Блоки Дьенеша

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Блоки Дьенеша.docx

 

МБДОУ детский сад №9

 

 

 

 

 

 

«Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

 

7d7e1ca268fe54935518Воспитатель: Черненко И.В.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ярцево

 

“Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости любознательности.”

В.А. Сухомлинский

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.

 Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.

 Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Участвуя в развлекательной деятельности по Дьенешу, дети могут даже не догадываться, что в этот момент они учатся решать непростые математические задачи.

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.

  Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.

        Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам.

11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства:

— цвет: — синий, — желтый, — красный;

— форма: — круглый, — треугольный, — квадратный, — прямоугольный;

— размер: — большой, — маленький;

— толщина: — тонкий, — толстый.

11 карточек, которые указывают на отрицание какого-либо свойства:

— цвет: — не синий, — не желтый, — не красный;

— форма: — не круглый, — не треугольный, — не квадратный, — не прямоугольный;

— размер: — не большой, — не маленький;

— толщина: — не тонкий, — не толстый.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

        Играя с блоками, ребёнок много чему учится:

ü  узнавать и различать геометрические фигуры;

ü  сравнивать по цвету, размеру, форме;

ü  классифицировать (группировать элементы по заданному признаку);

ü  обобщать (находить общий признак в группе разных элементов);

ü  анализировать (выделять признаки блока и др.);

ü  систематизировать (упорядочивать блоки).

У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.

Основная цель использования блоков Дьенеша: развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и интеллектуальных способностей.

Задачи:

Образовательные :

- познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом;

- мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- формировать способность производить действия в уме.

Развивающие:

- Развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию); а также логические операции «не», «и», «или»;

- развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;

- развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их в индивидуальной работе как с одаренными детьми за счет усложнения заданий, так и с детьми плохо усваивающими программу для закрепления ранее изученного материала в нестандартной форме. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет.

Вначале предоставляется детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала.

Игры для детей младшего возраста.

Задачи:

ü  Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом.

ü  Формировать представления о замещении свойств знаками-символами.

ü  Развивать у детей умение выделять одно, два свойства, называть их; умение сравнивать фигуры по одному свойству, видеть общее и различное.

ü  Развивать умение разбивать множество по какому-либо одному признаку.

ü  Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша

Игра: «Засели домики»     Игра: «Дорожки» 

Игра: «Найди блок»

Средний дошкольный возраст.

Задачи:

ü  продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах и их свойствах; учить «читать схемы»;

ü  развивать у малышей умение выделять в предметах от одного до трёх свойств: (цвет, размер, форму), абстрагировать одни от других, называть их;

ü  следовать определенным правилам при решении практических задач;

ü  развивать у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трём свойствам, видеть в них общее или различное;

ü  развивать у детей умения, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем, четырем свойствам;

ü  развивать познавательные процессы: восприятия, память, внимание, воображение.

Игра: «Угадай фигуру»    Игра: « Кто лишний?»   Игра: «Построй дорожку»

 « Собери бусы для мамы», «Разложи в коробку конфеты» и т.п.Игра: «Буратино и Незнайка поссорились»

Игры для детей старшего дошкольного возраста от 5-8лет.

Задачи:

ü  формировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

ü  учить производить логические операции «не», «и», «или»;

ü  познакомить с символикой отрицания;

ü  развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

ü  закреплять навыки вычислительной деятельности;

ü  развивать элементарные учебные умения (действовать по образцу, условию, принимать задачу);

ü  воспитывать желание играть с блоками Дьенеша.

Игра: «Раздели блоки»    Игра: «Логический поезд»     Игра: «Украсим ёлку бусами»

Игра: «Мозаика цифр»

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Так незаметно, в игре, дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

 

Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе, но можно часть из них найти в учебном пособии, которое я вам показывала.

1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.

8. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0da7/0003f1be-f4ec095a/hello_html_m74427de2.jpgИгры для детей старшего возраста

 

1.     В нашем городе есть домики, но жители города — блоки — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы у каждого жильца был свой уголок. Заселять по обозначениям.

 

 

00001_1053

2. Но вот беда, дом закрыт. Необходимо найти подходящую кнопку на замке.

(На замке 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, но одна – лишняя). Догадайтесь, какая лишняя и почему?

 

3.  Как здорово, что блоки живут в своих домиках. Они очень хотят, чтобы их город был красивым. Давайте посадим красивые цветы на клумбах. Каждая команда- «садовник», выбирает себе клумбу- большой цветной круг и по очереди подсаживает логические блоки.

Команда 1: На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не круглых цветка.

Команда 2: На клумбе у него будут расти: 3 желтых, маленьких, не квадратных и не треугольных цветка. (задания на карточках)

 5.  На ваши цветочки прилетели стрекозы и бабочки (1 команда выкладывает стрекозу, другая- бабочку по схеме).    Кто быстрее и точнее выполнит задание.     

лет-8 ff-лет                     

 


 

Скачано с www.znanio.ru