Тема урока |
Человек славен добрыми делами |
Тип урока |
открытие нового знания |
Форма урока |
урок смешанный/синтетический (сочетание различных форм урока) |
Цели и задачи |
Познакомить обучающихся с понятиями добро, добрый, добродетель, мораль; выяснить, какого человека можно назвать добрым; исследовать, в чём состоит доброе дело и добрый поступок; выснить суть золотого правила морали |
Оборудование урока: сетевое взаимодействие (локальное соединение по школе) |
учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, нетбуки |
Тематический контроль (тест) |
Тест «Добрый ли ты человек?» |
Планируемые результаты |
Предметные: обучающиеся должны характеризовать признаки доброты и золотое правило морали; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. |
Этапы урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося
|
|||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
I. Организационный (этап мотивации) |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы урока обучающимися. Читает притчу: Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - в каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, добро и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вопрос к классу: - как вы поняли смысл этой притчи? |
анализируют, отвечают на вопросы; осуществляют поиск необходимой информации; аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение |
умеют слушать друг друга и формулировать тему урока; высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
|
слушают и обсуждают тему урока
|
Фронтальная работа |
II. Повторение пройденного материала |
Организовывает работу по повторению пройденного материала. Ответьте на вопросы, приведённые в рубрике «Вспомним» на стр.86 учебника |
осуществляют поиск необходимой информации; аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение |
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
|
|
Фронтальная работа |
III. Постановка цели; подготовка учащихся к восприятию нового материала |
Организует формулировку цели урока обучающимися. Тема уроков «Человек славен добрыми делами». - Предположите, о чём мы будем говорить на уроках? - На какие вопросы нам предстоит ответить?
Наметим проблемный вопрос |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Составляют план урока: 1. Что такое добро? 2. Доброе – значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека.
Намечают проблемный вопрос: Почему люди ценят добро? |
проявляют активность во взаимодействии для решения проблемного вопроса; обращаются за помощью друг к другу; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество |
формулируют цель урока; высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
|
Фронтальная, индивидуальная работа |
Изучение нового материала, в том числе и объяснение |
Предлагает прослушать стихотворение: Достаётся недёшево Счастье трудных дорого. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее- Хорошеть самому.
Эти строки И. Кучина заставляют о многом задуматься… Давайте и мы задумаемся о добре и доброте, их роли в жизни человека
Обратимся к первому пункту плана: 1. Что такое добро. Кого называют добрым. - какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»? |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение; приводят ассоциации
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение
|
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
|
осуществляют последовательность действий |
Фронтальная работа |
Самостоятельная работа учащихся |
Организует работу с новыми терминами : 1.Проведём небольшое исследование истории слова «добро». - откройте неутбуки, найдите статью из энциклопедии «Русская цивилизация», внимательно прочитайте.
Формулирует задания, организует самостоятельную работу учащихся 2. Задание: изучите п.1 параграфа 10, прокомментируйте и ответьте на вопросы на стр. 87 учебника.
3. Задание: исследуйте дополнительный материал и определите признаки доброты. Ответ оформите графически в неутбуках.
4. Прочитайте пословицы о доброте и ответьте на вопросы: -чему нас учат пословицы о доброте? - как вы думаете, кто такой «добрый человек»?
5. Откройте рубрику «Жил на свете человек» на с. 87-88, прочитайте материал и ответьте на вопросы, помещённые в конце рубрики.
Организует работу в группах по решению проблемного задания: Чем добрый человек отличается от добренького? Работая в группах с дополнительным материалом, обсудите эту проблему и ответьте на вопросы |
Осуществляют расширенный поиск информации; дают определение понятию
Изучают параграф, извлекая информацию, отвечают на вопросы
Исследуют материал, анализируют, сравнивают; составляют логическую схему (работа в группах)
Работают с текстом, отвечают на вопросы, по мере ответов на интерактивной доске составляют список: Пословицы о доброте учат: -…;
Добрый человек – это тот, который…
Самостоятельно работают с рубрикой, анализируют, обобщают факты и отвечают на вопросы
Самостоятельно знакомятся с текстом «Строгое добро и мягкая добренькость» Решают проблемное задание
|
Выдвигают свои версии; обмениваются знаниями
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении заданий
учитывают разные мнения и к сотрудничеству; формулируют собственное мнение и позицию
|
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.
ориентируются в учебнике
|
Самостоятельная работа
Исследовательская работа
Проверка выполнения заданий на неутбуках |
Изучение нового материала |
Обратимся к плану урока. 2. Доброе - значит, хорошее -послушайте притчу и ответьте на вопросы: - как вы поняли притчу? - каким человека делает добро? - кого называют добрым?
- выслушайте фрагмент сказки и ответьте на вопросы: - предположите, чем закончится сказка. - почему путник решил помочь тигру? - как поступил тигр? - так нужно ли платить за добро?
-прослушайте сказку до конца и определите, насколько близки вы были в своих предложениях |
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение
|
|
|
Устные ответы на вопросы |
Самостоятельная работа учащихся |
Организует обучающихся для совместной работы. Работая в группах, разработайте и презентуйте проект «Список добрых дел на сегодня» |
Осуществляют поиск информации, обобщают факты, составляют проект |
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения совместного действия; осуществляют пошаговый контроль.
|
Групповая форма Проверка выполнения проектов |
Изучение нового материала |
3 пункт плана - Главное правило доброго человека - послушайте сказку и ответьте на вопросы
|
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение |
учитывают разные мнения |
|
Фронтальная работа |
Самостоятельная работа учащихся |
Задание: работая с п.3 параграфа 10 учебника, составьте вопросы к тексту
Прочтите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с.89, выполните задание и ответьте на вопрос, приведённые под этой рубрикой
Давайте сыграем в игру: я читаю первые строчки, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу выражение…
|
самостоятельно формулируют вопросы к тексту
самостоятельно работают с текстом, опираясь на извлечённую информацию, отвечают на вопросы
принимают игру, активно включаются в неё |
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию |
|
Игровая технология |
IV. Подведение итогов урока (Какой деятельности учились?) |
Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест
Ответьте на вопросы: - как вы думаете, можно ли быть по отношению к окружающим человеком грубым, а в душе – добрым? - в чём вы видите пользу добрых дел для общества, для самого себя? - как вы полагаете, должно ли быть добро с кулаками?
Я надеюсь, что наши размышления на сегодняшних уроках помогут вам быть добрее и терпимее друг к другу, находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека |
Отвечают на тест «Добрый ли ты человек?»
самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
учитывают разные мнения; формулируют собственное |
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Индивидуальная работа |
V. Рефлексия (оценка/ самооценка) |
«Продолжи фразу» (учитель произносит начало фразы, а обучающиеся называют варианты её окончания) Мне было интересно... Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что … Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
|
умение слушать и слышать друг друга; адекватное восприятие успеха/неуспеха |
участвуют в подведении итогов урока в целом |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание |
Конкретизирует домашнее задание Прочитать параграф 10; Выполнить в рабочей тетради одно из трёх заданий на выбор к параграфу (задание 2,4 или 7) |
Записывают домашнее задание |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.