Форма проведения: игра-соревнование
Возраст обучающихся: 11-13лет
Цель: формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность (в семье и школе) для успешной социальной адаптации в общество.
Задачи:
- раскрыть понятие право, обязанность, уточнить представления о правах и обязанностях ребенка в семье, в школе;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память.
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к правовым явлениям.
Оборудование: конверты с заданиями, наборы слогов для составления слова, ручки, колокольчики, мультимедийное оборудование, нетбук, презентация «Мои права и обязанности», фрагмент мультипликационного фильма «Машенька и Медведь».
Брейн-ринг Мои права и обязанности .doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Пензенской
«Кузнецкая школаинтернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
области
Конспект игрысоревнования:
брейнринг «Мои права и обязанности»
Подготовили:
социальный педагог – Елина Е.А.
педагогпсихолог – Гусарова Т.В.
Кузнецк 2015г. Форма проведения: играсоревнование
Возраст обучающихся: 1113лет
Цель: формирование системных правовых знаний, объективно отражающих
правовую действительность (в семье и школе) для успешной социальной
адаптации в общество.
Задачи:
раскрыть понятие право, обязанность, уточнить представления о правах и
обязанностях ребенка в семье, в школе;
развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память.
явлениям.
воспитывать положительное эмоциональное отношение к правовым
Оборудование: конверты с заданиями, наборы слогов для составления слова,
ручки, колокольчики, мультимедийное оборудование, нетбук, презентация
«Мои права и обязанности», фрагмент мультипликационного фильма
«Машенька и Медведь». Ход:
Е.А. Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем играть в игру,
которая называется брейнринг (слайд №1). Вы спросите: «А что это за
игра?». А чтобы это узнать, нужно расшифровать эти английские слова. Т.В.,
помогите нам, пожалуйста!
Т.В. – Если переводить дословно, (слайд №1, щелчок) то «brain» это мозг, а
«ring» это бокс (т.е. спортивная игра, борьба). Значит для нашей борьбы, во
первых, необходимо хорошо мыслить и многое знать, а вовторых нам нужны
команды!
Е.А. – По условиям брейнринга в каждой команде должно быть по 6 человек.
Но для начала предлагаю выбрать капитанов от каждого класса.
(обучающиеся 5 и 6 класса выбирают капитанов). Капитаны есть, даже
названия уже придуманы, вот они на столах («Правоведы», «Правознайки»), а
команд я не вижу!
Т.В. – Команду набрать – дело сложное и ответственное. Капитаны, вот какое
условие нужно выполнить: вы по очереди должны выбрать, двух игроков из
другого класса, а трёх – из своего класса. Начнём с капитана команды
«Правоведы» (капитан выбирает игроков), а теперь выбирает капитан
команды «Правознайки» (по очереди капитаны набирают по 5 человек).
Е.А. – Отлично! Команды укомплектованы, начинаем наш брейнринг!
Т.В. Позвольте, мы не можем играть вслепую, мы даже не знаем тему игры,
а это нарушение прав! Вы обязаны объявить нам тему!
Е.А. – Т.В., да вы сами уже всё сказали, тема нашей игры: «Мои права и
обязанности» (слайд №1, щелчок).
Итак, объясняю правила игры: ведущие задают вопрос, после чего
звучит кодовое слово «ВРЕМЯ» и команды приступают к обсуждению. Как
только какаято из команд готова к ответу, она звонит в колокольчик и
получает право на ответ. Если команда отвечает неверно, вторая команда
получает право на ответ. Команда, ответившая правильно, получает 1 балл.
Если и вторая команда не даёт ответа, отвечают наши болельщики.
Т.В. – Внимание, мы начинаем 1й раунд!
Вопрос: Посмотрите на слайд (№2: Конституция РФ, Личное дело
обучающегося, Декларация прав человека, Паспорт гражданина РФ,
Конвенция о правах ребёнка, Устав школы) и назовите 4 основные документа, в которых говорится о правах и обязанностях человека?
ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: Декларация прав человека
Конвенция по правам ребенка
Конституция Российской Федерации
Устав школы
Е.А. Вопрос: В статье 1 Всеобщей декларации прав человека утверждается,
что все люди рождаются (слайд №3):
А) для счастья;
Б) равными и свободными;
В) для мира и справедливости.
