биология

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План мезозойtekhnologicheskaya_karta_k_uroki_biologii_9_kl.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ

Группа_____________________________________________________________________

Күні

Дата_________________________________________________________________________

Пәні

Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия: Палеозойская,мезозойская, кайнозойская эры:эволюций растений и животных.

Сабақтын түрі

Вид занятия: комбинированное занятие

Сабақ мақсаты

Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.

1. Білімділік

       Образовательная: Продолжить формирование понятия о биологической эволюции как

необратимом и направленном историческом развитии живой природы.

2. Дамытушылық

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи у студентов.

3. Тәрбиелік

Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, ответственности, аккуратности.

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи: география

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос (биологический диктант), вопросы по пройденному материалу, тестовый опрос

1) Дать определение понятия «прокариоты

2) Дайте определение понятия «эукариоты»

3). Какие три эры включает в себя фанерозой

4) Какие три эры включает в себя криптозой

 Дописать правую часть:

Коацерватная капля – одноклеточный организм

Прокариотическая клетка – Эукариотическая клетка

Анаэроюное дыхание – аэробное дыхание

Гетеротрофное питание – автотрофное питание

Бесполое размножение – половое размножение

Одноклеточность – мнгоклеточность

Отсутствие свободного кислорода – наличие свободного кислорода

. Ответьте на вопросы теста:

1. Какова длительность архейской эры
а.900 млн лет
б.3500 млн лет
в. 2000 млн лет

2. Каков возраст архейской эры
а. 2000 млн лет
б. 3500 млн лет
в. 900 млн лет

3. Ароморфозы в архейской эре
а. становление фотосинтеза
б. кислородное дыхание
в. половой процесс
г. многоклеточность

4.Как называется архейская эра
а. эра ранней жизни
б. древнейшая жизнь
в. древняя жизнь

5. К чему открывает ароморфоз широкий простор
а. дивергенции
б. биологическому прогрессу
в. дегенерации
г. идиоадаптации

Ответы: 1). 1,4,6,7.

3). 1. а; 2. в; 3. а-г; 4. б; 5.б 18-19 –«5»

13-17 – «4»   10-12 – «3»

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1) Развитие жизни в палеозойскую эру.

2) Развитие жизни в мезозойскую эру

3) Линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения и их решения.

1.    Используя §25 учебника, стр. 96-104, а также геохронологическую таблицу, стр. 100 - 104 , доп. материал постройте краткий рассказ о событиях и основных ароморфозах в ……

1 группа: Кембрийский и ордовикский периоды

2 группа: силурийский период

3 группа: девонский период

4 группа: каменноугольный период (карбон)

5 группа: пермский период

Заслушивание групп

3. Просмотр видеофрагмента «Ароморфозы растительного мира»

После просмотра ответить на вопросы:

Вопрос 1.

Первыми наземными растениями были псилофиты. Какое строение они имели? Какие ароморфозы способствовали переходу псилофитов к водно-наземному образу жизни? Почему считают, что первыми на сушу из воды вышли псилофиты, а не мхи, папоротники?

Вопрос 2.

Псилофиты считают родоначальниками мхов, хвощей, плаунов, папоротников. Объясните, почему, сравните строение псилофита, мха и папоротника и выявите признаки усложнения

растений в процессе эволюции. Каковы черты приспособленности папоротников к жизни на суше? Связана ли жизнь папоротников с водной средой? Ответ поясните.

Вопрос 3.

В девонском периоде палеозойской эры появились кистеперые и двоякодышащие рыбы. Чем они отличаются от современных костных рыб? Считают, что от рыб произошли стегоцефалы. Что представляли собой эти организмы? Почему их считают родоначальниками земноводных?

Какие ароморфозы способствовали выходу древних земноводных из водной среды на сушу?

Почему двоякодышащих рыб считают тупиковой ветвью эволюции? Почему их нельзя считать предками земноводных?

Вопрос 4.

Какие условия внешней среды послужили причиной выхода позвоночных на сушу?

Подведение к выводу:

В палеозойской эре жизнь на планете достигает удивительного многообразия и обилия. А особенности это характерно для водной среды. Палеозой ознаменовался выходом позвоночных на сушу. Наземную среду также осваивают прогрессивные группы растений.

 

1. Письменный опрос

1. Биологический диктант.

Никто не видел, какими были первые живые организмы, но можно предположить, какие признаки были им присущи. Выпишите цифры, обозначающие признаки первых живых организмов и сред обитания:

1. Одноклеточные.2. Многоклеточные.3.Автотрофы.4. Гетеротрофы.5. Аэробы.6. Анаэробы.7. Водная среда. 8. Суша. 9. Водная среда, суша.

