Н. С. ЖУКОВА Рекомендован
Министерством общего
БУКВАРЬ ипрофессионального
образования
|
|
|
|
|||
|
|
СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ |
|
|||
|
|
|
||||
|
|
И ОРИГИНАЛЬНОЙ |
||||
|
|
|
||||
|
логопаичской маодик |
|
||||
|
|
|||||
Светлой памяти моих родителей посвящается
К РОДИТЕЛЯМ
Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, наш Букварь — лучший помощник в этом деле. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам, методическим указаниям и примечаниям.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда).
СОВЕТ ВТОРОЙ: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
СОВЕТ ТРЕТИЙ: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т. п.
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: прежде чем предложить ребенку ту или иную страницу Букваря, ознакомьтесь с нашими замечаниями, помещенными в нижней части страницы.
СОВЕТ ПЯТЫЙ: на первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.
СОВЕТ ШЕСТОИ: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
СОВЕТ СЕДЬМОИ: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту. Желаем вам успеха!
з
1) Учите ребенка, передвигая его пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а. Скажите ребенку, что пальчик всегда движется от красной линии (в левой части страницы).
2) Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова — названия картинок.
Обратите внимание, как широко открывается рот при произношении звука а.
о 1 0 1 о
0 1 a l y l a l y l O
1) Учите читать в строчку и в столбик. Пальчик ребенка должен находиться под той буквой (потом слогом), которую он читает. Обращайте внимание на то, что пальчик движется от красной линии.
2) Приучайте ребенка вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся на а, у, о.
З) Поочередно сложив свои губы в немой артикуляции звуков а, у, о, попросите ребенка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти ее среди остальных букв.
6
у м
о у
M l o l y t a l a l y t o l M
1) Если дети хорошо запоминают буквы и хорошо ориентируются в прочтении их в строчке, нет необходимости задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв.
2) Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова — названия предметов, изображенных на стр. 4, 5, 6. Затем спросите, на какой звук заканчиваются слова дом, дым, ком.
З) Запомните: дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный. Труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный.
1) Следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э).
2) Если дети плохо запоминают буквы, продолжайте их читать. Предложите игру: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать,
какая это буква.
З) Учите ребенка выделять в словах отдельный звук. Например, подними руку, если в слове услышишь звук с. Наряду со словами, содержащими заданный звук, предлагаются слова и без этого звука.
Учимся соединять буквы.
1) Учить слиянию букв в один слог надо так: показывая карандашом (указкой) первую букву, А, и передвигая карандаш (указку) ко второй, У, предложите ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты с мальчиком не добежишь по дорожке до второй буквы» .
2) В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных.
Читаем буквы, читаем слоги.
a l y l o l M l c
1) Учите детей анализировать прочитанные слоги. Спросите: «Сколько букв ты прочитал(а), какая буква первая, какая вторая? »
2) Приучайте дошкольников определять на слух, сколько звуков (букв) вы произнесли. Какой звук (буква) был первый, какой второй? Например: ау, уа, уо, оу, ао.
Соединяем буквы, читаем слоги.
1) Следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам. Напомните, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко. И не забывайте водить пальчиком по соединительной дорожке!
2) Проведите звуковой анализ слогов ам, ум (см. стр. 10, п. 2), а затем предложите сложить эти слоги из букв разрезной азбуки.
м о АУ УА УМ АМ АМ УМ АМ УМ
ум уа ам уа ам ау ум
дм! Ам! Ам!
1) Проведите звуковой анализ слогов ау, уа, ам, ум. После этого предложите детям сложить эти слоги из букв разрезной азбуки.
2) Предложите буквы а, у, о, м, с положить на те картинки в Букваре (стр. 4—12), в названиях которых имеются соответствующие звуки.
асуаус осомумамос усУМусумас
ум
ау ам ум ОС
1) Продолжайте проводить звуковой анализ слогов, включив в упражнения звук с.
2) Предложите ребенку сложить из букв разрезной азбуки те слоги, которые он свободно читает. Советуем провести красную (или прерывистую) черту, от которой надо складывать слоги.
Снова учимся соединять буквы,
МУ
МА
1) Чтение прямого слова (согласный + гласный) — самый ответственный момент начального обучения грамоте. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например м и а, как будет вместе?
Напоминайте ребенку, что первую букву надо тянуть: ммм и, добежав до второй, прочитать ее, не разрывая дорожки.
2) Проведите звуковой анализ (см. стр. 10, п. 2) слогов ма, му, аль ум и предложите сложить их из букв разрезной (или магнитной) азбуки.
Читаем слитно!
МА АМ МУ МА МУ МУ УМ МА АМ УМ
ау ма уа ма му ма! ам
ам ау
Ма-ма Ма-ма, ау!
Ау, ма-ма!
1) Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У некоторых детей этот навык закрепляется, и они долго не могут овладеть слитным послоговым чтением.
2) Если ребенок не овладевает слитным прочтением слога, предложите ему, используя нашу схему, другие буквы (см. стр. 16, 18, 20).
Читаем слитно! ас ос ус
сасумасомо мамусамосо
асосус сасосу
самаамас сомоомос сумуУМУС
Проведите звуковой анализ прочитанных слогов и предложите сложить их из букв разрезной азбуки (см. стр. 10, 11).
ма саососа
ма-ма са-ма о-сасомсам
мама-маса-масам саса-мама-маса-ма
Са-Ма сам сам
Оса, ма-ма! ма мо му
Ма-ма, о-са! СМа СМО сму*
* Прочтение слогов из трех букв предлагать только тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв.
