Урок русского языка в 6 классе
Тема: Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Цели урока: обобщить изученное; проверить знания и навыки учащихся по теме «Имя числительное».
Задачи: выявление способностей учащихся решать тестовые упражнения; определение уровня знаний по изученной теме.
Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Запись в тетради числа и названия контрольной работы.
3. Объяснение заданий.
4. Выполнение контрольной работы по вариантам.
1 вариант
1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.
Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.
Произведи морфологический разбор одного количественного и одного порядкового числительного.
Родина салютует героям
В дни всенародных праз…ников. Родина с…лютует г…роям. 5 августа 1943 года, когда наши войска осв…бодили от гитлеровских з…хватчиков Орел и Белгород, в Москве был произв…ден первый с…лют 12 залпами из 124 орудий. В годы войны более 350 раз гремели победные с…люты, а в день Победы над фашист…ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.
2. Тест
1.Укажи слово, которое не является числительным:
а) шестисотый; б) шестьсот; в) шестикратный; г) шестой
2. Двойных согласных нет в словах:
а) мил..ион; б) двен…адцать; в) один…адцать; г) кол…ичество; д) мил..иард
3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:
а) одна вторая б) пятеро
семеро втрое
семнадцать девяносто восьмой
двенадцатый две восьмых
пятьдесят тридцать один
4. Укажи ряд с количественными числительными:
а) семерка, пятый, один, оба;
б) пятеро, две шестых, три, седьмой;
в) пятак, шесть, десятеро, оба;
г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.
5. Укажи те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».
а) крыши, б) деревни, в) дома, г) озёра, д) подруги, е) комнаты, ж) животные.
6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.
а) семитысячный, б) восемьдесят, в) шестьсот, г) пятидесятый, д) триста.
7. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:
а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;
б) две четвертых; д) сто пятнадцать;
в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.
8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.
а) С пятидесятью рублями на рынке делать нечего.
б) За выходные дни зоопарк посетили более девятисот человек.
в) В хранилище осталось около полутора ящиков свеклы.
9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.
а) внимателен к обоим сыновьям;
б) пятеро подруг;
в) три студентки.
10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.
В первую команду были зачислены тридцать четыре школьника, двое из которых заболели. Только три четвертых группы выдержали испытание.
а) (В) первую (команду) - числит.: обозн. порядок при счете, н.ф. – первый; простое, порядк., в форме вин. п., ж. р., ед. ч.; определение.
б) тридцать четыре (школьника) – числит.: обознач. количество, н.ф. – тридцать четыре; сост., колич,, целое; в форме им. п.; входит в состав подлежащего.
в) Двое – числит.: обознач. количество, н.ф. – два; простое, колич., собират.; в форме им. п.; подлежащее.
г) Три четвертых (группы) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три четвертых; сост., колич., дробное; в форме им. п.; входит в состав подлежащего.
2 вариант
1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.
Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.
Произведи морфологический разбор одного количественного и одного порядкового числительного.
Родина салютует героям
В дни всенародных праз…ников. Родина с…лютует г…роям. 5 августа 1943 года, когда наши войска осв…бодили от гитлеровских з…хватчиков Орел и Белгород, в Москве был произв…ден первый с…лют 12 залпами из 124 орудий. В годы войны более 350 раз гремели победные с…люты, а в день Победы над фашист…ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.
2. ТЕСТ
1. Укажи числительное:
а) один; б) единичный; в) единица; г) единственный
2. Двойные согласные есть в словах:
а) мил..ион; б) двен…адцать; в) один…адцать; г) кол…ичество; д) мил..иард
3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:
а) тройной б) две пятых
первый сто восьмой
три четвертых тридцатилетний
обеих пятьсот
один семеро
4. Укажи ряд с количественными числительными:
а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;
б) триста, сорок семь, пятеро, две третьих;
в) двое, пятый, пятнадцать, десять;
г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.
5. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».
а) приятели, б) грабли, в) ученицы, г) куклы, д) брюки, е) студентки.
6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.
а) пятьдесят, б) шестисотый, в) двести, г) девятисотый, д) девяносто.
7. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:
а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;
б) две четвертых; д) сто пятнадцать;
в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.
8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.
а) Директор гордился своими шестьюдесятью победителями олимпиад и конкурсов.
б) Поликлиника находилась в триста метрах от нашего дома.
в) К полутора часам проведенного под водой времени рискованно было добавлять и несколько минут.
9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.
а) на двух языках;
б) по обеим берегам реки;
в) у троих друзей.
10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.
К трем пятым стакана муки добавить десять столовых ложек сахара. Из второй миски вылить в кипящую смесь двадцать четыре взбитых белка.
а) (К) трем пятым (стакана) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три пятых; сост., колич., целое; в форме дат. п.; входит в состав дополнения.
б) Десять (ложек) – числит.: обознач. количество, н. ф. – десять; прост, колич., целое; в форме вин. п.; входит в состав дополнения.
в) (Из) второй (миски) – числит.: обознач. порядок при счете, н. ф. – второй; прост., порядк.; в форме род. п., ед. ч., ж. р.; определение.
г) Двадцать четыре (белка) – числит.: обознач. количество, н. ф. – двадцать четыре; сост., колич., целое; в форме вин. п.; дополнение.
Итоги урока: Ребята! На этом мы заканчиваем наш разговор по теме «Имя числительное» и ставим в нем, конечно же, не точку, но огромную запятую. Мы будем возвращаться к этой теме не единожды во время нашей учебы, ведь числительные, как вы помните, встречаются нам каждый день в нашей речи. Я надеюсь, все справились с заданиями и они не показались вам слишком сложными.
Домашнее задание: повторить правила.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.