биология

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План Микроорган.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ Группа_____А-11,12, В-11,12

Күні Дата 

  Пәні Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы: Тема занятия: Микроорганизмы как объекты биотехнологии их селекция Сабақтын түрі Вид занятия: урок усвоения новых знаний

Сабақ мақсаты Цель занятия: Обобщить, материал и проконтролировать знания учащихся по теме “Методы селекции растений и животных”, закрепить умение работать с тестовыми заданиями..

1. Білімділік Образовательная: Систематизировать знания учащихся о селекции растений и животных.

Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии, о значении биотехнологии в развитии сельского хозяйства

 2. Дамытушылық

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи у студентов.

3. Тәрбиелік

Воспитательная: Способствовать развитию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных компетенции. Компетенций личностного самосовершенствования Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи:физика

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия , тест, компьютер, таблицы и раздаточный материал по селекции растений: «Метод предварительного вегетативного сближения», «Метод посредника», «Отдалённая гибридизация»

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

 1)Метод гибридизации

 2)Метод отдалённой гибридизации

3) Метод предварительного вегетативного сближения

4) Метод посредника 

4. Нығайту Закрепление нового материала:

5. Үй тапсырмасы: Домашнее задание: А. Сартаев, М. Гильманов §10-13, №149, .

6. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

 

Какие методы селекции использовал И.В. Мичурин?

Его достижения– Метод ментора. Что значит воспитание гибридов методом прививки?

С какими культурами в основном работал И.В. Мичурин?

Назовите учёных, которые работали в области зерновых культур, масличных, овощных.
Как вы думаете, почему мы говорим о хвойных растениях?
Назовите использование данного метода?
– Каким методом были получены данные животные? Какими признаками они характеризуются? Где используются? В чём их преимущества и недостатки?
Почему прекращена работа по выведению хонориков?

– Можно ли по внешнему виду определить направление разведения животных? 
Какой метод использовали учёные при клонировании

– Метод гибридизации
Получение сорта с новыми, улучшенными характерными признаками называется гибридизацией. Проводилось скрещивание посредством скрещивания местного сорта с южным с более высокими вкусовыми качествами. Однако из-за исторической приспособленности местного сорта к условиям существования данной местности у полученных гибридов доминирующими были признаков местного сорта.
– Метод отдалённой гибридизации. 
– Метод предварительного вегетативного сближения. Данный метод применялся Мичуриным при скрещивании рябины и груши. 
– Метод посредника 
Суть этого метода состоит в том, что в случае невозможности прямой гибридизации двух форм растений используется третья. Это растение скрещивается с одним из двух первых, а затем полученный гибрид скрещивается со вторым, в результате чего получается гибрид первых двух форм. Третья форма выполняет роль посредника.
Признаки гибрида изменяются под влиянием привоя или подвоя, т.к. доминирование, особенно при промежуточном типе наследования, зависит от влияния среды и физиологии самого организма. Учащиеся уточняют, что такое привой, подвой.

Плодово-ягодными

Учащиеся называют Г.Д. Карпеченко (гибрид редьки и капусты), Н.В. Цицин (гибрид пшеницы и пырея), В.С. Пустовойт (селекция с подсолнечником) и др.

Ответы, связанные с экологией и деревообрабатывающей промышленностью.
Размножение растений культурой тканей.

«Бестер» быстрорастущиё гибрид обладает высокими вкусовыми качествами мяса. (Белуга долгожитель, стерлядь хорошее качество мяса).
Лошака и мула используют как тягловую силу.
Хонорик – пушное звероводство. Европейская норка занесена в красную книгу.
Недостатки: большинство животных бесплодны.

Да, мясная порода имеет геометрическую фигуру

Молочная порода геометрическую фигуру

– Клеточной инженерии.

Подведение итогов:  Почему Н.И. Вавилов трактовал селекцию, как эволюцию, направленную волей человека?

– Что же использует человек в процессе селекционной работе?

Растения 
Животных
 
Микроорганизмы
Получают в процессе селекции: (сорта, породы, штаммы).

БИОТЕХНОЛОГИЯ – производственное использование биологических объектов (микроорганизмы, растительные клетки, животные клетки, части клеток: клеточные мембраны, рибосомы, митохондрии, хлоропласты) для получения ценных продуктов и осуществления целевых превращений. 
В биотехнологических процессах также используются такие биологические макромолекулы как рибонуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки – чаще всего ферменты. ДНК или РНК необходима для переноса чужеродных генов в клетки.
Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплинах — химической и информационной технологиях и робототехнике.

2. Селекция микроорганизмов.

Таким образом, человек издавна использовал биологические объекты в своих целях.

А) возникновение термина биотехнология; Б) науки, лежащие в области биотехнологии.и: В) объекты и направления биотехнологии; – Что можем мы сказать о демографической ситуации? (Рост населения).

Человечеству необходимо научиться эффективно изменять наследственную природу живых организмов, чтобы обеспечить себя доброкачественной пищей и сырьем и при этом не привести планету к экологической катастрофе.

О чём говорит, указанная статистика? (В связи с увеличением больных сахарным диабетом требуется инсулин. Можно помочь людям, у которых развивается карликовость, используя гормон соматропин).

Мы познакомились с вами с селекцией растений и животных, задачами, стоящими перед учёными, сегодня рассмотрим селекцию микроорганизмов и познакомимся с новыми достижениями в области биотехнологии.

– Особенности селекции микроорганизмов: +  Эти особенности накладывают свой отпечаток на выбор методов селекции микроорганизмов.  + В случае использования методов генной инженерии можно заставить бактерии и другие микроорганизмы продуцировать те соединения, синтез которых в естественных природных условиях им никогда не был присущ (например, гормоны человека и животных, биологически активные соединения).    +Интерферон – белок, синтезируемый организмом в ответ на вирусную инфекцию, изучают сейчас как возможное средство лечения рака и СПИДа. Понадобились бы тысячи литров крови человека, чтобы получить такое количество интерферона, какое дает всего один литр бактериальной культуры.

4 Закрепление

Тест.  А. Укажите основные направления биотехнологии:

  1. Гибридизация
  2. Мутагенез
  3. Генная инженерия
  4. Полиплоидия
  5. Инбридинг
  6. Клеточная инженерия
  7. Аутбридинг

Б. Для создания новых штаммов микроорганизмов используется:

  1. Искусственный мутагенез
  2. Гибридизация
  3. Гетерозис
  4. Полиплоидия

В. Создание гибридной ДНК осуществляется:

  1. Введение ДНК одного организма в клетки другого.
  2. Гибридизация.
  3. Введение белков одного организма в клетки другого.
  4. Синтез ДНК по РНК.

Прочитайте внимательно следующий текст.

Генетические изменённые растения с устойчивостью к различным классам гербицидов в настоящее время являются наиболее успешным биотехнологическим продуктом. Биотехнология позволила совершить такой прыжок, так как оказалось возможным генетически изменять устойчивость растений к тем или иным гербицидам: путем введения генов, кодирующих белки, нечувствительные к данному классу гербицидов, за счет введения генов, обеспечивающих ускоренный метаболизм гербицидов растений.

1. Что вы думаете о трансгенных растениях?
2. За или против?
3. Что вы можете сказать о геномодифицированных продуктах?

. 5Үй тапсырмасы: Домашнее задание: . Сартаев, М. Гильманов §10-13, №149,

6. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями

Оқытушы

Преподаватель: Мурзагалиева А.А.