ах ох
х
Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает
хо |
ха ха |
су мо |
У-хо |
у-ха му-ха |
су-хо мох |
со |
мо са о |
хо Мох сух. |
сом |
мох сам о-са |
у-хо |
му-ха |
су-ХО Ма-Ма |
му-ха |
У-ха |
у-хо са-ма |
со-ха |
Ма-ма, о-са.
Ма-ма, У-ха. Ма-ма, мох. |
|
Ма-ма, сом. |
ма мо му |
Ма-ма, му-ха. Ма-ма, су-хо. |
сма смо сму |
ОР УР ар
ор УР
Попросите ребенка определить на слух место звука р в словах (в начале слова, в конце, в середине).
рара-ма му Му-ра роРо-ма са Са-ра
ма-ма Ро-ма ро-са сор
Ма-ра Му-ра Са-ра хор
му-сор му-хо-мор
Ма-ма, му-хо-мор. Ро-ма, му-сор.
ру смасмо сму мра мро мру схахмо хму
1) После прочтения ребенком слова или слога попросите его повторить прочитанное, а затем спросите, знает ли он такое слово или нет?
2) Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова хор, сом, сор, на какой звук (букву) заканчиваются? Какая буква в середине? Предложите сложить трехбуквенные слова.
ша
шашошушашар ашошушшуШу-ра
ашшамаха ошшумоху ушшомухо
ассамошу оссумуша уссомашо
Шу-ра Ма-ша шар Му-ра Шу-ра шум
шма шму шра шмо шру шро
1) Если ребенок легко справляется с чтением слогов из двух букв, нет необходимости задерживаться на этих упражнениях.
2) Проведите анализ слогов из трех букв, предложите их собрать из букв разрезной азбуки (см. стр. 10, 11).
ар |
ор |
УР |
ар |
ор УР |
арш |
орш |
урш |
арс |
орс УРС |
са |
су |
ма |
ма |
хо-ро-шо |
Са-ша су-ша Ма-ша марш хо-рош
шум
сам хор марш
Хо-рош марш!
Марш хо-рош.
Са-ша ХО-РОШ.
Ма-ша хо-ро-ша. Шар хо-рош.
сы ры |
мы |
мы |
сы |
о-са шар ра-ма сом |
шар |
о-сы ша-ры ра-мы со-мы У о-сы у-сы. У со-ма у-сы. У Ро-мы шар. У Му-ры ша-ры. У Ма-МЫ Ро-ма. У ма-мы Му-ра. Мы у ма-мы. |
сыр |
о-сы ша-ры сы-ры ра-ма |
хор |
о-са шар сыр ра-мы |
хо-ры |
У ма-мы мы-ло.
Ма-ма мы-ла Лу-шу. Мы-ла мы-лом.
ла ло лу лы сла сло слу слы
ла ло лу лы шла шло гплу шлы
a l Y l 0 1 bI l M l c l x l р 1 ш [ л
ролу ры
РУ лы
Ла-ра Ро-ма Ло-ра
слухласа-лосу-хосырхо-рош слуххламсы-роМЫ-ЛОсорхо-ро-шо
У РО-МЫ мы-ло.
Ро-ма мыл ра-му. Мыл хо-ро-шо.
У Ло-ры ша-ры.
Ло-ра мы-ла шар. У Ло-ры сы-ро.
1) Из букв разрезной азбуки предложите складывать слова и слоги из трех букв, знакомых ребенку.
2) Стимулируйте способность детей придумывать слова, в составе которых имеются звуки р, с, ш, л, х, м.
НО УН на он ну
на-ша сонлу-на наш нос но-ша сынра-но
О-на Ма-ша.
На-ша Ма-ша. О-на ма-ла.
сынсос-на сын нос но-сысы-нысос-ны
У ма-мы сын. Сын Шу-ра.
У Ма-МЫ но-ша. У сы-на но-ша.
слон сло-ны сло-ны ум-ны
сласлослу слы снасносну сны
У Ро-мы слон.
У Шу-ры шар.
— На, Ро-ма, шар.
На, Шу-ра, сло-на.
мнанрасмашмасмусмы МНОнроснашнашнушмы мнунруСМОшмоснусны мнынрысношношмушмы
кк |
мак сох сух рос |
ха |
хо |
ху |
рак мох лук наш |
са |
со |
су |
лук сок сук лук У нас рос мак. Наш мак Х0-РОш. У нас рос лук. Наш лук сух. |
ка |
ко 8 |
ку |
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
На су-ку ку-куш-ка.
ка ка-ша ку ку-ры ко-ра ко КО-СЫ ко корм кор-ка
У Шу-ры ка-ша.
Ка-ша — корм ку-рам
ка-ша КОШ-Ка но-ра кош-ка каш-ка мыш-ка нор-ка Мур-ка
У Шу-ры КОШ-Ка.
Кош-ка Мур-ка.
У Шу-ры мо-ло-ко.
На, Мур-ка, мо-ло-ка.
Мыш-ка ры-ла нор-ку.
Мыш-ка ма-ла. Нор-ка су-ха.
кра кру кры-са ско ско-ро кро кры кры-сы шко шко-ла
32
кро-ты
То-ма
На-та-ша Та-ма-ра
Наш хор.
У На-ты но-ты.
У То-мы но-ты. У Ро-мы но-ты. У нас хор.