Выберите правильный ответ. ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: равными и свободными.
Т.В. Ребенком считается каждый житель Земли в возрасте до (слайд№4):
А) до 16 лет;
Б) до 20 лет;
В) до 18 лет
Выберите правильный ответ. ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: до 18 лет.
Е.А. – Перед вами лежит конверт, в нём написаны
словосочетания.
Необходимо выделить буквой П – права, а буквой О – обязанности
школьников. ВРЕМЯ! (слайд №5)
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ:
Права школьника:
бесплатное образование
охрана жизни и здоровья
отдых
возможность пользоваться библиотекой
уважение собственного достоинства
Обязанности школьника: добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Т.В. – По итогам первого тура команда «Правоведы» набрала «_» баллов,
«Правознайки» «_» баллов.
2й раунд
Вопрос: «В какой сказке А.Н.Толстого нарушено право: (слайд №6) Право на
образование?». ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: «Буратино» Карабас Барабас не разрешал своим куклам ходить в
школу.
Е.А. – Вопрос: «В какой сказке французского писателя Ш.Перро нарушено
следующее право: (слайд №7) Право на отдых и игры, а также на участие в
культурной и творческой жизни?» ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: «Золушка» мачеха и сёстры не разрешили Золушке поехать на бал, а
заставили её переделать много домашних дел.
Т.В. – Вопрос: «В какой русской народной сказке нарушено следующее
право: (слайд №8) Право на защиту от похищения?» ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: «Гусилебеди» Баба Яга отправила гусей украсть братца Иванушку.
Е.А. – Вопрос: «В какой сказке С.Я.Маршака нарушается следующее право:
(слайд №9) Эксплуатация детского труда.
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: «Двенадцать месяцев» мачеха послала падчерицу в лес, в мороз и
стужу за подснежниками со словами: «Иди, и не возвращайся без цветов».
Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной
работы.
Ведущие оценивают ответы команд после каждого вопроса и по завершению
2го раунда.
Физкультминутка:
Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Т.В. – Молодцы, хорошо разбираетесь в правах сказочных героев, значит и
свои права знаете тоже. У меня возник вопрос к зрителям: «Что же такое
права?» (ответы детей) Совершенно верно, (слайд №10) права это нормы,
которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать
каждый человек, они регулируют отношения между людьми (Права – это
правила, по которым живут люди).
А как вы понимаете слово – обязанности? (ответы детей) Да, (слайд №11)
обязанности – это круг действий, возложенных на кого – либо и обязательных
для выполнения.
Е.А. – Объявляю конкурс для капитанов: в конверте находятся слоги, из
которых вам нужно составить слово и объяснить его значение.
А пока капитаны усердно трудятся, мы предлагаем всем посмотреть
фрагмент мультфильма («Машенька и Медведь», 1960г.) – слайд №12.
Вопрос к зрителям: (слайд №13) Посмотрите на экран и найдите, какое право
было нарушено по отношению к Машеньке? (ответы детей)
Ответ: Право на свободное перемещение.
Т.В. – Капитаны, вы готовы? Какое слово у вас получилось? (Дисциплина).
Что такое, повашему, дисциплина? (Ответ капитанов).
Ответ: Дисциплина совокупность правил хорошего поведения и выполнения
повседневных обязанностей обучающихся).
Капитану, давшему наиболее полный ответ, присуждается 2 балла, другому
– 1 балл.
Е.А. – Итак мы переходим к 3 раунду брейнринга!
Вопрос: (слайд №14) Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших
прав и обязанностей? ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: По Конституции РФ ст.38 и Семейному кодексу ст.63 ответственность
за выполнение прав и обязанностей детей несут родители.
Т.В. Перед Вами лежит конверт, в котором находятся написанные на
разрезанных листах Ваши права и обязанности в семье.
Вопрос: (слайд №15) Разложите в две группы Ваши права в семье, а затем
обязанности в семье. ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____). Ответ:
Ты имеешь право:
Жить и воспитываться в семье.
Знать своих родителей.
На получение содержания от своих родителей.
На заботу, воспитание со стороны родителей.
На уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны
родителей.
