Части речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 61.docx
Части речи Дата:09.12.18 Урок 67 Тема: Цель: закрепление основ лингвистических знаний. Задачи:  1)    наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, знакомство с понятием «части речи»; 2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие орфографической зоркости,  расширение кругозора; способность к  самоконтролю; развивать логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать   обогащению словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные  инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости   при   получении   новых   знаний,   воспитывать   чувство   взаимоуважения,   взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Восстанавливать и формулировать задание по результату его выполнения. Контролировать правильность выполнения   задания.   Находить   ошибки   и   объяснять   их.   Выделять   основание   для   группировки   слов. Находить   слова,   не   удовлетворяющие   условиям.     Осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу. Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи. Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сравнивать самостоятельные и служебные части  речи.  Выделять  признаки,   по  которым   различаются  служебные   и  самостоятельные   части   речи. Определять часть речи по набору признаков. Находить слова по заданным основаниям Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (построение   речевых   высказываний,     лидерство   и   согласованность   действий   с партнерами, планирование учебного сотрудничества). Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить   проблему,  работать   с текстом, умение выделять существенное,    наблюдать, обобщать,  строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный, наглядный, практический. Х о д   у р о к а I. Чистописание. Ч  Ч  Ч  // У  У  У  // Человек без друзей, что дерево без корней. II. Работа над новым материалом. 1. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».У ч и т е л ь .  С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.  Мы с вами уже знаем некоторые части речи. Назовите их. Что обозначает имя существительное (прилагательное, глагол)?  На  какие  вопросы  отвечает  имя  существительное  (прилагательное, глагол)?  Подумайте, какое задание выполнил Никита (учебник). Что он перепутал? Исправьте его ошибки. 2. Классификация слов по значению.  1) Прочитайте группы слов из упражнения 1 (учебник).  В каждой группе найдите лишнее слово. – Что объединяет слова каждой группы?  – На какой вопрос отвечают? Что обозначают? 2) Запишите слова из упражнения 2 в таблицу (учебник).  Название предмета (Кто? Что?) Признак предмета (Какой? Какая? Какое? Какие?) Действие предмета (Что делать? Что сделать?) – Все ли слова вы выписали? Почему? Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. – Использовали ли вы слова, которые не выписывали в столбики? Начиная   с   сегодняшнего   урока,   вы   будете   узнавать   о   частях   речи,   об   их   признаках,   чем   они различаются, что такое самостоятельные и служебные части речи.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а 3) Прочитайте информацию о частях речи в рубрике «Тайны русского языка» (учебник). Рассмотрите рисунок торта (учебник).  – Сколько всего частей речи в русском языке? – Сколько самостоятельных частей речи? – Сколько служебных частей речи? – Какие части речи вам уже знакомы? – К каким частям речи относится имя существительное, имя прилагательное, глагол? – К каким частям речи относятся предлоги, союзы? – Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? 4) Выполните упражнение 4 (учебник).  З а д а н и е :   помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи. III. Итог урока. – Какую еще тайну мы узнали о русском языке?  – На какие группы делятся части речи в русском языке? Домашнее задание: упражнение 4, 5 (рабочая тетрадь).Урок 61 Как устроен наш язык Части речи Задачи урока: наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, знакомство с понятием «части речи». Учитель сообщает учащимся, что они приступают к изучению очень важного раздела науки о языке, который называется «Части речи». В качестве введения в раздел читается рубрика «Ты узнаешь». Работа по учебнику Рубрика «Давай подумаем» —  повторение материала, изученного во 2 классе. Учащиеся должны восстановить правильное соотношение значения, вопросов и названий изученных частей речи. Обсуждая   вопрос   рубрики,   учащиеся   определяют,   что   учитель   попросил   Никиту   вспомнить   и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы, но Никита забыл материал 2 класса. Учитель просит учащихся исправить ошибки и обобщает ответы в форме таблицы на доске: Что   обозначает   слово (общее значение) На какие вопросы отвечает Общее название группы слов Действие предмета Предмет Что делать? Что  сделать? Кто? Что? Признак предмета Какой? Какая?  