ту-ман ту-ма-ны
и-ра и На-та.
У И-ры кук-ла. И у На-ты кук-ла. И-ра и На-та ма-лы.
мы-ло |
Ми-ла |
мыш-ка |
МИС-КИ |
Ми-ла |
мы-ла |
миш-ка |
мыш-ки |
Ро-ма
Ма-ма и Ни-на.
У Ма-МЫ Ни-на. У Ни-ны миш-ка. Ма-ма кор-мит Ни-ну.
Ни-на кор-мит миш-ку.
сми сли трикришти шлы смы слы трыкрышты шли
шаркотслонстол ша-рыко-тысло-нысто-лы ша-рикко-тиксло-никсто-лик
стоСМО сто-итсмот-ри стро-итсмот-рит
Ни-на, Ми-ла и Си-ма.
Ни-на сто-ит. Си-ма стро-ит.
Ми-ла СМОТ-РИт. О-ни ма-лы-ши.
О-ко-ло ки-но.
Си-ма и Ни-на шли ми-мо ки-но.
— Смот-ри, Ни-на, там Са-ша.
Са-ша сто-ит у ки-но, он сМOТ-РИТ кар-тин-ки.
Наш па-па.
У па-пы Ма-ша. У па-пы Па-ша.
Мы у па-пы Ма-ЛЫ-ШИ.
ла-па по-лы пап-ка шап-ка пух лам-па пол-ка пал-ка пуш-ка пу-шок
пью пи ты! ти ки
пи пил пи-лит спи спит пи-лил
Па-ша пил МО-ЛО-КО.
И Ма-ша пи-ла мо-ло-ко.
пи шписпишни пы шпыспышны Кот Пу-шок.
У Ма-ши кот.
Кот Пу-шок. Ма-ша на-ли-ла ко-ту мо-ло-ка. Но кот Пу-шок сыт.
Он спит.
прапропру прыпри спраспроспру спрыспри
пи-лало-па-тато-пор пи-лыло-па-тыто-по-ры пил-кало-пат-като-по-рик
Липа.
У нас рос-ла ли-па.
Ли-па ста-ла ста-ра.
Ли-па ста-ла су-ха. Ли-па у-па-ла.
При-шли па-па и Па-ша.
У па-пы пи-ла.
У Па-ши то-по-рик.
О-ни рас-пи-ли-ли ли-пу.
за зо |
зу зы зи |
аз оз уз из за зо зу зи
ро-за |
МО-РОЗ за-мок |
Зи-на у-зор |
ро-зы |
MO-PO-3bI зам-ки |
зи-ма у-зо-ры |
Зи-ма.
На-сту-пи-ла зи-ма. Ста-ло мо-роз-но. У Ли-зы сан-ки. На сан-ках Зи-на.
ко-зы та-зы зон-ты мо-РО-ЗЫ ко-за таз зонт МО-РОЗ
коз-лик та-зик зон-тик мо-роз-но
У-зо-ры.
За ок-ном мо-роз.
На ок-нах у-зо-ры. У-зо-ры как ро-зы. Хо-ро-ши ро-зы.
Хо-ро-ши и МО-РО-ЗЫ.
зла злу |
зна зну зма зму зра |
зру |
зло зли |
зно зни змо зми зро |
зри |
са зо сузыси за со зусызи
зласлозлу слы зли слазлослу злы сли
зко-заро-заКО-ЗЫРО-зы ско-саро-сако-сыро-сы пас-тухПас-ту-шок пас ко-зу. пас-ту-хиПас-туш-ки пас-ли коз.
А Си-ма кор-мит ко-зу. Ко-за сы-та.
рсы резы рси У Си-мы ко-сы. рси рзи рези У За-ха-ра ко-зы.
Если ребенок с трудом читает предложения, временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слов.
|
ай ой ый Ий |
Ий |
май зай-ка са-рай лай-ка май-ка |
Мой шар. |
Мой ру-ки. зи-ма |
Мой миш-ка. |
Мой уши. зи-мой |
Зимой.
У Зи-ны сан-ки. У Зи-ны зай-ка. На сан-ках спит зай-ка.
пи-ла ру-ка пой от-кроЙ ста-рыЙ пи-лой ру-кой рой За-КРOЙ крас-ный
У ма-ши-ны.
Са-ша с па-пой. Ма-ша с Ма-МОЙ. Ма-ма с лай-кой.
Па-па, от-крой ма-ши-ну. й-и
Мой ша-рик. Мой сло-ник.
Мои ша-ри-ки. Мои сло-ни-ки.
Мой миш-ка. Мой коз-лик.
Мои миш-ки. Мои коз-ли-ки.
Ка-кой шар крас-ный? ый-ий Ка-кой шар си-ний?
Ка-кой мишка тол-стый?
Ка-кой мишка тон-кий?
Ка-кой лис-тик ши-ро-киЙ?
Ка-кой лис-тик уз-кий?
Ка-кой зонт су-хой?
Ка-кой ЗОНТ МОК-РЫЙ?
кра |
кру кры |
пра |
пру пры |
кро |
кры кри |
про |
пры при |
агмаг-нитга но-га огог-ниго го-ра угуг-лигу гу-си игиг-рыги но-ги
Гу-си.
Там луг.
За ЛУ-ГОМ го-ры.
За го-ра-ми гро-за.
У Га-ли гу-си.
О-ни на лу-гу.
Там мно-го кор-ма.