2. Дописать правую часть:

Коацерватная капля – одноклеточный организм

Прокариотическая клетка – Эукариотическая клетка

Анаэроюное дыхание – аэробное дыхание

Гетеротрофное питание – автотрофное питание

Бесполое размножение – половое размножение

Одноклеточность – мнгоклеточность

Отсутствие свободного кислорода – наличие свободного кислорода

3. Ответьте на вопросы теста:

1. Какова длительность архейской эры
а.900 млн лет
б.3500 млн лет
в. 2000 млн лет

2. Каков возраст архейской эры
а. 2000 млн лет
б. 3500 млн лет
в. 900 млн лет

3. Ароморфозы в архейской эре
а. становление фотосинтеза
б. кислородное дыхание
в. половой процесс
г. многоклеточность

4.Как называется архейская эра
а. эра ранней жизни
б. древнейшая жизнь
в. древняя жизнь

5. К чему открывает ароморфоз широкий простор
а. дивергенции
б. биологическому прогрессу
в. дегенерации
г. идиоадаптации

Ответы: 1). 1,4,6,7.

3). 1. а; 2. в; 3. а-г; 4. б; 5.б 18-19 –«5»

13-17 – «4»

10-12 – «3»

2. Беседа по вопросам

1. Какие важнейшие ароморфозы произошли в архейскую эру? Какое это имело значение для развития жизни на Земле?

2. Когда, в результате каких процессов появился в атмосфере Земли кислород? Как это отразилось на развитии жизни?

3. Индивидуальное задание. Объясните одновременное существование различных способов дыхания, питания, размножения, простых и сложных организмов.

 

II. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса:

 

Какие изменения в органическом мире произошли в протерозойскую эру? Почему оказались перенаселенными моря в эту эру? (ответы с помощью дополнительного материала по протерозойской эре).

Нас сегодняшнем уроке мы проследим, как проходило развитие жизни на Земле в палеозойскую эру – эру древней жизни.

2. Самостоятельная работа по учебнику. Работа в группах. Задание:

 

2. Беседа по вопросам:

1. Когда и при каких условиях произошел выход растений на сушу?

2. Какие усложнения должны были произойти с первыми растительными обитателями суши, чтобы они стали распространяться вдаль от водной среды?

3. Какими были первые животные, завоевавшие сушу?

4. Какие морфофизиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?

Домашнее задание: §25,стр.96. задания А-С, Проанализировать геохронологическую таблицу с целью установления взаимосвязи развития органического мира и особенностей климата и среды на протяжении основных периодов палеозоя.

Мезозой – эра средней жизни. Начало 230±10 млн. лет, конец 66±3 млн. лет назад (триас, юра, мел).

Мезозойская эра включает в себя  3 периода:

  • Триасовый(40±5 млн. лет);
  • Юрский(60 млн. лет);
  • Меловой(70 млн. лет).

В начале мезозойской эры появляются горы: Урал, Тянь-Шань, Алтай. На большей части земного шара устанавливается тёплый климат, близкий к современному тропическому

Что происходило в мезозойскую эру
В эту эру продолжалось усложнение организмов и темпы эволюции возрастали. В течение почти всей эры на суше господствовали голосеменные растения и пресмыкающиеся.

Жизнь в триасе

. Вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения. Возникновение первых костных рыб. В триасе началась великая война двух сухопутных племён – рептилий и звероподобных.

Животный мир 

В мелководных лагунах триасовых морей обитало множество морских рептилий, в число которых входил Askeptosaurus (вверху), напоминающий сегодняшних крокодилов, и Placodus, достигавший 2,5 м в длину и питавшийся моллюсками.

Ароморфозы млекопитающих 

Ароморфозы млекопитающих:

  • четырехкамерное сердце, утрата правой дуги аорты;
  • теплокровность;
  • длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту;
  • более развитый головной мозг, большая активность
  • конечности под туловищем;
  • совершенные легкие;
  • наружное ухо;
  • потовые железы;
  • дифференцированные зубы;
  • диафрагма;
  • выкармливание детенышей молоком;
  • волосяной покров.

Растительный мир 

Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники (вверху слева), саговник (в центре) и хвощи (справа), возникшие в палеозойскую эру. Окаменелые папоротники (нижний рисунок) были найдены в породах Антарктиды.

220 млн. лет назад в ландшафте преобладали кустарники с вкраплениями хвойных деревьев, напоминающих современные, и огромных гинкговых растений (на нижнем рисунке показаны их окаменелые листья).

Первые голосеменные растения появились еще в конце палеозоя. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, чему во многом способствовал более засушливый климат.

