МАОУ «Лицей № 9»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПО
Протокол №___
от «___»______ 20___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Куневская Л.В.
__________________________
от «___»______ 20___
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Лицей №9»
______________________
Г.Ф. Филимонов
Приказ от __________ №______
Рабочая программа спецкурса
Наименование учебного предмета Основы экологии
Класс (ы)__________8 Б
Учитель Серова Татьяна Александровна
Срок реализации программы, учебный год (ы)_2016 – 2017 г.
Количество часов по учебному плану:
8 класс
в год
в неделю
36
1
Программа составлена на основе: __ Программы ООО по биологии 6 – 9 классы Авторы: В.В.
Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, 2010 год
государственным образовательным стандартом» (2004г.)
Содержание определено «Федеральным
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебники: 1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Биология. Человек»М, Дрофа 2010 г.
2. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья:
Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана
Графф, 2006. – 144с.: ил.
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а)____________________Серова Т.А.
подпись
расшифровка подписи
Новосибирск
2016 Есть две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения:
звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»
И. Кант.
Пояснительная записка
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде одно из
важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически
развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам
окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание.
Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных
дисциплин: вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи,
философы, историки, архитекторы. Проблемы экологического и природоохранного
образования вызывают большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к
вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие
природоведы и биологи, зная цену экологической безграмотности, повернулись лицом к
обществоведению, педагогике и экономике.
Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает
экология человека, или антропоэкология. Экологию человека можно определить как
науку о закономерностях взаимодействия человеческих общностей с окружающими их
природными, социальными, производственными, бытовыми факторами,
включая
культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого
социальнодемографических процессов. Какие же мотивы движут исследователями
экологами кроме удовлетворения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос
прост. Цель экологии человека (как, впрочем, и всей науки) обеспечить общество (в
широком смысле этого слова от гражданина и общественных организаций до
законодателей и руководителей всех рангов) информацией, необходимой для опти
мизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих
общностях.
Элективный курс «Экология человека. Культура здоровья.» предложен учащимся
не случайно.
Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но,
создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающие на
этих территориях. Добывая полезные ископаемые, преобразуем естественные
ландшафты. Орошая культурные посевы, способствуем опустыниванию обширных
пространств. Загрязняя окружающую среду, оказываем негативное влияние на климат и
многообразие живой природы. Человек постоянно воздействует на природу. Но и
возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Так,
загрязнение среды обитания ведёт к увеличению числа известных и появлению новых
заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечёт за собой уменьшение
двигательной активности человека, оказывающей отрицательное влияние на его
организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не
всегда благоприятно действуют на здоровье.
Можно привести множество примеров, показывающих взаимное влияние природы
и человека. Однако неправильно было бы противопоставлять их. Человек – это
неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна. Нам нужно
осознавать это и научиться исправлять свои ошибки. Данный курс раскрывает вопросы
влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека.
Современный город — средоточие экономических, социальных, экологических
проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно
возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах
России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии
города в общеобразовательной школе через элективные курсы имеет важное значение
не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к
дальнейшему изучению данного научного направления при переходе к профильному
обучению, так и обучению в колледжах, вузах.
Основной целью программы является развитие экологической культуры,
целостного взгляда школьников на природу и свое место в ней.
Программа предполагает решение следующих задач:
экологическая способствовать формированию правильного взгляда на взаимодействие
человека и окружающего мира;
нравственная – воспитать любовь и бережное отношение к природе, уважительное
отношение человека к человеку;
эстетическая – способствовать формированию чувства к прекрасному;
развивающая – сформировать навыки исследовательской и творческой направленности
через проектноисследовательскую деятельность учащихся с использованием ИКТ;
здоровьесберегающая – создать предпосылки для укрепления физического и духовного
здоровья учащихся.
гигиенических,
эстетических,
географических,
Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах:
биологических,
инженерно –
технологических и основывается на самостоятельной поисковоисследовательской
деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию
инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает
интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем
родного края. Элективный курс включает эколого – краеведческую деятельность,
способствующую выявлению особенного отношения к природе, истории и культуре
родного края.
Ученические исследования сочетают в себе использование теоретических знаний и
эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических
конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать,
строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического
картографирования, построения схем, диаграмм.
Место программы в образовательном процессе
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8 классов и
рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю.