Гу-си ум-пы. Гу-си сы-ты.
гра гро гру гри гра-нат гром гру-ша Гри-ша
гла гло глу гли гла-за гло-ток Глу-ша гли-на
гна гно гну гни гна-ли гном гну-ли гни-ли
каГОкуги
но-га гос-ти го-раног-тигром-ко ру-ка кос-ти ко-раког-тикром-ка
кор-кагай-ка гор-какой-ка
Гал-ка.
У Го-ги гал-ка.
Го-га кор-мит гал-ку.
— На, гал-ка, кор-ку. На, гал-ка, крош-ки.
1. У ко-го гал-ка? 1 )
2. Кто кор-мит гал-ку?
З. У ко-го ког-ти?
4. У ко-го ног-ти?
1) Расскажите, для чего нужен знак вопроса. Чаще обращайте внимание ребенка на точку в конце предложения.
Учите детей складывать слова типа нога, рука, шары.
ваш Ваш воз.и-ва ва-ша Ва-ша ко-ро-ва.и-вы ва-ши Ва-ши во-лы.тра-ва
ва-за во-зы со-ва ко-ро-ва ва-та вол со-вы ко-ро-вы
У и-вы.
Вот и-ва. О-ко-ло и-вы сто-ит воз.
Тут во-лы. На во-зу Во-ва.
Вни-зу сто-ит па-па. У па-пы ви-лы. — По-мо-гай, Вова, го-во-рит папа.
внавну вны впахвавсавсувси вновны вни впухвовсовсывзи
Рос-липри-шли рас-тутсмот-ри кра-си-во
Парк.
Ма-ма, Во-ва и Ви-ка при-шли в парк.
— Вот и-вы, го-во-рит ма-ма.
— А вот ли-пы, го-во-рит Во-ва.
— А там виш-ни, го-во-рит
Ви-ка, — СМОТ-РИ, как кра-си-во!
Ри-сун-ки.
Во-ва на-ри-со-вал и-ву. О-ко-ло и-вы во-ро-ну.
Ви-ка на-ри-со-ва-ла ли-пу. О-ко-ло ли-пы вол-ка.
О-ни на-ри-со-ва-ли хо-ро-шо. Ма-ма их по-хва-ли-ла.
ри-со-вал на-ри-со-вал на-ри-со-ва-ла
свазво СВ У звы сви звасво ЗВУ свы зви
даДа-шаво-да додомдо-мик дудушдуш-но дыдымДЫ-МОК
ды са-ды во-ды дым ДЫ-МИТ ди си-ди и-ди Ди-ма си-дит
В са-ду.
У нас сад. В са-ду наш дом. У до-ма си-дит ма-ма. О-ко-ло ма-мы сто-ит Да-ша.
У Да-ши в ру-ках ро-зы. — На, ма-ма, ро-зы.
Во-про-сы:
1. Кто си-дит о-ко-ло до-ма?
2. Кто сто-ит у до-ма?
двавды дра здра дна двовди дро здро дно двувни дру здру дну двивны дры здры дни
да до |
ду ды |
та то |
ту ты |
Да-ша на-ри-со-ва-ла дом и два ма-ка. д-т
домтом ды ди ды ти до-мато-ма ди ды ти ди
до-микто-мик
Два ша-лу-на.
У То-мы два ко-ти-ка.
О-дин ко-тик Дым-ка.
Дру-гой ко-тик Тим-ка.
О-ни ша-лу-ны.
Дым-ка си-дит под до-мом.
А Тим-ка си-дит за до-мом. А То-ма их ло-вит.
Во-про-сы:
1. Как зва-ли ко-ти-ков?
2. Кто си-дит за до-мом? З. Кто си-дит под до-мом?
60 бы би
ба-тонбу-сыбо-тыгрибы ба-ранбул-кабобыду-бы бан-кабук-ваБо-рисрыбы бал-конбуб-ликборзубы
ба-ра-ны ру-баш-ка ба-на-ны ба-буш-ка
У Бо-ри со-ба-ка. Со-ба-ку зо-вут Бар-бо-сом. У Бар-бо-са хвост буб-ли-ком.
гриб |
дуб |
сос-на |
грибы |
дубы |
сос-ны |
грибок |
дубок |
сос-но-вый бор |
гриб-ник дуб-ра-ва
Б-П ба 60бу бы бил
па попу пы пил
бал-ка бы-ли |
Зба |
360 збу Зби |
пал-ка пи-ли |
спа |
спо спу спи |
Гриб-ни-ки.
Бо-рис и Барбос по-шли в бор за гри-ба-ми. Шли-шли бо-ро-вик на-шли! Барбос грибы ис-кал. Бо-рис их в кор-зи-ну клал.
Гриб-ни-ки ус-та-ли.
Дол-го хо-ди-ли Бо-рис и Барбос. Они ус-та-ли. — Смот-ри, Барбос! — го-во-рит Бо-рис. Вот дуб, вот дубы ОТ-ДОХ-НИ.
Во-про-сы:
1. Как зва-ли Бо-ри-ну со-ба-ку?
2. Ку-да по-шли гриб-ни-ки?
З. Кто ис-кал грибы?
По-ло-ви-на по-по-лам
Под ду-ба-ми.
У Бо-ри ба-ран-ка в ру-ках. У Бо-ри Барбос в но-гах. Раз-ло-мил Бо-рис ба-ран-ку по-по-лам.
— На, Барбос, по-ло-ви-ну.
