Час просвещения "Духовные сокровища"
Оценка 4.7

Час просвещения "Духовные сокровища"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
классное руководство
Взрослым
05.05.2017
Час просвещения "Духовные сокровища"
Час просвещения "Духовные сокровища" посвящён Дню славянской письменности и культуры. Письменность - это важная составная часть человеческой культуры, мы должны знать кто стоял у истоков создания письменности, знать имена Кирилла и Мефодия - братьев создателей азбуки которой мы пользуемся и по сей день.Сценарий классного часа к Дню славянской письменности и культуры.
День славянской письменности и культуры.docx
Час просвещения «Духовные сокровища» (День славянской письменности и культуры) “Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего  человечества”. П.Я. Чаадаев “История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь  Отечество”. Н.М. Карамзин Слайд 1.  (Звучит музыка «Гимн святым Кириллу и Мефодию») “Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892) Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода. К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед. Наукой – этой новой силой­ Да не иссякнет дух народа, Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет! Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет. Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата, И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет. Слайд 2. Стихотворение (читает ученик) Оглянись на предков наших,  На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины  Забывать мы не должны. Н.Кончаловская Вступительное слово Ведущий: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи  вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не  будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно  принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком  “бесписьменном мире”. Ведущий 1: Более 1150 лет назад произошло событие исторического  масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, был изобретен славянский алфавит. Ведущий 2: Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах  отмечается праздник – День славянской письменности и культуры. Ведущий 1: Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как  общались, о чем думали и мечтали? Ведущий 2: Узнать об этом нам помогают книги ­ настоящее чудо рук  человеческих. Ведущий 1: В книге сосредоточена мудрость многих поколений. Ведущий 2: Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним  чудом ­ азбукой. Ведущий 1: Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней. Ведущий 2: И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны.  Ведущий 1:Это солунские братья ­ монахи Кирилл и Мефодий. (Слайд Кирилл и Мефодий) Ведущий: Каким был путь создания азбуки? Какими людьми были Кирилл и  Мефодий? В чем состоит их подвиг? Как люди хранят память о великих  просветителях? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы. Первая страница  « Жизнь Кирилла и Мефодия» (Рассказывают учащиеся) 1: ­Родились они давным­давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе  Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции) в семье друнгария (командира  военного подразделения). Кирилл родился в 827 году, Мефодий родился в 815 году. В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики  жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить  любое желание. Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его  наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими  обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое  положение. Сам византийский император покровительствовал способному  юноше и назначил его правителем Македонии — подвластной Византии  страны, основным населением которой были славяне. Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как он быстро постигает  научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому  взрослому грамотею по плечу. Кирилл получил хорошее образование, знал  кроме славянского греческий, латинский, арабский и европейский языки. Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили  жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с  малолетним сыном императора ­ Михаилом. Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более  богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались. Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов. Ведущий: Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной  среде ­ греческой и славянской. Латинский язык не был известен солунцам. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида”  Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил  прочитать младший из братьев, Константин. Он раскрывал увесистый том, но  старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.  После долгих поисков ему, наконец, посчастливилось встретить приезжего  человека, знавшего латинскую грамматику... Инсценировка (Константин и приезжий) Константин. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне  хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни. Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую  грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я  потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с  учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать  полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни  другим наукам. Константин. И все же я хочу понять, что написано в мудрых книгах. Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник. (Уходят со сцены, затем возвращаются) Автор. Через год приезжий снова повстречал Константина. Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по­прежнему хочешь, чтобы я научил  тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании? Константин. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам. Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку? Константин. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и,  сопоставляя их фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только  “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны. (Уходят со сцены) 2: ­  После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь,  столицу Византийской империи. Там он продолжил свое обучение. Знания,  полученные в то время, пригодились в будущем. Многие славяне в то время еще поклонялись древним богам, приносили  кровавые жертвы их деревянным изображениям ­ идолам. И братья решили  открыть славянам истину христианства, пролить на них свет Божьего слова.  Для этого потребовалось изложить на родном языке славян те священные  книги, в которых говорилось об Иисусе Христе. По разным славянским  землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье,  проповедовали и прославляли Христову веру. С этой задачей братья успешно справились: Кирилл составил особую азбуку и  затем вместе с Мефодием приступили к переводу церковных книг на язык  славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и заканчивали поздно, когда  уже рябило в глазах от усталости. Когда первые книги были переведены с  греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией  направились в Моравию. 