Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Города Ростов-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Сектор социально-педагогической направленности
План-конспект
Занятие по теме «Буква «Е». Буква «Ё»».
По дополнительной общеобразовательной программе «Учимся говорить»
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Бодруг В. В.
Тип занятия: внеаудиторное.
Технологии: дистанционные.
Тема: Буква «Е». Буква «Ё».
Цель: Знакомство с буквами «Е» и «Ё».
Задачи:
1. Закрепить графический образ букв «Е» и «Ё».
2. Упражнять в умении делить слова на слоги.
3. Учить сопоставлять слова с соответствующими им звуковыми схемами.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать фонематический анализ.
6. Развивать фонематический синтез.
Содержание
1) Организационный момент.
1. Загадки.
Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец...
(Ёжик)
Симпатичен, сер, усат,
Хвост, как шлагбаум полосат
Пищу грязной не грызёт –
Моет всё в воде…
(Енот)
Инструкция: «На какую букву начинается слово «ёжик»? Какая буква первая в слове «енот»? Как ты думаешь, с какими буквами мы будем сегодня с тобой знакомиться?»
2) Основная часть.
1. Знакомство с буквами «Е» и «Ё».
|
Инструкция: «Рассмотри внимательно букву «Е» и букву «Ё». Сравни их. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? Буквы «Е» и «Ё» особенные, в некоторых случаях они обозначают один звук, а в некоторых два звука».
Два звука буквы «Е» и «Ё» обозначают в следующих случаях:
«Е» |
«Ё» |
[йэ] |
[йо] |
Если буква стоит в начале слова |
|
ель, енот |
ёж; ёлка |
Если буква стоит после «Ь» или «Ъ» |
|
пьеса, съезд |
польёт, подъём |
Если буква стоит после гласного звука |
|
поела |
поёт |
Один звук буквы «Е» и «Ё» обозначают в следующих случаях:
«Е» |
«Ё» |
[э] |
[о] |
Если буква стоит после мягкого согласного звука |
|
лев |
котёнок |
2. Подбери схему.
Инструкция: «Прочитай слова. Подбери к каждому слову подходящую звуковую схему. Объясни свой выбор. Соедини слова с соответствующими схемами».
БЕЛЬЁ |
МЁД |
ЁРШ |
БЕЛКА |
ПОЕЗД |
ЕЛЬ |
ПЕРО |
|
|
|
|
|
|
|
3. Игра «Художники».
|
Инструкция: «Ёжик и енот очень любят рисовать. Енот рисует предметы, в названии которых есть буква «Ё», а Ёжик рисует предметы, в названии которых есть буква «Е». Догадайся, кому принадлежат рисунки».
(Взрослый называет слово, ребёнок отвечает, кто автор рисунка и почему).
Ёлка, лёд, ежевика, осёл, единорог, белка, мёд, дельфин, орёл, ёрш, небо, ель, река, пёс, варенье, пёрышко, лес, лев, пчёлка, котёнок.
4. Игра «Поезд»
Инструкция: «Помоги пассажирам поезда занять правильный вагон. Чтобы определить в каком вагоне поезда поедет пассажир, нужно определить количество слогов в его имени. Если в имени пассажира 1 слог – он поедет в первом вагоне, если 2 слога – он поедет во втором вагоне, а если 3 слога – в третьем вагоне».
(Взрослый напоминает ребёнку, что количество слогов зависит от количества гласных звуков в слове. Взрослый называет слово, ребёнок повторяет, считает количество слогов и показывает на вагон поезда, в котором поедет пассажир).
Пёс, осёл, орёл, пчёлка, ёрш, белка, дельфин, лев, котёнок.
5. Игра «Расшифруй слово»
Ь |
||||
КАКТУС |
ОБЛАКО |
ПОДСОЛНУХ |
Ь |
ЁЛКА |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
Инструкция: «Назови картинки по порядку. Определи, на какой звук начинается каждое из этих слов. Составь слово из этих звуков и запиши его. Сделай звуковой анализ получившегося слова».
3) Заключение.
1. Подведение итогов занятия.
«Какие буквы мы сегодня с тобой изучали? (Буквы «Е» и «Ё»). Чем эти буквы отличаются?» (У буквы «Ё» есть точки, а у буквы «Е» – нет). «Чем буквы «Е» и «Ё» отличаются от других букв?» (В некоторых случаях они обозначают один звук, а в некоторых два звука). «Когда буквы «Е» и «Ё» обозначают два звука?» (Когда они находятся: в начале слова; после «Ь» или «Ъ»; после гласного звука). «Молодец! Ты сегодня отлично занимался и был очень внимательным!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.