Частица как часть речи.

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 120.Частица как часть речи..docx

Урок русского языка в 7 классе № 120

Тема: Частица как часть речи.

Цели урока:

1. Показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.

2. Познакомить с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счет их употребления; выразительное чтение предложений с частицами.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1. Оргмомент. 

2. Повторение изученного:

- Что объединяет все служебные части речи в одну группу? (Они не имеют лексического значения, выполняют служебные функции, не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, не являются членами предложения)

- Какие части речи обладают всеми этими признаками и тем самым отличаются от служебных? (Самостоятельные)

- С какими служебными частями речи вы уже хорошо знакомы? (Предлог и союз)

- Чем отличается предлог от союза? Приведите примеры.

- Выполним задание на повторение изученного по данной теме. Внимание на слайд. Перед вами текст, который мы должны немного откорректировать. В каждом предложении из слов, выделенных жирным шрифтом, необходимо оставить только те, которые здесь действительно имеют место и убрать лишнее.

Служебные части речи – это предлог, наречие, союз, частица, местоимение. Служебные части речи изменяются, не изменяются. К служебным частям речи можно, нельзя поставить вопрос. Служебные части речи являются, не являются членами предложения. Союзы, предлоги бывают производные, непризводные. Предлоги выражают грамматическое, лексическое значение. Предлоги, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Предлог связывает слова, предложения.

Мы кратко повторили то, что знаем уже про служебные части речи. Сегодняшний наш урок посвящен знакомству с еще одной служебной частью речи, которая называется частица. Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Частица как часть речи».

Сегодня на уроке мы познакомимся с такой служебной частью речи как частица. Посмотрим, чем она отличается от других служебных частей речи, нам уже хорошо знакомых, посмотрим, какую роль играет она в тексте, как обогащает нашу речь.

3. Объяснение нового материала. Перед вами на листочках текст. Посмотрите на него внимательно. Это обычный текст? О чем говорит то, что каждое предложение записано с новой строки и перед ним стоит тире? (Это диалог). Прочитайте его про себя, а потом будем читать как диалог.

Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты – цапля.

Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я поела бы еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

- Итак, перед вами текст Н. Сладкова. Попробуйте его озаглавить. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - это авторское название данного текста.

- В каком стиле написан текст? Почему? (Разговорный).

- Внимательно посмотрите на слова, выделенные жирным шрифтом.

- Прочитайте с ними предложения. Ответьте на вопрос: это самостоятельные или служебные части речи? (Это служебные части речи, так как они не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос).

- Это могут быть предлоги? (Нет, они не связывают слова?)

- Может это союзы? (Нет, они не связывают предложения)

- Перед нами новая служебная часть речи, которая называется частица.

- Давайте еще раз посмотрим на частицы и попробуем определить их роль в предложении и в целом в тексте. Для чего они служат? (Они вносят различные оттенки в предложение: вопрос, уточнение, усиление и т. д.). О значении частиц мы поговорим на следующем уроке подробнее.

- Обратите внимание на некоторые выделенные жирным шрифтом частицы, с которыми вы уже давно знакомы и должны без труда определить их роль в предложении (бы – служит для образования условного наклонения, не – служит для отрицания).

- Читаем правило в учебнике.

- Хочется отметить, что частицы – это сравнительно молодая часть речи, в русском языке их не так много, но употребляться они могут в различных стилях речи. Как вы думаете, в каком стиле чаще всего? (В разговорном, так как в условиях общения нужно не только передать определенную информацию, но и выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль очень хорошо выполняют частицы.)

- Со значением некоторых часто распространенных частиц мы сейчас познакомимся по учебнику.

Устная (или письменная) работа

Образуйте предложения, вводя в них одну из частиц, данных в скобках. В каких предложениях с помощью частиц придается

особое значение подлежащему? Сказуемому?

1.                                                                                     Мой друг замолчал (даже, только, вот, разве).

2.                                                                                     Одноклассник возразил (неужели, лишь, - то).

3.                                                                                     Погода улучшилась (почти, как раз, - таки)

 

- Мы доказали, что значение частиц очень велико. Без них в речи практически не обойтись.

Попробуем убедиться в этом еще раз на примерах учебника. Упр. 337. Читаем предложения, называем частицы, определяем их роль в предложении.

- Еще один вывод: частицы не являются членами предложения.

4. Обобщение. Сейчас попробуем обобщить все, что мы узнали о частице, о ее роли в тексте и разобраться, что общего имеют частицы с другими служебными частями речи и чем от них отличаются.

Внимание на слайд. Делается вывод.

5. Закрепление.

- Прочитайте текст на слайде, попробуйте дополнить его частицами.

А вот у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица – поганка? Поганка да еще и рогатая. И птичка – завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Названия – прозвища лучше всего!

Вывод: частицы внесли в текст дополнительный оттенок. Они сделали его более эмоциональным, насыщенным и выразительным.

- Хочется отметить, что частицы, как и предлоги и союзы, имеют созвучных себе в других частях речи, с которыми их ни в коем случае нельзя путать.

Перед вами 2 предложения. Вы должны подумать и ответить, в каком предложении слово просто является частицей, а в каком нет.

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от яркой вспышки света.

(В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как? просто), в предложении является обстоятельством, это наречие; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого – это частица.

Задание: составить и записать 2 предложения, в одном из которых употреблена частица пускай, а в другом да является другой частью речи – пускай.

- Многие русские писатели и поэты используют частицы в своем творчестве.

Перед вами отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. На парте один листочек на двоих. Читаем вместе, ищем частицы, подчеркиваем их и думаем, какую роль играют частицы в художественном тексте?


1. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

2. Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"

3. У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

4. Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

5. Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.


- Частицы играют огромную роль в художественном тексте. Они выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно – художественного содержания.

- Подведение итогов урока:

- С какой служебной частью речи познакомились?

- Что общего она имеет с предлогами и союзами?

- Чем отличается?

- В каких стилях речи употребляется? С какой целью?

- Составьте по одному предложению, используя любую частицу, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку.

Домашнее задание: Выучить §57, упр.338