Твои обязанности в семье:
Уважать своих родителей.
Уважительно относиться к бабушке и дедушке.
Выполнять требования родителей.
Помогать родителям по дому.
Е.А. – В школе произошла следующая ситуация: (слайд №16) «Идет
контрольная работа.
Все ученики
повернулись к Кате. Учительница подошла и забрала у неё телефон.
Вопрос: Объясните, кто нарушил права? ВРЕМЯ!
Команда «Правоведы» («Правознайки»), вам предоставляется право ответа.
Это верный ответ. (К сожалению, Ваш ответ не верен. Право ответить на
поставленный вопрос переходит к команде_____).
Ответ: Дети имеют право пользоваться достижениями современной техники.
Перед занятиями учащиеся должны отключить сотовые телефоны. Звонки во
время урока отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний.
Поэтому права нарушила Катя.
Т.В. – Ответ на заключительное задание в нашей игре дадут обе команды. И
обе команды получат за него от 1 до 2 баллов. В конвертах вы найдёте
небольшую зарисовку из школьной жизни одного мальчика. Он – нарушитель
дисциплины. Найдите нарушение дисциплины и замените его,
сделайте из мальчика примерного ученика (слайд №17):
Вдруг у Кати зазвонил телефон.
«Петя сегодня снова опоздал на первый урок. Пришёл в школу без
сменной обуви. На уроке выкрикивал, не выполнял задания учителя. Во время
перемены толкнул второклассника, который нёс лейку с водой. В столовой
громко разговаривал, не убрал за собой посуду». Команды «исправляют»
действия ученика и по очереди зачитывают «зарисовку».
Ответ: (слайд №17, 5 щелчков) «Петя сегодня без опозданий пришёл в школу.
Он переобулся в сменную обувь. Во время урока внимательно слушал учителя
и выполнял его задания. На перемене помог второкласснику донести лейку с
водой. В столовой, во время обеда ел молча, а потом убрал за собой посуду».
Е.А. Что нужно знать, чтобы быть достойным гражданином нашей
Родины? Какие у вас есть права? Какие у вас есть обязанности? Всем ли
необходимо выполнять обязанности? (ответы детей) Да, потому что если вы не будете выполнять какието обязанности, то
тем самым можете нарушить права других людей. Пока Т.В. подсчитывает
баллы, определяя победителя брейнринга, мы с ребятами хотим вам сказать:
Е.А В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
1й ученик На любовь имеют право (София)
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
2й ученик В дом без спроса к вам никто (Настя)
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
3й ученик Сохранить своё здоровье – (Али)
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
4й ученик Если вдруг захочет ктото (Азат)
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
5й ученик Никто не может вас пытать, (Кирилл)
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
Е.А. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Т.В. – (слайд № 18) А сейчас переходим к самому ответственному моменту –
награждению! (ведущие награждают дипломами победителей и участников
игры, вручая им небольшие подарки) Приложение №1
добросовестно учиться
бесплатное образование
отдых
беречь школьное имущество
охрана жизни и здоровья
уважать учащихся и работников школы
возможность пользоваться библиотекой
добросовестно учиться
выполнять устав школы
уважение собственного достоинства добросовестно учиться
бесплатное образование
отдых
беречь школьное имущество
охрана жизни и здоровья
уважать учащихся и работников школы
возможность пользоваться библиотекой
добросовестно учиться
выполнять устав школы
уважение собственного достоинства
Приложение №2
Жить и воспитываться в семье
Знать своих родителей
Уважать своих родителей
На получение содержания от своих
Уважительно относиться к бабушке и
На заботу, воспитание со стороны
Выполнять требования родителей
Помогать родителям по дому
родителей
дедушке
родителей На уважение достоинства и на защиту
от злоупотреблений со стороны
родителей
Жить и воспитываться в семье
Знать своих родителей
их требования
Уважать своих родителей, выполнять
На получение содержания от своих
Уважительно относиться к бабушке и
родителей
дедушке
родителей
На заботу, воспитание со стороны
Выполнять требования родителей
На уважение достоинства и на защиту
Помогать родителям по дому
от злоупотреблений со стороны
родителей
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Брейн-ринг "Мои права и обязанности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.