Контингент
Изучение курса «Экология человека. Культура здоровья» в 8 классе основывается
на знаниях учащихся, полученных при изучении курса «Естествознание» 5 класс,
«Ботаника» 6 класс и «Зоология» 7 класс. Также в лицее для учащихся 5 – 7 классов
организованы спецкурсы естественнонаучного направления, поэтому учащиеся готовы к
восприятию содержания курса.
Методика работы по программе строится в направлении личностно
ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому
отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал,
соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими
заданиями (тренинг, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки,
дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Проведение занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это
скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в
тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе
у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а
через себя — к другим.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы
работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из
способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического
здоровья, нравственности, достоинства.
Диагностическая работа является инструментом,
Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить
базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом
действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме
этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр.
позволяющим оценить
эффективность программы, однако при отслеживании результатов образовательной
деятельности непосредственно на занятии достаточным является ранжирование команд
детей, пар партнеров и отдельных обучаемых по степени успешности их деятельности в
играх и творчестве. Предметом анализа для педагога должны стать активность, состояние
здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребенка, которые не могут
быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного
года ребенку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает
записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста,
веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах.
В процессе приобщения к законам своего развития ребенок должен получить указанные
ниже конкретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатомии,
физиологии, гигиены, психологии.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен
текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам,
на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений
учащихся:
самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).
Основной формой организации учебного процесса является классноурочная
система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса
используется система консультационной поддержки,
индивидуальных занятий,
самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных
технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Для изучения курса применяются классические типы уроков: вводный, урок
овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительнообобщающий, урок
КВН, викторина.
В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется
информационные технологии,
гуманноличностные,
личностноориентированные,
развивающее обучение, учебнопоисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии
обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать
их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен
имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника,
используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества,
уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
К основным принципам отбора и структурирования материала можно
отнести следующее:
отобранный материал является основой для изучения места человека в
окружающем мире, взаимодействие человека и природы и отношения людей друг к другу в
окружающем мире;
в основе построения курса лежит изучение отобранной литературы, определение
нравственно – экологических проблем и их решение через проектно исследовательскую
деятельность учащимися с использованием ИКТ;
использование активных форм обучения: дискуссий, диспутов, мозговых штурмов;
индивидуальных и групповых форм работ, через творческую, исследовательскую и
проектную деятельность учащихся, через использование Интернета, средств ИКТ; создание
стихов и сочиненийразмышлений;
включение в работу школьного научного общества учащихся; участие в работе
научнопрактической конференции.
В реализации цели и задач программы поможет входная и выходная диагностика , целью
ее проведения является не только «диагностика» мировоззренческой позиции
самоопределяющегося человека, но и создание условий для совместного обсуждения этих
вопросов.
Итогом обучения будет считаться участие школьников с проектной
деятельностью на школьной конференции.
Предполагаемые результаты заключаются в том, что данный спецкурс будет
способствовать:
более внимательному отношению детей к окружающему миру, к своей малой
родине, к месту, где они живут и друг к другу;
осознанному выбору естественнонаучного или гуманитарного профиля на старшей
ступени обучения;
умению применять алгоритм исследования и проектирования во всех учебных
дисциплинах;
умению пользоваться ресурсами Интернет, ИКТ.
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента
содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме
ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме
умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений
принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления
эмоционально ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих
четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые
образовательные компетенции:
1.Ценностносмысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся
самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).
3.Учебнопознавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно
следственного и структурно функционального анализа; умение учащихся самостоятельно
и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до
получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы
познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации
учебноисследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию.
Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста,
таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой
системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и
использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности).
5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений
высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения
диалога, диспута).
6.Социальнотрудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при
выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в
области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования
(формирование культуры
мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами
внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с
основами безопасной жизнедеятельности личности).
8.Природоведческие и здоровьесберегающие. Наличие опыта ориентации и
экологической деятельности в природной среде. Знание и применение правил поведения в
экстремальных ситуациях. Умение позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о
нём. Знание и применение правил личной гигиены, умение обеспечивать личную
безопасность, владение способами оказания ПМП. Умение подбирать индивидуальные
средства и методы для развития своих физических качеств.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать:
– основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;
– особенности проживания в городской и сельской местности, положительные и
отрицательные стороны проживания в городе;
– влияние природных условий на расселение и занятия людей в городе;
– экологические проблемы современного города: атмосферные выбросы, городские
сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д.
– проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья;
– перспективы развития города, основные направления экологизации городов, поселков.
Учащиеся должны уметь:
– выявлять экологические проблемы города;
– оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды; – строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать
гипотезы и их обосновывать;
– прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую
стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению;
– организовывать и проводить комплекс мероприятий по оздоровлению городской среды
и горожан;
– использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической
деятельности;
– осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой
информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном
потоке;
– развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование
индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и
выявление проблем,
постановка целей и задач, направленных на их разрешение,
планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов,
рефлексия и самооценка.
Условия реализации программы
В МАОУ «Лицей №9» создана полноценная материально – техническая база для
проведения лабораторных и практических работ: имеется специализированный кабинет
биологии с лаборантской, в которых представлено следующее учебное оборудование:
Технические средства обучения
1.Видиомагнитафон.
2.Телевизор.
3.Устройство для зашторивания окон.
4.Экран.
5.Доска учебная.
6.Компьютр.
Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия
1.Комплект тематических таблиц по ботанике.
2.Комплект тематических таблиц по зоологии.
3.Комплект тематических таблиц по анатомии.
4.Комплект тематических таблиц по общей биологии.
5.Комплект видеокассет.
6.Компьютерные обучающие программы.
7.Учебно – методическая литература для учителя и учащихся.
Содержание программы (36 часов)
Введение в экологию человека (2 час)
Окружающая среда и здоровье человека (10 часов)
Здоровье и образ жизни. История развития представлений о ЗОЖ. Различия между
людьми, проживающими в разных природных условиях. Влияние климатических факторов
на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.
Влияние факторов среды на системы органов (20 часов)
Вредные привычки. Условия правильного формирования ОДС. Природные и
антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Профилактика
нарушений сердечно – сосудистой системы.
Правильное дыхание. Рациональное питание и культура здоровья. Средства и способы
закаливания. Факторы, влияющие на функционирование нервной системы. Влияние
окружающей среды на ЖВС. Репродуктивное здоровье (4 часа)
Проблемы взросления и культура здоровья. Ответственное поведение за социальный
фактор.
Перечень оборудования
На уроках биологии применяются следующие наглядные пособия: живые и
препарированные растения и животные, микропрепараты, коллекции, гербарии, реактивы,
демонстрационные печатные таблицы,
муляжи, модели, приборы и лабораторное
оборудование (микроскопы, набор чашек Петри, набор пробирок, штативы, спиртовки).
Список литературы
Учебник
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья:
Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.:
ВентанаГрафф, 2006. – 144с.: ил.
Литература для учителя
1. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город
экосистема. М.:ИГРАН,1996.
2. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973.
3. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн.
Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.
4. Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Издво Саратов.ун
та, 1995.
5. Чебышев Н.В., Филиппова А.В. (учебное пособие). М «Новая волна», 2004.
Литература для учащихся
1. Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для учся 1011 кл. общеобразовательных
учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.
2. Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и
окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.
3. Вронский В.А. Экология. Словарьсправочник. Ростов –наДону: Феникс;
М.:Зевс,1997.
4. Воротников А.А. Биология и анатомия: Универ. Энцикл.шк. Ми.: ТОО «Харвест»,
1995.
5. Природопользование: Проб.учеб.для 1011 кл. профильных шк./Н.Ф.Винокурова,
Г.С.Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение,1995.
6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 911 кл.М.:
Дрофа,1997.
7. ЧуйковЮ.С., Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний:
Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань,1999.
8. Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.сост. А.Е.Чижевский. М.:
Издво АСТ,1997. Тематическое планирование спецкурса «Основы экологии» 8 класс, 36 часов, 1 час в неделю
Содержание
Часы
Введение в экологию человека
(1 час)
Окружающая средой и здоровье
человека (10 часов)
Здоровье и образ жизни.
История развития представлений
о ЗОЖ.
Различия между людьми,
проживающими
в
разных
природных условиях.
Влияние
факторов на здоровье.
Экстремальные
окружающей среды.
Практические работы:
1. Определение запылённости
воздуха
2. Оценка состояния здоровья.
климатических
факторы
2
2
2
2
2
2
№
1
2
3
4
5
6
Формы и
методы
работы
Вводный тест.
УОНМ
УОНМ
УПЗУ, ТК
УОНМ
УПЗУ
УПЗУ
Знать
Уметь
справка
Предмет
Цели и задачи курса экологии
человека.