ГИНКГО (Ginkgo biloba), единственный сохранившийся вид обширного порядка гинкговых, процветавшего в течение мезозойской эры.

ГНЕТОВЫЕ (Gnetales; гнетофиты, Gnetophyta), порядок (по другим представлениям, надпорядок или класс) вымерших и ныне живущих реликтовых голосеменных

Вельвичия                                Гнетум

ХВОЙНЫЕ, класс голосеменных растений.

В настоящее время широко распространен.

Главным образом вечнозеленые деревья и кустарники, как правило, с игловидными (хвоя) или чешуйчатыми листьями и однополыми стробилами (шишками). Около 50 родов, около 600 видов. Многие хвойные (сосна, ель, лиственница, пихта  и др.) — ценные лесообразующие породы.

Жизнь в юре

. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения. Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление первоптиц – археоптерикса.

Представители моллюсков 

Asteroceras obtusum – один из видов аммонитов, обитавших в морях юрского периода. В то время их раковины были покрыты гораздо более затейливыми, чем у ранних видов, узорами.Некоторые раковины вырастали до трех и более метров.
Питались крупной рыбой и были опасными хищниками

Расцвет динозавров 

Расцвет динозавров пришелся на юрский период (208-144 миллиона лет назад). Он назван так из-за того, что в горах Юра, расположенных на территории Франции и Швеции залегают камни, которые образовались в это время.
Некоторые динозавры этого периода были внушительных размеров, вооруженные пластинами и шипами. Среди них встречаются: аллозавр, археоптерикс, брахиозавр, диплодок, стегозавр и другие.

Представители динозавров, господство ящеров

 Динозавры господствовали на суше, в воде и в воздухе

Развитие пресмыкающихся шло по пути идиоадаптаций

Один из самых больших травоядных динозавров юрского периода – диплодок Длинная шея позволяла ему «счесывать» пищу с самых высоких хвойных растений. Считается, что диплодоки жили небольшими стадами и питались побегами деревьев.

Диплодок занимает важное место в воображении многих британских школьников из-за этого впечатляющего скелета, выставленного в Лондонском музее естественной истории (рядом расположен скелет 

Открытие археоптерикса 

Останки археоптерикса были найдены в мелкозернистых известняках юга Германии, которые в XIX в. широко использовались в печатании литографий. Когда в 1860 г. рабочие карьера раскололи одну из известняковых плит, то обнаружили в толще пластов скелет существа, напоминавшего птицу. Эти останки были исследованы и описаны немецким
Окаменелые кости археоптерикса (верхний рисунок) позволили палеонтологам решить проблему внешнего вида этой необычной птицы (круглая вставка): данная расцветка – только предположение, но физические очертания научно обоснованы.

Ароморфозы птиц 

  • четырехкамерное сердце, утрата одной из двух дуг аорты (левой);
  • теплокровность;
  • большее развитие головного мозга и более сложное поведение;
  • забота о потомстве.

Меловой период 

Животный мир 

Возрастало количество и видовое разнообразие млекопитающих, появились животные, потомки которых ассоциируются прежде всего с одним континентом – Австралией. Это сумчатые, самые примитивные из ныне живущих живородящих млекопитающих и однопроходные (клоачные), или яйцекладущие млекопитающие.
Ехидна из Австралии – представитель необычной группы однопроходных (или клоачных) млекопитающих. Подобно рептилиям, эти млекопитающие откладывают яйца. Похожие животные жили в Австралии уже 65 млн. лет назад.

Растительный мир 

При переходе от раннего к среднему меловому периоду появились первые цветковые растения. В это же время продолжалась эволюция огромных травоядных динозавров.
Окаменелый лист магнолии (внизу), найденный в породах верхнего мелового периода в Саксонии (Германия). Реконструкция растения (слева) показывает, что оно очень походило на Magnolia grandiflora, любимицу садовников.

Ароморфозы покрытосеменных (цветковых растений) 

  • появление цветка и повышение эффективности опыления разными способами;
  • двойное оплодотворение;
  • семяпочка скрыта внутри завязи и защищена от внешних воздействий;
  • семена развиваются внутри плода;
  • наибольшая степень дифференциации
  • вегетативного тела.

Динозавры мела 

Тираннозавр настигающий добычу. Самый крупный из наземных хищников, он достигал 13 м в длину и возвышался над землей на 5 м. Свои короткие передние конечности он, вероятно, использовал для того, чтобы подниматься из лежачего положения. Останки тираннозавра обнаружены в США. Похожие существа обитали также на территории Канады и Китая

К концу мелового периода животный мир суши достиг большого разнообразия, а его представители были прекрасно приспособлены к жизни в ровном и благоприятном климате этой эпохи. Однако катастрофа была уже не за горами
Анкилозавры двух видов: Euoplocephalus с булавовидным хвостом и усеянный шипами Edmontia. Эти травоядные ящеры могли успешно защищаться от хищных динозавров.

