Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Города Ростов-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Сектор социально-педагогической направленности
План-конспект
Занятие по теме «Звук [Щ]. Буква «Щ»»
По дополнительной общеобразовательной программе «Учимся говорить»
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Бодруг В. В.
Тип занятия: внеаудиторное.
Технологии: дистанционные.
Тема: Звук [Щ]. Буква «Щ»
Цель: знакомство с буквой «Щ» и звуком [Щ].
Задачи:
1. Закрепить графический образ буквы «Щ».
2. Упражнять в умении делить слова на слоги.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать фонематический анализ.
5. Развивать фонематический синтез.
Содержание
1) Организационный момент.
1. Игра «Четвёртый лишний».
|
|||
ЩЕГОЛ |
ЩУКА |
ЩИТ |
ЧАЙНИК |
|
|
||
ЧЕМОДАН |
ЧЕРЕПАХА |
ЩЕНОК |
ЧЕРЕШНЯ |
Инструкция: «Рассмотри картинки и определи, какая из них лишняя? Почему?»
Щегол; щука; щит; чайник.
(Лишний «чайник», потому что это слово начинается на звук [Ч], а все остальные слова начинаются на звук [Щ]).
Чемодан; черепаха; щенок; черешня.
(Лишний «щенок», т.к. это слово начинается на звук [Щ], а остальные слова начинаются на звук [Ч]).
2) Основная часть.
1. Знакомство с буквой «Щ».
Инструкция: «Сегодня мы познакомимся с буквой «Щ». Посмотри внимательно, как выглядит буква «Щ». На что она похожа?» (На расчёску, на букву «Ш» и т. д.)
«Давайте пропишем букву «Щ» в воздухе». (Ребёнок прописывает букву «Щ» в воздухе указательным пальцем).
«Попробуй определить, какой звук даёт буква «Щ», гласный или согласный?
Приготовьте ниточку, попробуем звук «Щ» растянуть. Тянется ниточка?» (Тянется).
«Попробуйте звук «Щ» пропеть. Получилось пропеть?» (Звук пропеть нельзя).
«Теперь проверяем, встречает ли воздух на своём пути преграду?» (Воздух встречает на своём пути преграду в виде языка).
«Если звук не поётся и воздух встречает на своём пути преграду, значит это какой звук, гласный или согласный?» (Согласный). «Правильно, буква «Щ» – даёт согласный звук. Звук этот может быть только мягким, твёрдым он никогда не бывает».
2. Игра "Чуткие ушки"
Инструкция: «Я буду называть тебе различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [Щ] – хлопни в ладоши».
Щ; ш; ч; ш; с; з; ж; щ; щ; ш; с; ж; ш; щ.
«Задание усложняется, я буду называть слоги. Если услышишь слог со звуком [Щ] – хлопни в ладоши».
Шэ; ще; щу; ащ; чо; иш; шу; ощ; ща; ша; уш.
«Теперь я буду называть слова. Если услышишь слово со звуком [Щ] – хлопни в ладоши».
Щавель, бочка, шуба, щётка, чай, щёки, щит; бабочка, чайка, щипцы, щипать, ручей, щебет, щепка, кочка, щенок, качели, щека, щегол, шутка, вещи, удача, ящик, овощи, шёпот, кощей, шашка, угощение, ключ, гонщик, чайник, овощ, шапка, плющ, шоколад, печенье, плащ, лещ, шайба, помощь.
3. Игра «Где спрятался звук?»
Инструкция: «Я буду называть тебе слова. Повтори слово и определи, где находится звук [Щ]: в начале, в середине или в конце слова. Подбери к каждому слову соответствующую схему. Звук [Щ] – мягкий, поэтому окошки на схемах окрашены зелёным цветом».
Овощ; щётка; прищепка; щупальца; щепка; роща; вещь; щавель; площадь; щеколда; плющ; щенок; щекотка; ящерица; помощь; щека; гонщик; товарищ.
4. Игра «Конструктор»
Инструкция: «Слова рассыпались, помоги их собрать. Я буду называть звуки, а ты попробуйте сложить из них целое слово».
Щ, и, т – щит;
л, е, щ – лещ;
щ, у, к, а – щука;
щ, е, к, а – щека;
п, л, ю, щ – плющ;
я, щ, и, к – ящик;
п, л, а, щ – плащ.
5. Игра «Этажи»
Инструкция «Догадайся, кто, на каком этаже живёт? Для этого, определи количество слогов в его имени жителя дома. Если в его имени 1 слог – он живёт на первом этаже, если 2 слога – он живёт на втором этаже, а если 3 слога – на третьем этаже».
(Взрослый напоминает ребёнку, что количество слогов зависит от количества гласных звуков в слове. Взрослый называет слово, ребёнок повторяет, считает количество слогов и показывает соответствующий этаж).
Щука; гонщик; щенок; щегол; лещ; ящерица; щелкунчик; кощей.
6. Игра "Исправь ошибки"
Инструкция: «Помоги исправить предложения. Все слова в них перепутаны. Расставьте слова в правильном порядке и повторите верно».
На щеке есть лицо.
Из борща готовят овощи.
Щётка тащит щенка.
Плащ надевает Катю.
Роща поет в щегле.
Вещи ищут Вову.
3) Заключение.
1. Подведение итогов занятия.
«С какой буквой мы сегодня с тобой познакомились?» (С буквой «Щ».) «Какой звук даёт буква «Щ», гласный или согласный?» (Согласный звук) Он твёрдый или мягкий?» (Мягкий) «Ты сегодня отлично поработал, был очень сообразительным и внимательным».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.