МБДОУ детский сад №9
«Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Черненко И.В.
г.Ярцево
“Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости любознательности.”
В.А. Сухомлинский
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Участвуя в развлекательной деятельности по Дьенешу, дети могут даже не догадываться, что в этот момент они учатся решать непростые математические задачи.
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.
Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам.
11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства:
— цвет: — синий, — желтый, — красный;
— форма: — круглый, — треугольный, — квадратный, — прямоугольный;
— размер: — большой, — маленький;
— толщина: — тонкий, — толстый.
11 карточек, которые указывают на отрицание какого-либо свойства:
— цвет: — не синий, — не желтый, — не красный;
— форма: — не круглый, — не треугольный, — не квадратный, — не прямоугольный;
— размер: — не большой, — не маленький;
— толщина: — не тонкий, — не толстый.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Играя с блоками, ребёнок много чему учится:
ü узнавать и различать геометрические фигуры;
ü сравнивать по цвету, размеру, форме;
ü классифицировать (группировать элементы по заданному признаку);
ü обобщать (находить общий признак в группе разных элементов);
ü анализировать (выделять признаки блока и др.);
ü систематизировать (упорядочивать блоки).
У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.
Основная цель использования блоков Дьенеша: развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и интеллектуальных способностей.
Задачи:
Образовательные :
- познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом;
- мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- формировать способность производить действия в уме.
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию); а также логические операции «не», «и», «или»;
- развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их в индивидуальной работе как с одаренными детьми за счет усложнения заданий, так и с детьми плохо усваивающими программу для закрепления ранее изученного материала в нестандартной форме. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет.
Вначале предоставляется детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала.
Игры для детей младшего возраста.
Задачи:
ü Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом.
ü Формировать представления о замещении свойств знаками-символами.
ü Развивать у детей умение выделять одно, два свойства, называть их; умение сравнивать фигуры по одному свойству, видеть общее и различное.
ü Развивать умение разбивать множество по какому-либо одному признаку.
ü Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша
Игра: «Засели домики» Игра: «Дорожки»
Игра: «Найди блок»
Средний дошкольный возраст.
Задачи:
ü продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах и их свойствах; учить «читать схемы»;
ü развивать у малышей умение выделять в предметах от одного до трёх свойств: (цвет, размер, форму), абстрагировать одни от других, называть их;
ü следовать определенным правилам при решении практических задач;
ü развивать у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трём свойствам, видеть в них общее или различное;
ü развивать у детей умения, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем, четырем свойствам;
ü развивать познавательные процессы: восприятия, память, внимание, воображение.
Игра: «Угадай фигуру» Игра: « Кто лишний?» Игра: «Построй дорожку»
« Собери бусы для мамы», «Разложи в коробку конфеты» и т.п.Игра: «Буратино и Незнайка поссорились»
Игры для детей старшего дошкольного возраста от 5-8лет.
Задачи:
ü формировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
ü учить производить логические операции «не», «и», «или»;
ü познакомить с символикой отрицания;
ü развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
ü закреплять навыки вычислительной деятельности;
ü развивать элементарные учебные умения (действовать по образцу, условию, принимать задачу);
ü воспитывать желание играть с блоками Дьенеша.
Игра: «Раздели блоки» Игра: «Логический поезд» Игра: «Украсим ёлку бусами»
Игра: «Мозаика цифр»
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Так незаметно, в игре, дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе, но можно часть из них найти в учебном пособии, которое я вам показывала.
1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.
8. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Игры
для детей старшего возраста
1. В нашем городе есть домики, но жители города — блоки — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы у каждого жильца был свой уголок. Заселять по обозначениям.

2. Но вот беда, дом закрыт. Необходимо найти подходящую кнопку на замке.
(На замке 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, но одна – лишняя). Догадайтесь, какая лишняя и почему?
3. Как здорово, что блоки живут в своих домиках. Они очень хотят, чтобы их город был красивым. Давайте посадим красивые цветы на клумбах. Каждая команда- «садовник», выбирает себе клумбу- большой цветной круг и по очереди подсаживает логические блоки.
Команда 1: На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не круглых цветка.
Команда 2: На клумбе у него будут расти: 3 желтых, маленьких, не квадратных и не треугольных цветка. (задания на карточках)
5. На ваши цветочки прилетели стрекозы и бабочки (1 команда выкладывает стрекозу, другая- бабочку по схеме). Кто быстрее и точнее выполнит задание.

Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.