Урок литературы в 7 классе
Тема: Урок внеклассного чтения. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне
Цели:
· познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
· расширить представление о Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с именами детей – героев Великой Отечественной войны;
· помочь совершенствовать монологическую речь;
· развивать познавательные способности учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие поэтических и музыкальных произведений;
· способствовать расширению кругозора учащихся;
· пробудить чувство гордости за свою Родину и за людей, которые спасали свою страну;
· способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу поэтическому и музыкальному творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
– Всё дальше
в прошлое уходит день победы 1945-го года. С каждым годом всё меньше становится
живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не
забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники,
кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.
Сегодня мы проводим урок “У войны недетское лицо”. Так уж случилось, что наша
память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в
основном мужчины. Но сегодня мы будем говорить о детских судьбах, искорёженных
войной. Мы узнаем новое о том, какой ценой далась нашей стране эта победа, о
том, что дети во время Великой Отечественной войны наравне с взрослыми защищали
Родину от фашистских захватчиков. Мы узнаем имена некоторых детей-героев той
войны.
II. Работа над темой урока
А) Словарная работа
– Прежде чем
начать наш разговор, поразмышляем над значением таких слов, как война, дети.
(Выслушиваются ответы учащихся. Учитель фиксирует их на доске в два
столбика.)
– Как вы понимаете значение слова война? (Примерные ответы: это столкновение
двух враждующих сторон.)
– Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? (Примерные ответы: страх,
боль, ужас, слёзы, потери, смерть.)
– Дайте толкование слову «дети». (Примерные ответы: это маленькие люди; это
невзрослые люди.)
–. Расскажите, что вас отличает от взрослых, используя только
прилагательные. Вы какие? (Примерные ответы: весёлые, беззаботные,
шумные.)
– А зачем нужны дети? (Примерные ответы: приносят радость, продолжают жизнь
на земле.)
– Давайте сравним то, что у нас получилось в двух столбиках. Можно ли
объединить эти слова в одну группу, приравнять их друг с другом? (нет)
Почему? (Примерные ответы: война – это смерть, а дети – это жизнь.)
Б) Слово учителя.
– Детям грозных 40-х годов довелось спасать мир. Война – это не только
поле боя, но и тыл, оккупация, плен.
– На фронте дети защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, в тылу стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. В оккупации помогали партизанам. Как и взрослые солдаты были военнопленными. Сегодня мы назовём имена и увидим лица некоторых из них.
В) Выразительное чтение
– (Имя учащегося) прочитает нам стихотворение С.Михалкова «Десятилетний человек».
Крест-накрест белые
полоски
На окнах съёжившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе.
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе.
Накинув драный зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу, прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел,
В нетопленой, разбитой бане,
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза,
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
Г) Доклады (Приложение 1, Приложение 2).
– Такие дети, как этот десятилетний мальчик, чаще всего становились партизанами. Про судьбы двух детей-партизанов нам расскажут (Имена детей)
Д) Словарная работа
– Есть такое выражение: «На войне всегда есть место подвигу». А что значит совершить подвиг? Кто способен совершить подвиг?
Е) Выразительное чтение
– Послушаем стихотворение Владимира Радкевича.
Баллада о банке варенья.
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
…Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька.
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
А сейчас мне бы хотелось послушать те стихотворения о войне, которые подготовили вы для своих одноклассников.
III. Рефлексия
– Очень часто не подозреваем, насколько мы сильны. Взрослый может струсить, а ребёнок придёт на помощь. Сегодня мы с вами посмотрели на Великую Отечественную войну по-другому. Что нового вы узнали? Что приобрели на уроке?
IV. Итог урока
– Война разрушила мирную жизнь людей, их мечты, надежды. Во время войны человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни. Война заставила детей делать то, что не свойственно им по самой природе – убивать. Но дети проявили глубокую человечность, несокрушимую твёрдость и смелость.
Неугасима
память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
– Спасибо всем за сегодняшний урок. Выступавшим я ставлю оценки «отлично».
V.Домашнее задание:
– Подготовить сообщение о ваших ровесниках, совершивших подвиг на войне. Или написать письмо в прошлое своему ровеснику, защитнику нашей страны
– И я желаю, чтобы в вашей жизни никогда не было войны, чтобы не было места военным подвигам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.