Какое? Какие? Глагол Имя существительно е Имя прилагательное Упражнение  1  —   закрепление   результатов   обсуждения   материла  рубрики   «Давай   подумаем». Выполняется фронтально письменно. «Лишние» слова: лететь, гербарий, письмо. Упражнение 2 — различение имен существительных, имен прилагательных, глаголов; при этом по сравнению с упр. 1 материал усложняется, так как учащиеся не только различают данные части речи между собой, но и отличают их от пока не изучавшихся частей речи. Встретившись с такими словами, как по, у, десять, хорошо, на, быстро, учащиеся приходят к выводу, что каждое из этих слов не может быть записано ни в один   из   столбиков,   так   как   указанные   в   таблице   значения   и   вопросы   не   подходят   для   этих   слов. Необходимо   акцентировать   вопрос   после   упражнения:   «Можно   ли   назвать   словами   то,   что   ты   не выпишешь?» Ученики должны в результате наблюдения прийти к выводу, что это тоже слова. Первая часть задания (обсуждение вопросов) выполняется фронтально письменно, вторая часть задания (запись предложений из слов каждой строчки) — в парах. Рубрика «Тайны языка» — введение понятия «части речи» и знакомство учащихся с признаками выделения частей речи. Материал рубрики объемный, поэтому учителю следует рассказать (прочитать) его самому и лишь затем предложить для чтения (вариант для обсуждения) ученикам. Упражнение  3 — знакомство с системой частей речи русского языка на основе дидактического рисунка. Выполняется   фронтально   устно.   Учитель,   организуя   наблюдение,   просит   учащихся   попробовать догадаться, что «спрятано» в первом слое торта (общее значение слов, относящихся к данной части речи), во втором слое (вопросы, на которые отвечают слова данной части речи), в четвертом слое (какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи). При ответе на вопрос, чем различаются самостоятельные и служебные части речи, учитель просит учащихся посмотреть на второй ичетвертый слои всех служебных частей речи. В результате учащиеся приходят к выводу, что служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Во время выполнения этого упражнения с опорой на рисунок можно поиграть в игру «Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю». Учитель сообщает, что задумал какую­то часть речи и просит по описанию определить, какую часть речи он задумал. Например: «Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», у них можно определить род, число, падеж, а в предложении слова этой части речи выступают в роли определений». (Имя прилагательное.) Обратите внимание. На данном уроке не ставится задача полностью охарактеризовать все части речи, однако необходимо познакомить учеников с системой частей речи, общими принципами (признаками) их выделения и сравнить знаменательные и служебные части речи (тоже слова, тоже являются частями речи, выделяются по тем же основаниям, что и знаменательные, но обладают   другим   набором   признаков   и   по­другому   функционируют   в   предложении). Дидактический   рисунок   «Торт»   позволяет   наглядно   продемонстрировать,   во­первых,   всю систему в целом, а во­вторых, общие и различительные признаки (общими являются «слои», а различительными — «наполнение» каждого слоя). Упражнение 4 — использование только что полученных теоретических знаний в практической работе. Выполняется письменно в парах. Учитель уточняет задание: нужно не только найти в тексте пять разных частей речи, но и сверху над каждым выписанным словом написать в сокращении его название как части речи. Вторую часть задания можно выполнить фронтально. Вариант выполнения:  подснежник ­ снег, кричал ­ крик, зубами ­ зубной, охотник ­ охотиться. Дополнительная   работа.  Записать   по   памяти   первые   четыре   строчки   стихотворения 36 тетради «Пишем грамотно» № 1), определить знакомые части речи. Домашняя   работа.  Рассмотреть   рисунок   «Торт»   (схема   частей   речи),   записать   два существительных, два прилагательных, два глагола. Вариант: записать в тетрадь любое предло­ жение,   найти   в   нем   существительные,   прилагательные,   глаголы,   постараться определить, какими частями речи являются остальные слова предложения, опираясь на признаки частей речи (рис. «Торт»). упр.   3   (с. 61

Посмотрите также