Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Города Ростов-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Сектор социально-педагогической направленности
План-конспект
Занятие по теме «Звук и буква «Й»»
По дополнительной общеобразовательной программе «Учимся говорить»
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Бодруг В. В.
Тип занятия: внеаудиторное.
Технологии: дистанционные.
Тема: Звук и буква «Й»
Цель: знакомство со звуком и буквой «Й».
Задачи:
1. Закрепить графический образ буквы «Ч».
2. Упражнять в умении делить слова на слоги.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать фонематический анализ.
5. Развивать фонематический синтез.
Содержание
1) Организационный момент.
1. Игра «Угадай общий звук».
ЙОГУРТ |
ЙОД |
ПОПУГАЙ |
ЙОГ |
Инструкция: «Назови картинки. Какой звук встречается во всех этих словах? В каком слове звук [Й] находится в конце слова? Как ты думаешь, с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?»
2) Основная часть.
1. Знакомство с буквой «Й».
Инструкция: «Сегодня мы познакомимся с буквой «Й». Посмотри внимательно, как выглядит буква «Й». На что она похожа?» (На букву «И» в шляпе, на горку и т. д.)
«Давайте пропишем букву «Й» в воздухе». (Ребёнок прописывает букву «Й» в воздухе указательным пальцем).
«Попробуй определить, какой звук даёт буква «Й», гласный или согласный?
Приготовьте ниточку, попробуем звук «Й» растянуть. Тянется ниточка?» (Не тянется).
«Попробуйте звук «Й» пропеть. Получилось пропеть?» (Звук пропеть нельзя).
«Теперь проверяем, встречает ли воздух на своём пути преграду?» (Воздух встречает на своём пути преграду в виде языка).
«Если звук не тянется, не поётся и воздух встречает на своём пути преграду, значит это какой звук, гласный или согласный?» (Согласный). «Правильно, буква «Й» – даёт согласный звук. Звук этот может быть только мягким, твёрдым он никогда не бывает».
2. Игра "Чуткие ушки"
Инструкция: «Я буду называть тебе различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [Й] – хлопни в ладоши».
И; ль; й; ш; т; й; и; л; ль; й; й; и; й; б; к; ль.
«Задание усложняется, я буду называть слоги. Если услышишь слог со звуком [Й] – хлопни в ладоши».
Ай; ик; ис; ой; ри; эль; ми; эй; ый; аль; иль; ни.
«Теперь я буду называть слова. Если услышишь слово со звуком [Щ] – хлопни в ладоши».
Чайка; май; гайка; муравей; игла; чай; изумруд; айва; искра; балалайка; йогурт; улей; чайник; избушка; лейка; змей; игра; линейка; трамвай; йога; индюк; майка; лайм; игрушка; соловей; лайка; иволга; шайба; буйвол; иней.
3. Игра «Где спрятался звук?»
Инструкция: «Я буду называть тебе слова. Повтори слово и определи, где находится звук [Й]: в начале, в середине или в конце слова. Подбери к каждому слову соответствующую схему. Звук [Й] – мягкий, поэтому окошки на схемах окрашены зелёным цветом».
Йог; муравей; зайка; буйвол; попугай; чай; Дуймовочка; йогурт; клей; гайка; Незнайка; иней; майка; край; йод; лайм; балалайка; соловей; чайник; трамвай; лайка; чайка; май; айва; скамейка; змей.
4. Игра «Конструктор»
Инструкция: «Слова рассыпались, помоги их собрать. Я буду называть звуки, а ты попробуйте сложить из них целое слово».
Й, о, д – йод;
м, а, й – май;
ч, а, й – чай;
й, о, г – йог;
л, а, й, м – лайм;
а, й, в, а – айва.
5. Игра «Расшифруй слово»
|
|
|
||
ШАПКА |
АИСТ |
ЙОГ |
БАНАНЫ |
АПЕЛЬСИН |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция: «Назови картинки по порядку. Определи, на какой звук начинается каждое из этих слов. Составь слово из этих звуков и запиши его. Сделай звуковой анализ получившегося слова».
6. Игра «Поезд»
Инструкция: «Помоги пассажирам поезда занять правильный вагон. Чтобы определить в каком вагоне поезда поедет пассажир, нужно определить количество слогов в его имени. Если в имени пассажира 1 слог – он поедет в первом вагоне, если 2 слога – он поедет во втором вагоне, а если 3 слога – в третьем вагоне».
(Взрослый напоминает ребёнку, что количество слогов зависит от количества гласных звуков в слове. Взрослый называет слово, ребёнок повторяет, считает количество слогов и показывает на вагон поезда, в котором поедет пассажир).
Муравей; чайка; йог; соловей; лайка; змей; буйвол; попугай; зайка; Незнайка.
3) Заключение.
1. Подведение итогов занятия.
«С какой буквой мы сегодня с тобой познакомились?» (С буквой «Й».) На какую букву она похожа? (На букву «И») «Какой звук даёт буква «Й», гласный или согласный?» (Согласный звук) «Звук [й] твёрдый или мягкий?» (Мягкий) «Ты сегодня отлично занимался, был очень прилежным и внимательным».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.