Буквы а о в корне раст рос. 5й класс
Цель:
Познакомиться с правилами написания букв а о в корнях раст, ращ, рос.
Задачи
Научиться находить и выделять орфограммы с чередованием а – о в корнях –раст,
рос, ращ.
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Развивать логическое и образное мышление.
Оборудование: ноутбук, монитор, презентация.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Запись числа, классной работы. Оставим строчку для темы урока.
II. Повторение изученного материала.
.Комплексная работа с текстом.
Давайте начнем урок с повторения. На партах лежит текст.
Ответьте, о чем в нем говорится? (Читает учитель)
Знаешь ли ты, юный ч..татель, что давнымдавно сказки изл..гали устно,
перед..вая их от одного поколения к другому. Так выросло большое к..личество
этих творений. Сл..жил сказки н..род, мечтавший о спр..ведливости. У н..рода
учились п..сателирассказчики, которые под..рили нам литературные сказки про
спящую красавицу, снежную к..ролеву. Сказки растят в нас веру в д..бро,
преданность, щедрость.
К какому стилю речи относится текст, почему?
Чему учат нас сказки, которые мы читаем? Ответ подтвердите словами из текста.
( последнее предложение)
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните знаки препинания,
составьте схему этого предложения.( Антоняк)
Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами, пользуясь алгоритмом
объяснять их написание,. Если вы не сможете объяснить написание некоторых слов, их
мы выпишем с пропущенной буквой.( Юсифова) Когда вставляли пропущенные буквы, какие правила повторили? ( написание
проверяемых и непроверяемых безударных гласных, правописание корней с
чередованием лаг и –лож)
Написание непроверяемых безударных гласных можем как проверить? ( по
орфографическому словарю)
В тексте имеются выделенные слова. Какие гласные чередуются в этих словах и в
какой морфеме? ( оа в корне –раст, рос)
Нам надо узнать, какую гласную необходимо писать? Как думаете, как будет звучать тема
нашего урока? ( Буквы АО в корнях раст, рос)
Запись темы урока.
Какую цель мы с вами поставим? (Слайд) Узнать правило написания гласных А,О в корнях
раст, рос.ращ,
Сформулируем задачу?(Слайд) Научиться находить и правильно писать слова с этими
корнями.
III. Изучение нового материала.
Итак, приступим к достижению поставленной цели. Выпишите в столбик выделенные слова из
текста, дополните их словами, представленными на слайде
На экране слова: выросло, растят, растение, заросли,
Запишите эти слова и выделите в них корень.
От чего зависит выбор гласной в этих корнях?
Прочитаем слова, представленные на слайде выращивать, выращенный. Выделите в них
корень, Какие сделаем выводы?.
(СЛАЙД №5 ) Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О?
Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Проверим, открыв учебник на стр. 35
Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его. Правы ли были мы, увидев такую
закономерность?
Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученыелингвисты
придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):
(Раздать каждому ученику)
Предложить повторить всем вместе.
Обозначьте на листочках графически изученное правило.
(СЛАЙД №6 ) О напишем в корне –рос:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда –
В раст и ращ напишем А.
Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются
исключениями:
(СЛАЙД № 7) РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, РОСТОВЩИК
ОТРАСЛЬ
(Увидели, проговорили, записали словаисключения.) Со всеми ли словами вы ранее встречались? Лексическое значение всех ли слов вам
известно?
Где мы можем узнать значение неизвестного нам слова? Вы еще в начальной школе
научились пользоваться словарем в традиционной, печатной, форме. Но также существуют и
электронные словари, к которым вы тоже можете обращаться.
(Слайд )
Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.
Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня;
2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего
нибудь.
Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)
Составьте с этими словами предложение, используйте как можно больше слов.
( Например, Ростовщик Ростислав купил росток в Ростове)
А чтобы лучше запомнить эти слова, предлагаю выучить четверостишие:
(Слайд )
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Гдето на базаре.
Теперь вспомним, какая цель стояла перед нами на уроке? Скажите, достигли ли мы
поставленной цели?
Теперь приступим к достижению поставленной задачи. Напомните, в чем она заключается?
( научиться находить и правильно писать слова с изученной орфограммой)
Выработать это умение вам поможет следующее задание.
IV. Закрепление.
1. Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.
Подчеркнуть изученную орфограмму.
Один ученик выполняет задание у доски.
Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли,
р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.
2. Разобрать в тексте словарного диктанта по составу слова: растения, подросли,
разрастается, росток.