Во-про-сы:
1. Кто ус-тал?
2. Кто от-ды-хал под ду-ба-ми?
Гриб-ной суп.
При-шли гриб-ни-ки до-мой.
До-ма бы-ла ба-буш-ка и кот.
Ко-та зва-ли Пор-тос.
Сва-ри-ла ба-буш-ка из грибов суп.
Бо-рис суп хва-лил, спа-си-бо го-во-рил.
На-кор-ми-ла ба-буш-ка и Бар-бо-са и Пор-то-са. О-ба сы-ты.
Во-про-сы:
1. Как зва-ли ба-буш-ки-но-го ко-та?
2. Ка-кой суп сва-ри-ла ба-буш-ка?
З. Ко-го на-кор-ми-ла ба-буш-ка?
жу эки
жж жарлу-жок
жа-ражу-ки жук
хо-жу бро-жу ма-жу дру-жу
На лу-гу.
Вот лу-жок. Тут бро-дит со-ба-ка Дру-жок. Над Друж-ком эку-ки кру-жат. Один жук у-пал. Он в Друж-ка по-пал. На но-су си-дит и жуж-жит, жуж-жит: «Ж-ж-ж».
Во-про-сы:
1. Кто у ко-го си-дит на но-су?
2. Как жуж-жит жук?
эк-з жа эки
ко-жа ра-зок ви-жу хо-жу гры-зу ко-за пры-жок сни-зу пол-зу бро-жу
жда ждо зду зды жна зно жну зда здо жду жди зна жно зну
по-жар ба-за ба-зар бар-жа
У о-сы жа-ло.
У жу-ка у-сы.
Про жу-ка и о-су.
О-са у-жа-ли-ла жу-ка. Жу-ка у-жас-но жал-ко. Бо-лит жи-во-тик у жу-ка. У нас он про-сит кап-ли.
шпа шпо шпу шпы жба жбо жбу жбы
жар жаба лу-жок ро-жок Лу-ша шар шап-ка пу-шок гор-шок лу-жа
Наш сад.
У нас сад. В са-ду рас-тут виш-ни.
По до-рож-кам рас-тут ро-маш-ки. А о-ко-ло до-ма жас-мин.
се ве не ле се-но Ве-ра де-ло Ле-на
пеи лей сей
По-ка-жи:
Кто Кто ко-па-ет?
Кто ре-жет?
Кто пры-га-ет?
Кто мо-ет?
Кто по-ли-ва-ет?
венедевебле свеснесдезвезблеск светснегсде-лал звез-да блес-тит
На небе звезда го-рит. Под ней снег блес-тит.
Бел-ка.
Бел-ка пры-га-ла с вет-ки на вет-ку. А вни-зу си-дел кот. Го-во-рит кот бел-ке:
— СМОТ-Ри, бел-ка, не у-па-ди да в рот ко мне не по-па-ди.
Но бел-ка сме-ла и ве-се-ла.
О-рех грыз-ла и в ко-та скор-лу-пу бро-са-ла.
оньосьатьить
гу-си ко-ни ло-си ры-си о-дин гусь о-дин конь о-дин лось рысь
Ры-ба-ки.
Де-ти ло-ви-ли рыбу. У Ле-ны о-кунь. У Ге-ны линь. У Жо-ры ка-рась. А у Ди-мы пес-карь.
ло-вить хо-дитьсо-литьва-рить ло-вит хо-дитсо-литва-рит
Будем о-бе-дать.
При-шли де-ти с ры-бал-ки до-мой.
Го-во-рит Ге-на Ле-не:
— Ва-ри, Ле-на, у-ху. Не забудь соль по-ло-жить.
Го-во-рит Ле-на Ге-не:
А ты, Ге-на, жарь рыбу, но не пе-ре-со-ли!
ал ол ел ар ор аз аль оль ель арь орь азь
пыль боль ма-лень-киЙ пыль-но боль-но боль-шой
По-ка-жи:
Кто бу-дет ри-со-вать?
Кто бу-дет ко-пать?
Кто бу-дет сти-рать?
Кто бу-дет ва-рить суп?
б
Мно-го дел.
У Ле-ны мно-го дел.
Ей на-до сде-лать у-ро-ки.
ВЫ-МЫТЬ пол.
Вы-те-реть пыль.
А по-том на-пи-сать пись-мо.
За-пом-ни. На-до мыть ру-ки пе-ред е-дои. Ле-том хо-ро-шо хо-дить бо-си-ком. |
я бе-гу я си-жу я ле-эку
Я-ша Я-Мано-ва-я
30-я я-го-даста-ра-я
Ра-я яб-ло-ко кра-си-ва-я
Ве-ра Ли-да На-та Ми-ла Ни-на
Ва-ря На-дя Ка-тя О-ля
Ка-ко-е плать-е, та-ка-я и па-на-ма. У 30-и бе-ло-е плать-е и бе-ла-я па-на-ма. У На-ди крас-но-е плать-е и крас-на-я па-на-ма. У Та-ни си-не-е плать-е и си-ня-я па-на-ма. У-га-дай, кто На-дя, кто 30-я, кто Та-ня.
Предложите ребенку сложить двубуквенные слоги, то с буквой а, то с буквой я (ма — мя, та — тя и так далее).
сма сна сва сла спа кра
СМЯ сня свя сля спя кря
лист пе-ро кол зуб се-мя листь-я перь-я коль-я зубь-я семь-я
30-я и Ва-ня.
