биология

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План Проб биотех.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ

Группа______________________________________________________________________________

Күні

         Дата_________________________________________________________________________________

Пәні

Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия: Проблемы и перспективы биотехнологии,генная инженерия и ее перспективы

Сабақтын түрі

Вид занятия: комбинированное занятие

Сабақ мақсаты

Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.

1. Білімділік

Образовательная: формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции.

2. Дамытушылық

Развивающая: развивать практические навыки моделирования процессов, сравнивать и анализировать полученные данные, строить аналогии, делать выводы, работать с различными формами и видами информации

3. Тәрбиелік

Воспитательная: развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи: химия

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:

1)Метод гибридизации

 2)Метод отдалённой гибридизации

3) Метод предварительного вегетативного сближения

4) Метод посредника .

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1) Понятие генной инженерии.

2) Основные методы генной инженерии.

3)  ГМО. Обсуждение возможностей и проблем.

4) Клеточная инженерия

Совокупность методов, позволяющих посредством операций in vitro ( в пробирке, вне организма), переносить генетическую информацию из одного организма в другой.

1.Цель генной инженерии в получении клеток ( в первую очередь бактериальных),способных в промышленных масштабах вырабатывать некоторые « человеческие» белки; в возможности преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим.( использование в селекции растений, животных).

Формальной датой рождения генной инженерии считают 1972 год. В этот год группа американских биохимиков Стэнфордского университета во главе с Полом Бергом, сообщила о создании вне организма первой рекомбинантной (гибридной) ДНК. Эта молекула состояла из фрагментов кишечной палочки, группы генов самой этой бактерии и полной ДНК вируса SV40, вызывающего развитие опухоли у обезьян. Такая рекомбинантная структура могла обладать функциональной активностью в клетках, как кишечной палочки, так и обезьяны. За эту работу была присуждена Нобелевская премия Полу Бергу.

2.Основные методы генной инженерии были разработаны в конце 70-х годов. Их суть заключается во введении в организм нового гена. Для этого создают специальные генетические конструкции – векторы, т.е. устройство для доставки нового гена в клетку. В качестве вектора используют плазмиду.

Что такое плазмида?

- Кольцевая двуцепочечная молекула ДНК, которая есть в бактериальной клетке. Плазмиды несут жизненно важные для бактерии гены – гены лекарственной устойчивости к антибактериальным препаратам. Плазмиды могут переходить из одной бактерии в другую

3.Сегодня насчитывается более 100 наименований генетически модифицированных продуктов – «трансгенов» - это растения: соя, кукуруза, рис, картофель, помидоры, сахарная свекла, пшеница, горох, подсолнечник. и другие. Что касается животных, то их гораздо меньше. Например: светящийся в темноте кролик, получивший от медузы ген, лосось , живущий и в соленой и в пресной воде.

4. Клонирование. Клон – это ряд поколений наследственно однородных потомков одной особи. Черенкование малины или пересадка усов садовой земляники – это клонирование, только не на клеточном уровне.

В феврале 1997 году человечество было потрясено известием о генетическом клонировании овцы.

Каков механизм появления ее на свет? У этой овечки нет отца, но зато 3 матери:

- овца породы Финский Дорсет, давшая свой генетический материал (из клеток тканей молочной железы этой взрослой овцы извлекли соматические ядра);

- овца породы шотландская черномордая, от которой взяли яйцеклетку (из её яйцеклетки удалили гаплоидное ядро и поместили в цитоплазму клетки без ядра диплоидное ядро из клетки первой овцы);

- овца – реципиент породы тоже шотландская черномордая, которая выносила за 148 дней знаменитого ягненка.

 

Нужны ли трансгенные продукты? Сейчас это спорный вопрос. Есть и сторонники и противники, каждый высказывает свои опасения и возможности, но прогресс, его не остановить. Вы – будущее, вам впереди новые открытия, перспективы

4. Нығайту

Закрепление нового материала: работа по учебнику.

Тестовое задание. Работа в парах – взаимоконтроль.

1. Создание большого числа генетических копий одного индивидуума с помощью бесполого размножения – это

А) клонирование
Б) получение трансгенных организмов
В) создание чистых линий
Г) проявление гетерозиса

2. Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных организмов занимается

А) генная инженерия
Б) клеточная инженерия
В) бионика
Г) микробиологическое производство

3. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов,-

А) бионика
Б) биотехнология
В) цитология
Г) микробиология

4. Какова роль клеточной инженерии в селекции растений

А) изменяет сроки размножения организмов
Б) изменяет природу ценных сортов
В) ускоряет сроки выведения сортов
Г) усиливает скорость роста организмов

5. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

А) генной инженерии
Б) клеточной инженерии
В) генетике
Г) бионике

Проверка тестовых заданий. Обмениваются тетрадями в парах. Проверяют тесты. Правильные ответы: А, А, Б, В, Б.

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: Мухамеджанова К., Касымбаева Т. «Общая биология».§13-15

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам.

7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

. РЕФЛЕКСИЯ

Оқытушы

Преподаватель: А.А. Мурзагалиева