Определите часть речи у слов, в которых обозначали орфограмму? Какие грамматические признаки можем определить у слов.
3. ( Если есть время) Запишите предложение обозначьте в словах изучаемую орфограмму.
Вырастила Лазора лекарственные да душистые травы, сделалась лучшей знахаркой в
Ростове. До сих пор ее травы на Ростовской земле растут, здоровье дают.
V. Проверка усвоенного.
Перед вами листы с заданиями, выполнение которых поможет мне и вам выяснить, насколько
хорошо вы усвоили эту тему.
Подпишите их. А теперь познакомимся с заданием.
В первом задании вам необходимо найти слово, которое не отвечает тому правилу, которое
позволило их объединить.
Во втором задании необходимо найти ряд слов, в корне которых писалась бы буква А или О.
В третьем задании необходимо обозначить букву, которая соответствует ряду, где находятся
слова с чередованием в корне. Правильным может быть только один вариант ответа, который
вы обведете в кружок, что будет свидетельствовать о вашем выборе. Исправления в работе не
допускаются.
У вас есть 5 минут на выполнение этого задания.
Время вышло, проверим правильность выполнения вами этого задания. Рядом с правильным
ответом поставьте +, если же допущена ошибка.
(СЛАЙД №13) Ответы
А теперь поставьте себе оценку, если вы не допустили ни одной ошибки, это означает, что вы
справились с работой отлично и достигли поставленной цели, если вы допустили одну
ошибку, то справились с заданием хорошо, если две ошибки, удовлетворительно, это означает
что еще придется поработать с этим правилом, чтобы достичь лучших результатов.
Поставили себе оценку, передали листочки на первую парту. Эти оценки будут выставлены
мною в журнал.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Подведем итоги нашего урока.
Продолжите предложения.
Я узнал…
Я повторил…
Молодцы.
IV. Домашнее задание.
Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 85, упражнение 454 или
составить словарный диктант с изученной орфограммой из 15 слов. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
1. Найдите третье лишнее:
а) отр…сль;
б) р..сток;
в) Р…стов.
2. В каком ряду во всех словах пишется буква А :
а)распол..жить, предл…гать;
б) предл..жение, выр..щивать;
в) выр..сти, р…стительность.
3. В каком ряду находятся слова с чередованием гласных:
а) защ…щать, сож…ление, хр…брец;
б) сл…гаемое, изл…гать, выр..стить;
в) м…нута, к…м…ндир, г…рд…роб.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 2
1. Найдите третье лишнее:
а) выр…щивать;
б) возр…ст;
в) пор…сль.
2. В каком ряду во всех словах пишется буква О :
а) ср…слись, прил..жить;
б) р…сти, отр..сль;
в) р…сток, изл…гать.
3. В каком ряду находятся слова с чередованием гласных: а) уд…вить, укр…шать, изв…ните;
б) изл…жение, возр…ст, пор…сль;
в) в…гон, р…мень, с…лют.
Текст №1
Знаешь ли ты, юный ч..татель, что давнымдавно сказки изл..гали устно,
перед..вая их от одного поколения к другому. Так выросло большое к..личество
этих творений. Сл..жил сказки н..род, мечтавший о спр..ведливости. У н..рода
учились п..сателирассказчики, которые под..рили нам литературные сказки про
спящую красавицу, снежную к..ролеву. Сказки растят в нас веру в д..бро,
преданность, щедрость.
Текст №2
О напишем в корне –рос:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда –
В раст и ращ напишем А.
Текст №1
Знаешь ли ты, юный ч..татель, что давнымдавно сказки изл..гали устно,
перед..вая их от одного поколения к другому. Так выросло большое к..личество
этих творений. Сл..жил сказки н..род, мечтавший о спр..ведливости. У н..рода
учились п..сателирассказчики, которые под..рили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную к..ролеву. Сказки растят в нас веру в д..бро,
преданность, щедрость.
Текст №2
О напишем в корне –рос:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда –
В раст и ращ напишем А.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы!
Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в
огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я
предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли.
Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни
предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют
они
урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
работу…Пропадает
вырощенный
мне
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы!
Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в
огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я
предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли.
Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни
предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют
они
урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
работу…Пропадает
вырощенный
мне «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы!
Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в
огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я
предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли.
Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни
предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют
они
урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
работу…Пропадает
вырощенный
мне
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Буквы а- о в корне -раст- - -рос-.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.