На-ша 30-я ма-лень-ка-я. Сан-ки во-зить не мо-жет. 30-е по-ка-тать-ся на сан-ках Ваня по-мо-жет.
От-веть на во-про-сы:
1. Кто ко-го стар-ше?
2. Кто ко-го бу-дет во-зить на сан-ках?
На-ша семь-я.
Вот на-ша семь-я. Все де-лом за-ня-ты. Ма-ма го-то-вит обед. О-ля ей по-мо-га-ет. Па-па вер-нул-ся с ра-бо-ты. А Ра-я вя-жет для ма-мы эка-кет.
От-веть на во-про-сы:
1. Кто вер-нул-ся с ра-бо-ты?
2. Кто вя-жет?
З. Кто КО-МУ по-мо-га-ет?
Ди-ка-л лб-ло-пл,
На по-ля-не, у ле-са, рос-ла яб-ло-ня. О-на бы-ла ди-ка-я. Ни-кто за ней не у-ха-жи-вал. Яб-ло-ки бы-ли мел-ки-е и кис-лы-е.
Есть их бы-ло нель-зя.
Во-про-сы:
1. Где рос-ла ди-ка-я яб-ло-ня?
2. Ка-ки-е яб-ло-ки на ди-кой яб-ло-не?
од-но яб-ло-ко од-на яб-ло-ня два яб-ло-кадве яб-ло-ни мно-го яб-лок мно-го яб-лонь
На-ша яб-ло-ня.
У нас в са-ду есть яб-ло-ня. За яб-лоней на-до у-ха-жи-вать. То-гда на ней бу-дут яб-ло-ки. Вес-ной на-до по-белить ствол. Ес-ли нет дож-дя полей. На зи-му по-ло-жи у-доб-ре-ни-я. Без у-хо-да у-ро-жа-я не жди. Яб-лок не по-ешь!
Рас-ска-жи, как ты бу-дешь у-ха-живать за яб-ло-ней?
Ю-раЯ по-ю Ю-ляЯ мо-ю ю-лаЯ сто-ю юб-каЯ стро-ю
Ра-но ут-ром я вста-ю.
Де-ла-ю за-ряд-ку.
Я ру-ки под-ни-ма-ю.
Я ру-ки о-пус-ка-ю.
лу клу |
су всу ру кру сю-да |
лю клю |
сю всю рю крю лю-ди |
я пью |
я шью я лью |
о-ни пьют |
о-ни шьют о-ни льют |
У-га-дай, кто где?
Ю-ра и Люба гу-ля-ют.
Ю-ля и Ва-ря по-ют.
Лю-ся и Я-ша иг-ра-ют.
Ду-ся и Ко-ля ри-су-ют.
На-дя и Во-ва по-ли-ва-ют.
Ё-жик спит под ёл-кой.
Ёж по-хож на ёл-ку.
Он то-же весь в и-гол-ках.
Де-ти и ёж.
В ле-су гу-ля-ли де-ти.
И ё-жи-ка на-шли. Ё-жи-ка де-ти до-мой при-нес-ли.
Да-ли е-му мо-ло-ка.
От-веть на во-про-сы:
1. Где гу-ля-ли де-ти?
2. Ко-го о-ни на-шли?
З. Ку-да де-ти от-нес-ли ё-жи-ка?
Хорошо, если ребенок научится свободно противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (са — ся, лу — лю и т. п.). Это избавит его в школьном возрасте от многих ошибок на письме.
соло тово номо стозво сёлё тёвё нёмё стёсло всёклё стёзвё гнёжмё звёслё
Сё-ма Лё-ляи-дёт не-сёт
Лё-ваЛё-няпо-ётзо-вёт Тё-маЛё-шаклю-ётрвёт
Ве-сё-лый Лё-ва.
Лё-ва по ле-су и-дёт. Лё-ва пес-ни поёт. Он грибы до-мой не-сёт. В гос-ти всех ребят зо-вёт.
волвознёсровлом вёлвёзносрёвлён
мёлшёлвёл нёс вёз мелселве-ду не-су ве-зу
Сё-ма и Тё-ма.
В на-шем до-ме два бра-та жи-вут. Од-но-го Сё-ма, дру-го-го Тё-ма зо-вут. Сё-ма у-же большой. Он хо-дит в шко-лу. А Тё-ма ма-лень-кий.
От-веть на во-про-сы:
1. Как зо-вут школь-ни-ка?
2. Как зо-вут до-школь-ни-ка?
З. Кто стар-ше?
За-пом-ни, кто У ко-го.
У кош-ки |
У ко-ро-вы |
У ло-ша-ди |
ко-тё-нок. |
те-лё-нок. |
же-ре-бё-нок. |
У ли-сы |
У ко-зы |
У ут-ки |
ли-сё-нок. |
коз-лё-нок. |
У-тё-нок. |
о-дин те-лё-нок два те-лён-ка мно-го те-лят
о-дин у-тё-нок два у-тён-ка мно-го у-тят
На-зо-ви и ска-жи, сколь-ко их?
Я пью.Мы пьём.
Ты пьёшь.Вы пьё-те.
Он пьёт.О-ни пьют.
Я лью.Мы льём.
Ты льёшь.Вы льё-те.
Он льёт.О-ни льют.
Кот Бу-ся и дождь.