Гибель динозавров Одно из самых значительных событий за всю историю Земли произошло ок. 65 млн. лет назад. В это время вымерли несколько больших групп позвоночных, включая динозавров, а также морских (мозазавров, плезиозавров, плиозавров и ихтиозавров) и летающих (птерозавров) рептилий. Другие позвоночные: лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи, млекопитающие и пережили катастрофу.

 

Кайнозо́й (кайнозойская эра) 

В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня кайнозойской эры. В результате катастрофических событий тех далёких времён с лица нашей планеты исчезли все животные размером крупнее крокодила. А уцелевшие небольшие животные оказались с наступлением новой эры в совершенно ином мире. В кайнозое продолжался дрейф (расхождение) континентов. На каждом из них формировались уникальные сообщества растений и животных.

Кайнозой — это эра, отличающаяся большим разнообразием наземных, морских и летающих животных. Он является эрой млекопитающих и покрытосеменных.Млекопитающие претерпели длительную эволюцию от небольшого числа мелких примитивных форм и стали отличаться большим разнообразием наземных, морских и летающих видов. Кайнозой также можно назвать эпохой саваннцветковых растений и насекомых. Птицы в этой эре тоже значительно эволюционировали. Среди растений появляются злаковые.

Третичный период (то есть «третий») получил свое название в начале XVIII века, когда считалось, что именно он представлял собой третий главный этап истории Земли. Третичный период начался следом за меловым, ознаменовавшимся «великим вымиранием», и закончился 1,6 миллиона лет назад, а это значит, что он охватывал почти всю эпоху млекопитающих. В первой половине третичного периода — больше известной как палеоген — материки практически заняли свое нынешнее положение, хотя, впрочем, Австралия еще формировалась как остров-материк, а между Северной и Южной Америкой простиралось море.

Рефлексия включит в себя « «Синквейн»

Рефлексия.

Отношение к услышанному, прочитанному и проанализированному материалу обучающиеся выражают в форме синквейна.

Синквейн – методический приём, используемый для развития творческого мышления учащихся.

Слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.

Правила составления синквейна.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом,

обычно именем существительным, отражающим

главную идею.

Вторая строка – описание основной мысли темы в двух словах, как

правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами,

обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение

автора к данной теме.

Пятая строка –   одно слово – синоним к первому, на эмоционально –

образном или философско – обобщенном уровне,

повторяющем суть темы.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так – то просто.)

Примеры синквейнов, составленных обучающимися на данном уроке.

Карбон

Углеобразующий, пышнорастительный.

Развивался, расцветал, совершенствовался.

Появились насекомые, господствовали стегоцефалы.

Период.

Мел

Важный, древний.

Меняется, формируется, утрачивает.

Возникают первые птицы и млекопитающие.

Развитие.

Ордовик

Продолжительный, разнообразный.

Преобразуется, перестраивается, совершенствуется.

Богатство живого мира океана.

Древность.

Триас

Целенаправленный, неизведанный.

Изменяет, приобретает, стремится.

Появление новых форм  жизни.

Преобразование.

И другие.

Появление хрящевых и костных рыб(кистеперые, двоякодышащие), первых земноводных(стегоцефалы). Развитие споровых растений(хвощи, папоротники, плауны). Ткани, органы, спорообразование у растений, легочное и кожное дыхание у животных, конечности.

Карбон

Гигантские древовидные папоротники, первые голосеменные и мхи. Способность к полету у насекомых, семена у растений.

Пермь

Первые пресмыкающиеся. Внутреннее оплодотворение, откладывание яиц, ороговение тела.

Мезозой

«эра пресмы кающихся»

Триас

Появление первых теплокровных животных- млекопитающих. Расцвет голосеменных. Вскармливание молоком, четырехкамерное сердце.

Юра

Появление птиц(археоптерикс), Способность к полету.

Мел

Первые покрытосеменные. Возникновение первых сумчататых и плацентарных млекопитающих.Внутриутробное развитие, цветок, плод.

Кайнозой Третичный Низшие приматы, парапитеки, австралопитеки. Распространение покрытосеменных. Элементарная рассудочная деятельность у человекообразных приматов.

Оледенение северного полушария, появление человека

4. Нығайту

Закрепление нового материала: работа по учебнику.

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: КасымбаеваТ.,Мухаметжанов К Общая биолол.§51

6 Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы

Преподаватель: А.А. Мурзагалиева


Скачано с www.znanio.ru