать  различные  отношения между людьми.  Давать характеристику  социальным факторам и  антиобщественным поступкам  человека. Характеризовать   вредные привычки человека и к  чему они приводят. Объяснять  проблемы социального  здоровья. различать понятия  материальная и духовная  культура человека.  Характеризовать  стадии  стресса, эндогенные часы. Доказывать       вредное   влияние алкоголя, наркотиков, никотина,   других   факторов   на потомство.Репродуктивное здоровье  (4 часа) Проблемы взросления и культура здоровья.   Ответственное   поведение   за социальный фактор. 17 18 2 2 УОНМ УПЗУ,  выходной  контроль Защита  проектов Знать  сущность  и  значение  репродуктивного здоровья. Знать основные этапы развития  человека до и после рождения.  Гигиенические  требования к  режиму для благотворного  развития человека до и после  рождения. Уметь применять свои знания в жизни Условные обозначения: УОНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ  ­ урок применения знаний и умений ТК­ текущий контроль К – урок контроля