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии,  Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Вторая страница «Жизнь славянской азбуки» Ведущий: ­ Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая  была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании. Азбука Кирилла насчитывала сорок три буквы и включала в себя также и цифры.  Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те, что были предложены Кириллом. В разных славянских странах получила  распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука – (слайд Кириллица) кириллица, составленная в конце 9 начале 10 века, у каждой буквы свое  название “аз”, “буки”, “веди”... “люди” ... “покой”... “ферт”... “ижица”... Сидит ученик, читает по буквам: “мыслете­аз­мыслете­аз”. Что получилось?  Оказывается ­ “мама”. Ох, трудно азбуку выучить! При князе Игоре дошла она и до Руси. Славянский алфавит просуществовал  на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы  каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для  письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы  человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. (слайд   Глаголица) Другая азбука – глаголица, которой пользовались древние славяне, не имеет  никакого сходства с греческой азбукой. Есть основания полагать, что хотя  Кирилл и не был ее создателем, однако он внес в нее некоторое  усовершенствование и использовал ее наряду с кириллицей. (Слайд задание прочитать что написано) Сейчас каждый из вас попробуйте написать своё имя на глаголице. (учащиеся по очереди на доске пишут свои имена на азбуке глаголице) Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах: ­ Знать на ять – знать досконально, на отлично. ­ Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать. ­ Стоять фертом  ­ стоять руки в боки, как буква Ф ­ Сперва  аз да буки, а потом и науки  – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками. Третья страница История Кувшина Ведущий: ­ В середине 20 века археологи обнаружили во время раскопок под  Смоленском черепки глиняного кувшина. Их осторожно собрали, склеили, и  получился целый сосуд. Выглядел он обычно: продолговатый, с узким горлом  и двумя ручками. Удалось установить, что этот кувшин пролежал в земле  больше тысячи лет! Но не это главное. Самое удивительное то, что на нем  рукой русского человека, который жил где­то в середине 10 века, была  сделана надпись кириллицей! Ученые прочитывают эту надпись по­ разному:  гороухща, гороухча, горушна. Неизвестно, как именно произносили это слово  наши предки, но так или иначе оно означает хорошо нам знакомую горчицу. Выходит, в сосуде хранили или горчичные семена, или уже готовую острую  приправу. Вот так давно на Руси освоили созданную Кириллом азбуку! Слайд 8. Ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была  заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс  большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском  алфавите.  (Ведущий показывает на стенде названные буквы)  2­й ведущий:  Во 2­й половине 18­го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы “Й” и “Ё”. (Показывает на слайде) 1­й ведущий: В начале 20­го века в России возникла потребность в упрощении алфавита   и   правописания.   Такая   реформа   была   проведена   в   1918   году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов. Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях  именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и  Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное  количество букв ­ 33. Европейские народы, которые не составили для себя  алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука  удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек,  изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику  святых (равноапостольные). Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры,  благодаря которому письменность стала доступной многим людям. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о языке, слове, речи. Пословицы и поговорки о родном языке: ­ Без русского языка не сколотишь и сапога. ­ Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. ­ Что на уме, то и на языке. ­ Держи язык за зубами. ­ Что на уме, то и на языке. ­ Язык до Киева доведет. Четвертая страница Памятник Кириллу и Мефодию в Москве Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В  небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный  памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник  воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина.  Доброе дело совершил этот человек от имени всех россиян. И потому честь  ему и хвала. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из  бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные  книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ  христианства. Ведь на кресте принял мученическую смерть из любви к людям  Сын Божий Иисус Христос. Оба великих просветителя словно во что­то всматриваются. Куда же  устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто  знает. Впереди у славянской азбуки еще долгая­предолгая жизнь. Заключительное слово Ведущего: Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух  славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной,  сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их  детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется,  чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит,  удивительным и чудесным является русское слово, русский язык. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим  детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите  великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских  братьев. Послушайте стихи известных наших поэтов о русском языке: (стихи о русском языке читают дети) Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Иван Бунин Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи ­ как дым алтарный! Как вызов яростный ­ мой крик! Валерий Брюсов Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.  Константин Бальмонт Иван Бунин Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! А.А.Ахматова Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам  нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией! Будем беречь и изучать  наш великий могучий, красивый русский язык! Спасибо за внимание! Составила: библиотекарь Абрамова Т.Н.

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"

Час просвещения "Духовные сокровища"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017