Дождь, дождь и-дёт. Зем-ля во-ду пьёт, в я-го-ды её от-да-ёт. Всё кругом зе-ле-не-ет. А вот кот Бу-ся дож-дя бо-ит-ся. Бу-ся со дво-ра до-мой у-бе-га-ет. Мок-ры-е лап-ки о-тря-ха-ет.
От-веть на во-про-сы:
1. Ко-му ну-жен дождь? 2. От-ку-да в я-го-дах сок? З. Кто бо-ит-ся ДОЖ-ДЯ?
Ёж и кот.
Ё-жик к нам во двор за-шёл. Ёж арбуз-ну-ю кор-ку на-шёл. По-ка ёж кор-ку ню-хал, к не-му кот под-крался. Кот на е-жа прыг, да ла-пу на-колол. За-мя-у-кал, за-хро-мал и до-мой У-бе-жал.
От-веть на во-про-сы:
1. Кто на ко-го на-пал?
2. Как ёж дал ко-ту от-пор?
бьёт бью шьём шьё-те бьём бьёшь шью шьёт
ач яч мяч ка-лач чч уч юч ключ об-руч оч еч оч-ки грач
Сё-ма и грач.
На бе-рё-зе си-дит грач.
У Сё-мы в ру-ке ка-лач.
Грач, грач, на те-бе ка-лач!
От-веть на во-про-сы:
1. У ко-го был ка-лач?
2. Где си-дел грач?
боч-ка луч де-воч-ка дочь поч-ка куч-ка Ве-роч-ка ночь доч-ка РУч-ка Ни-ноч-ка печь точ-ка внуч-ка Та-неч-ка меч
По-дру-ги.
У Ве-роч-ки мяч. У Ни-ноч-ки об-руч. А у Та-неч-ки па-лоч-ка. Ска-жи, у ко-го ка-ка-я иг-руш-ка?
ча чо чу 1 чи че чё
хо-чу бы-чок маль-чик что мол-чу пу-чок паль-чик чей кри-чу лу-чок мя-чик чья пла-чу ку-ла-чок зай-чик чьи
Учите детей правильно составлять (устно) предложения. Например, придумать предложение с каким-либо словом. Или соединить в предложение отдельные слова, например: вставать, я, утро, рано.
Чай-ник на-чаль-ник.
Вот на-ша кух-ня. На пли-те чай-ник всей по-су-ды на-чаль-ник. В нём во-да ки-пит. Бу-дем чай пить.
От-веть на во-про-сы:
1. Что сто-ит на пли-те?
2. В чём КИ-ПЯ-ТЯТ во-ду?
З. Из че-го ты пьёшь чай?
4. Ка-ку-ю по-су-ду ты зна-ешь?
чай чай-ник на-чаль-ник
шачаш-ка ска-чок
За-да-ни-е:
ПО-СМОТ-РИ, ко-то-рыЙ сей-час час?
Ч- ТЬ ач оч уч ич ать отъ уть ить
У Ма-МЫ го-ря-чий у-тюг.
У па-пы тя-жё-ла-я тач-ка.
У ба-буш-ки тёп-лы-е ка-ла-чи. У И-роч-ки но-во-е пла-тье.
От-веть на во-про-сы:
1. Чей у-тюг? З. Чьи ка-ла-чи?
2. Чья тач-ка? 4. Чьё пла-тье?
За-пом-ни.
Всё эки-во-е, как и мы, чув-ству-ет боль.
Ни со-ба-ку, ни кош-ку не бей!
Кто сла-бе-е те-бя, то-го по-жа-лей. По-ду-май, чем сла-бо-му мо-экешь
ПО-МОЧЬ.
Э-хо.
Мы бы-ли в ле-су. Па-па крик-нул: э_эй!..
Е-му от-ве-тил кто-то: «Э-эй! Э-эй!..» Э-то э-хо, ска-за-ла ма-ма.
Э-то дя-тел. Э-то ча-сы. Э-то я-ич-ко. От-га-дай за-гад-ки.
Бе-ла-я боч-ка, нет в ней ни су-чоч-ка. Я по де-ре-ву сту-чу, чер-вяч-ка добыть хо-чу.
Мы день не спим. Мы ночь не спим. И день и ночь сту-чим, сту-чим.
скри скво скрип-ка скри-пит скво-рец сквоз-няк
За-яц — у-ме-лец.
Э-тот за-яц тра-ву ко-сит.
Э-тот за-яц во-ду но-сит.
Э-тот за-яц петь у-ме-ет. Се-рый за-яц та-кой у-ме-лец.
ко-нец мо-ло-дец о-гу-рец па-лец ле-де-нец про-да-вец пе-рец ко-ло-дец бра-тец
Бра-тец Ва-ня.
У Ме-НЯ есть брат.
Е-го зо-вут Ва-ня.
Ма-лень-кий бра-тец со-сёт па-лец.
Го-во-рит е-му о-тец:
Не со-си, Ва-ня, па-лец! НД тебе ле-де-нец!
Вы-рас-тет Ва-ня бу-дет мо-ло-дец.
во-ди-ца цап-ля це-пи вче-ра до-бы-ча чай-ник че-ки цве-ток
На ок-не цве-ток ко-лю-чий СМОТ-РИТ за о-ко-ли-цу.
Ты е-го не тро-гай луч-ше О-чень боль-но ко-лет-ся. Что э-то?
По-да-рок.
Де-воч-ки в саду цве-ты со-би-ра-ли. Цве-то-чек бе-лень-кий, цве-то-чек си-нень-кий, цве-то-чек а-лень-кий. А по-том из цве-тов бу-кет сде-ла-ли и по-да-ри-ли е-го сво-ей у-чи-тельнище.