и
современное понимание науки
человека.
экологии
Историческая
о
становлении науки и предмета.
Внутривидовую
человека.
дифференциацию
понятия:
Основные
потенциал
адаптационный
человека,
природные ритмы,
ритмические изменения в
человека,
организме
абиотические факторы и
их
влияние на здоровье человека;
адаптационный
потенциал
природные ритмы,
человека,
основные
химические
загрязнители и их влияние на
индивидуальное
здоровье
человека.
Формулировать цели и задачи
курса экологии человека.
Характеризовать
внутривидовую
дифференциацию человека: по
социальной
направленности
(нации, народности, этносы);
биологической
по
(расы,
направленности
типы,
антропологические
типы).
адаптивные
основные
Характеризовать
загрязнители.
химические
влияние
Характеризовать
абиотических
основных
факторов на здоровье человека;
слабые и сильные экологические
связи. Объяснять ритмические
изменения
организме
человека.
Характеризовать
взаимоотношения человека с
окружающей средой.
(расы, антропологические типы,
адаптивные типы).
в Влияние факторов среды на
системы органов (20 часов)
нарушений
правильного
Вредные привычки.
Условия
формирования ОДС.
Природные и антропогенные
факторы, влияющие на состав
крови. Иммунитет и здоровье.
Профилактика
сердечно – сосудистой системы.
Практические работы:
1.
давления.
систолический объём крови.
Определение частоты
сердечных
в
состоянии покоя и после
действия физической нагрузки.
Измерение артериального
и
сокращений
Минутный
2.
влияющие
Правильное дыхание. Влияние
окружающей среды на ЖВС.
Рациональное питание и культура
здоровья.
Средства и способы закаливания.
Факторы,
на
функционирование
нервной
системы.
Практические работы:
1. Составление пищевого
рациона.
2. Определение энергозатрат по
состоянию сердечных
сокращений.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
УОНМ
УПЗУ, ТК
УОНМ
УПЗУ
УОНМ
УПЗУ, ТК
УОНМ
УПЗУ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Основные
химические
загрязнители и их влияние на
здоровье
индивидуальное
человека. Основные
факторы
физического и химического
загрязнения воздуха. О влияние
шума на здоровье человека. О
влиянии радиации на здоровье
взаимодействии
человека. О
животных
и человека. О
взаимодействии
микроорганизмов и человека
роль,
(трофическая
иммунорегулирующая
роль,
болезнетворная роль).
О
многообразии отношений между
людьми социальные
роли
человека.
Что такое антиобщественные
поступки. Понятия
вредные
и здоровый образ
привычки
человека. Как
познает и
преобразует окружающей мир.
человек.
такое
материальная и духовная
культура человека. Что такое
стресс, биоритмы. О значении
гипоталамуса,
гипофиза в
физиологических
процессах
человека.
Что
роль
Объяснять физиологические и
санитарногигиенические
человека.
потребности
влияние
Характеризовать
литосферы на здоровье людей.
Объяснять влияние основных
воздушных факторов, влияющих
на индивидуальное здоровье.
Объяснять понятия, термины,
сравнивать, объяснять влияние
на организм человека радиации.
Характеризовать
и
воздействие растений на
жизнедеятельность человека.
Значение растений в снабжении
питательными
человека
веществами,
энергией,
кислородом.
Лекарственные растения.
Характеризовать различные
отношения между людьми.
Давать характеристику
социальным факторам и
антиобщественным поступкам
человека. Характеризовать
вредные привычки человека и к
чему они приводят. Объяснять
проблемы социального
здоровья. различать понятия
материальная и духовная
культура человека.
Характеризовать стадии
стресса, эндогенные часы.
Доказывать вредное влияние
алкоголя,
наркотиков,
никотина, других факторов на
потомство. Репродуктивное здоровье
(4 часа)
Проблемы взросления и культура
здоровья.
Ответственное поведение за
социальный фактор.
17
18
2
2
УОНМ
УПЗУ,
выходной
контроль
Защита
проектов
Знать сущность и значение
репродуктивного здоровья. Знать
основные этапы развития
человека до и после рождения.
Гигиенические требования к
режиму для благотворного
развития человека до и после
рождения.
Уметь применять свои знания в
жизни
Условные обозначения:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УПЗУ урок применения знаний и умений
ТК текущий контроль
К – урок контроля
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.