№САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №
Топ
Группа_______________________________________________________________________
Күні
Дата_____________________________________________________________________________
Пәні
Дисциплина: Биология
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: Развитие жизни на Земле архейская и протерозойская эра
Сабақтын түрі
Вид занятия: комбинированное занятие
Сабақ мақсаты
Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.
1. Білімділік
Образовательная: познакомить учащихся с хронологией развития живой природы и основными ароморфозами, происходившими в царствах животных и растений в архейскую и протерозойскую эры
2. Дамытушылық
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи у студентов.
3. Тәрбиелік
Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, ответственности, аккуратности.
Пәнаралық байланыс
Межпредметные связи: история
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ұйымдастыру кезеңі
Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.
2. Өткен тақырыпты тексеру
Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:
1) Приспособления -.
2) Виды адаптации.
3) Относительность приспособленности
4) Правила эволюции
3. Жаңа тақырыпты зерделеу
Изучение нового материала
ЖОСПАР / ПЛАН
1) Тестовая работа (прокариоты, эукариоты)
2) Развитие жизни на Земле.
3) .Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, т.е. отправиться в путешествие, выполним небольшую проверочную работу и оценим её, выяснив при этом, хватит ли у вас запаса знаний, чтобы «путешествовать» по истории Земли.
1. В рабочих тетрадях поставьте вариант и выполните тестовую работу. ( два варианта, которые раздаются заранее на парты).
1 вариант |
2 вариант |
1. Дать определение понятия «прокариоты» |
1. Дайте
определение понятия «эукариоты» |
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, поставив за каждый правильный ответ 1 балл
1 вариант |
2 вариант |
1. Прокариоты – доядерные
организмы. |
1. Эукариоты – ядерные
организмы. |
Итак, вы оценили уровень знаний друг друга, у кого-то он лучше, у кого-то он хуже, но тем не менее время не ждет, будем двигаться дальше. Ведь в пути всегда сильный помогает слабому.
2.Развитие жизни на Земле.
«Время – длинное», – сказал Джеймс Геттон, и действительно, для совершения титанических и удивительных преобразований, которые произошли на нашей планете, потребовалось невероятно много времени. Совершая перелет на космическом корабле около 4-х миллиардов лет назад в той части Вселенной, где расположено сегодня наше Солнце, мы наблюдали бы картину, отличающуюся от той, которую видят космонавты сегодня. Вспомним, что Солнце имеет собственную скорость перемещения – около двух десятков километров в секунду; и тогда оно находилось в другой части Вселенной, а Земля в то время ещё только родилась…
Итак, Земля только родилась и находилась в начальной стадии своего развития. Она была раскаленным маленьким шариком, спеленатым в вихревые облака, и колыбельной песнью её был рокот вулканов, шипенье пара и рев ураганных ветров.
Самыми ранними породами, которые могли сформироваться на стадии этого бурного младенчества, были вулканические породы, но они не могли долго оставаться неизменными, ибо подвергались яростным атакам воды, тепла и пара. Земная кора прогибалась, и на них изливалась огненная лава. Следы этих ужасных сражений несут горные породы архейской эры – самые древние породы, известные нам сегодня. В основном это сланцы и гнейсы, залегающие в глубинных слоях и обнажающиеся в глубоких каньонах, шахтах, карьерах.
В таких породах – они образовались около полутора миллиардов лет назад – почти не встречается свидетельств жизни.
Историю живых организмов на Земле изучают по сохранившимся в осадочных горных породах остаткам, отпечаткам и другим следам их жизнедеятельности. Этим занимается наука палеонтология. Для удобства изучения и описания вся история Земли разделена на отрезки времени, имеющие различную длительность и отличающиеся друг от друга климатом, интенсивностью геологических процессов, появлением одних и исчезновением других групп организмов и т.д.
Названия этих отрезков времени греческого происхождения. Самые крупные такие подразделения – ЭОНЫ, их два – криптозой (скрытая жизнь) и фанерозой (явная жизнь). Эоны делятся на эры. В криптозое две эры – архей (древнейший) и протерозой (первичная жизнь). Фанерозой включает в себя три эры – палеозой (древняя жизнь), мезозой (средняя жизнь) и кайнозой (новая жизнь). В свою очередь, эры разделены на периоды, периоды иногда делят на более мелкие части.
Схему необходимо после объяснения учителя перенести в тетрадь.
Далее по ходу рассказа учителя можно делать в тетрадь краткие записи событий, о которых рассказывает учитель.
По мнению ученых, планета Земля формировалась 4,5-7 млрд. лет назад. Около 4 млрд. лет назад стала остывать и затвердела земная кора, на Земле возникли условия, позволившие развиваться живым организмам.
Никто точно не знает, когда именно возникла первая живая клетка. Возраст самых ранних следов жизни (остатков бактерий), найденных в древних отложениях земной коры, около 3,5 млрд лет. Поэтому предположительновозраст жизни на Земле – 3 млрд. 600 млн. лет.
Представим себе, что этот огромный отрезок времени уместился в пределах одних суток. Сейчас на наших «часах» – ровно 24 ч, а в момент возникновения жизни они показывали 0 ч. Каждый час вместил 150 млн. лет, каждая минута – 2,5 млн. лет.
Самая древняя эпоха развития жизни – докембрийская (архей + протерозой) длилась невероятно долго: свыше 3 млрд лет. (с начала суток до 8 часов вечера).
Так что же происходило в то время?
К этому времени в водной среде уже были первые живые организмы.
Условия жизни первых организмов
Но эволюция нашла выход:
НАЧАЛАСЬ НОВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.
Более подробно об архее и протерозое вы узнаете из сообщений (с презентациями) ребят и вашей самостоятельной работы с дополнительной литературой (материалами).
Перед началом работы, учащиеся, распределенные на группы, получают вопросы, задания. Их задача – прослушать выступления ребят, поработать с дополнительными материалами и ответить на вопросы, выбрав одного выступающего от группы.
3.Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. Необходимо просмотреть предложенную информацию и найти ответы на вопросы.
ВОПРОСЫ
1 команда
2 команда
3 команда
Ароморфозы |
Значение |
Возникновение:
|
|
|
|
|
|
|
(Презентация 2«Архей». Презентация 3«Протерозой»)
Выступление представителей групп.
Запись в тетрадь событий архея и протерозоя.
4. Нығайту
Написание небольшого итогового теста и его самопроверка (текст теста можно раздать учащимся, можно вывести на экран).
Итоговый тест.
Самопроверка – поменяйтесь тетрадями и проверьте тесты по ключу.
Ответы к тесту:
5. Үй тапсырмасы:
Домашнее задание:Апанасов П.Т., КасымбаеваТ.,Мухаметжанов К «Общая биология§35, 13, 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.