КСП по самопознанию в 1 классе
3 четверть 1 урок
Раздел III |
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ |
||||
Школа: |
|||||
Дата: «____»____________20___г.
|
ФИО учителя:
|
||||
Класс: 1 «____» класс. |
Количество присутствующих: отсутствующих: |
||||
Тема урока: |
Идем дорогою добра |
||||
Цель: |
через раскрытие понятия «доброта» расширить представление учащихся о Любви, как общечеловеческой ценности. |
||||
Задачи: |
Раскрыть значение понятия « доброта ». Развить стремление быть бескорыстным. Воспитать проявление доброты, бескорыстия, человеколюбия. |
||||
Ценность: |
Любовь |
||||
Качества: |
доброта, бескорыстие, человеколюбие. |
||||
Ход урока |
|||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке Методические рекомендации |
Ресурсы |
|||
1. Организационный момент. Позитивный настрой. |
Звучит спокойная мелодия. Учитель предлагает учащимся встать и условным жестом показать свое настроение. Если настроение хорошее – большой палец правой руки поднят вверх, если не очень хорошее – большой палец направлен параллельно полу, плохое – палец вниз. Учитель шепчет на ушко рядом стоящему ученику фразу: «Ты самый лучший, самый добрый человек». Эти слова нужно шепотом передать другому учащемуся. Учитель спрашивает учеников, изменилось ли их настроение от этих слов и, если изменилось, нужно хлопнуть в ладоши. · Как вы думаете, почему изменилось у нас настроение? – Конечно же, настроение улучшается от добрых, ласковых слов. В сердцах людей зажигается огонек доброты. И сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы этот огонек всегда согревал наши сердца и сердца окружающих нас людей.
|
спокойная мелодия |
|||
2. Проверка домашнего задания |
В качестве опережающего домашнего задания к первому уроку данной темы рекомендована к прочтению японская сказка «Шесть шляп для статуй». Целью опережающего домашнего задания является привлечение в учебный процесс родителей учащихся. Необходимо объяснить родителям, насколько важно их участие в развитии детей. Прочитав и изучив рассказ вместе с родителями дома, учащиеся, придя на урок, будут иметь первичные представления о теме предстоящего урока. Чтобы определить, читали дети рассказ дома или нет, учитель должен задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочитать его дома. Читаем вместе Шесть шляп для статуй Японская сказка На вершине холма в Японии жил старик со своей женой. Это были люди добрые и мягкие, но очень-очень бедные. Они зарабатывали на пропитание изготовлением и продажей соломенных шляп, защищавших от солнца и дождя. Приближался новогодний праздник, но все запасы в маленьком домике подошли к концу. Не было ни риса, ни свежих овощей. Старик сказал своей жене, что утром возьмёт пять только что изготовленных шляп и постарается продать их. На вырученные деньги он сможет купить рис и овощи. На следующий день старик отправился на рынок. Пока он шёл по деревенской мостовой, ни на него, ни на его шляпы никто не обращал внимания. Все были заняты подготовкой к празднованию Нового года. В конце концов старик решил вернуться домой. Тут снова пошёл снег, и это заставило его повернуть на короткую дорогу через парк. На открытой площадке парка он остановился рассмотреть шесть статуй. Статуи выглядели такими покинутыми и замерзшими под снегом, покрывающим их головы. – Я знаю, что надо сделать, - сказал он, и тут же отвязав шляпы, надел их на головы пяти статуй. - По крайней мере, эти шляпы защитят ваши головы от снега. Тут он заметил, что статуй на самом деле шесть, а не пять, и так как одна из них осталась с непокрытой головой, он снял свою шляпу и надел на голову последней статуи. Когда старик, придя домой, объяснил жене свою историю, старая женщина улыбнулась и сказала: – Какое доброе дело ты сделал! Это гораздо лучше, чем рис или свежие овощи к ужину. Попив горячего чая, они легли спать. Проснувшись на рассвете, они услышали весёлую короткую песенку: Где дом доброго старика. Доброго старика, накрывшего наши головы? Где дом доброго старика, Отдавшего шесть шляп, Чтобы покрыть наши головы? Супруги выглянули в окно, и, как вы думаете, что они увидели? Да, правильно, они увидели шесть статуй, тянувших за собой по снегу огромный мешок. Они положили мешок на лестницу и, развернувшись, пошли прочь. Старики подбежали к двери и взяли мешок. Когда они открыли его, увидели, что он до краёв был полон пакетами риса, свежими овощами и разными сладостями. Это был лучший Новый год в их жизни, и жили они еще долго и счастливо. Беседуем Целью беседы является выявление основного смысла притчи, направленного на проявление бескорыстных добрых поступков. Каждый ответ, данный учащимися, учитель должен внимательно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. После ответов учитель делает заключение. 1. Какой выбор сделали старики: хороший ужин или добрый поступок? 2. А что выбрали бы вы? 3. Какой из своих поступков вы можете назвать добрым делом?
|
|
|||
3. Позитивное высказывание (цитата) |
Доброе слово доходит до сердца. Народную мудрость рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, которая изучается на уроке. Для запоминания рекомендуется повторить ее хором. Для закрепления в памяти учащихся народной мудрости учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
|
|
|||
4. Рассказывание истории (беседа) |
Учитель предлагает послушать аудиозапись сказки В.А.Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла», но название произведения не произносит. В.А.Сухомлинский Как Белочка Дятла спасла
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучаться. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Увидела Дятла Белочка. – Почему, Дятел, плачешь? – Нечего есть, Белочка. Учитель останавливает аудиозапись и предлагает детям придумать, что же произошло дальше. Затем все слушают авторскую версию: …Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла сухую, не обледеневшую шишку. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
· Как вы думаете, почему Белочке и бельчатам стало радостно? · А как вы оказываете помощь друзьям? (Ответы учащихся). |
|
|||
5. Творческая деятельность, групповая работа |
Задание 1. Вспомните и обсудите, в каких сказках добро побеждает зло? Задание 2. Определите, о каких хороших качествах идёт речь в пословицах и стихотворении. Худо тому, кто добро не делает никому. На добрый привет добрый ответ. Доброта Е. Трофимова Добрым быть - совсем не трудно, Нужно только захотеть. Улыбаться рано утром. Тёмной ночью не свистеть. Помогать бабуле с дедом, Папе с мамой не грубить, И не ссориться с соседом, Кошек и собак не бить. Делать вовремя уроки. Маленьких не обижать. Вытирать у двери ноги – Труд технички уважать. Добрым быть - совсем не трудно! Вредным быть - в сто раз трудней! Вредничать всю жизнь - занудно. Станешь кем - тебе видней.
|
|
|||
6. Домашнее задание |
Ко второму уроку данной темы в качестве опережающего домашнего задания рекомендовано прочтение притчи «Мальчик, играющий на флейте». |
|
|||
Новая информация
|
Очень важно делать добро. Доброта начинается с любви к людям. Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не о себе, а о других. |
|
|||
7. От сердца к сердцу Групповое пение |
Учитель предлагает учащимся спеть песню «Доброта» на слова Н. Тулуповой и музыку И. Лученка. Доброта Сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка Добрым быть совсем, совсем непросто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Припев: Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
|
|
|||
Анализ хода урока (заполняет учитель после проведенного урока) |
|||||
1.Стиль учителя: |
|
||||
2.Дисциплина на уроке: |
|
||||
3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока: |
|
||||
4.Творческий подход учителя: |
|
||||
5.Ведение рабочих тетрадей: |
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.