От-веть на во-про-сы:
1. Где де-воч-ки со-би-ра-ли цве-ты?
2. Из ка-ких цве-тов о-ни сде-ла-ли бу-кет?
З. Ко-му де-воч-ки по-да-ри-ли цве-ты?
пе-сец скво-рец солн-це пес-цы сквор-цы скво-реч-ник
Зи-ме ко-нец.
ЗИ-Ме ко-нец! Ле-тит скво-рец И звон-ко на-пе-ва-ет:
«И-дёт вес-на! Крас-на, яс-на, Смот-ри-те, как всё та-ет!».
Ве-сен-нее солн-це.
Ве-сен-нее солн-це СIМОТ-Рит к нам в о-кон-це. Ве-сен-ний день дол-гий день. Солн-це землю про-гре-ва-ет. Де-ревь-я в лис-тья о-де-ва-ет. Цве-та-ми зем-лю у-кра-ша-ет. Пти-цы ра-ды солн-цу и цве-там.
От-га-дай за-гад-ку. На бе-рё-зе дворец, во двор-це пе-вец, а зо-вут его... Как?
Фа-я фо-нарь фо-кус фут-бол
Све-то-фор.
На у-ли-це глав-ный на-чаль-ник э-то све-то-фор. У не-го три гла-за фо-на-ря. О-дин фо-нарь крас-ный, он ввер-ху. Дру-гой фо-нарь зе-лёный, он вни-зу. А в се-ре-ди-не фонарь жёл-тый. Все лю-ди зна-ют, когда мож-но пе-ре-хо-дить у-ли-цу. А ты зна-ешь?
о о оо
000
Сви-нья Фе-фё-ла.
Все лю-ди зна-ют, что на у-ли-це надо хо-дить по пе-ше-ход-ным до-рожкам. Га-зо-ны не топ-тать, цве-ты не рвать. А вот сви-нья Фе-фё-ла хо-дит где по-па-ло: на све-то-фор не смотрит, тра-ву, цве-ты топ-чет и вез-де му-сор о-став-ля-ет.
За-да-ние:
Рас-ска-жи, как на-до вес-ти се-бя на у-ли-це?
ащ|ощ ещ ' ищ щщ лещклещ
ща 1 щу I щи 1 ще щё
роща ищу щель ещё щит гуща тащу щепка щётка вещи щ-с
ща со щу сы ся сё щу си ще са щё су щи ща щё сю щи се
лес роса ключ писать лещ роща плющ пищать
чаща щенок щётка ящик щепка чище щеночек щёточка ящичек щепочка
Постепенно переводите ребенка на чтение слов и текстов, не разбивая их на слоги.
Три щёт-ки.
Этой щёткой чищу зубы.
Этой щёткой чищу платье.
Этой щёткой чищу туфли.
Как называются эти щётки?
Про маленького щенка.
Этот беленький щенок — нашей Жучки сынок. Щенок любит у своего доМИКа лежать, маму Жучку поджидать.
Если ребенок не готов к чтению слитно написанных слов, верните его к хорошо знакомому пройденному материалу, переписав слова слитно.
Щенята тоже видят сны.
Маленький щенок на солнышке задремал. И вот какой сон увидел. Жучка косточку ему принесла и ушла. Щенок собрался косточку поглодать, но тут кот Буся подскочил и косточку утащил.
Что случилось со щенком наяву.
Беленький щенок, нашей Жучки сынок, во дворе ёжика увидел. Хотел с ним поиграть. А ёж иголки распустил и щенка уколол. Мама Жучка щенка пожалела, лапку облизала и сказала:
Умей друзей выбирать не колючих, а таких, как ты, пушистых.
Если тексты трудны, перепишите их, разбив на слоги. Предложите прочесть ребенку сначала ваш текст, а потом букварный.
Твёр-дый знак о-бо-зна-ча-ет
D раз-де-ле-ни-е букв.
Чи-тай бук-вы раз-дель-но.
объ-е разъ-е съ-е объ-я подъ-е въ-е
Сравни:
объя съе въе разъе подъе обя се ве разе поде
съе-ла Ма-ша съе-ла пи-рог. се-ла Ма-ша се-ла на стул.
Счи-тал-ка.
Мы шли, шли, шли. Пи-ро-жок нашли. Се-ли, съе-ли и о-пять по-шли.
Де-воч-ка съе-ла пи-рог. А кот объ-ел-ся.
объ-яв-ле-ни-е съел въезд о-бя-за-тель-но сел вез-де
разъезд подъезд ро-зет-ка по-дел-ка съе-ха-ла ъ-ь объ-е-ха-ла въе-ха-ла подъ-е-ха-ла разъезд
Сме-ла-я Ве-ра.
Ве-ра любит ка-тать-ся на ве-ло-сипе-де. О-на съе-ха-ла с го-ры, объ-е-хала де-ре-во и подъ-е-ха-ла к до-му.
Ве-ра въе-ха-ла во двор. Во дво-ре Вера чуть-чуть не стол-кну-лась с Вовой. Но о-ни су-ме-ли разъ-е-хать-ся.
Ве-ра о-ста-но-ви-лась у подъ-ез-да. Там ви-се-ло объ-яв-ле-ни-е. Но Ве-ра не у-ме-ла чи-тать. Про-чти ты.
Конец — всему делу венец.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.