ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Никифорёнок Нина Юрьевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «б».
Тема урока: «Число имён прилагательных».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Число имен прилагательных».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник по русскому языку 3 класс, презентация, интерактивная доска, проектор |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные (П, Р, К) |
Личностные |
|||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Словесный (рассказ)
|
Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Нина Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Организует проверку готовности к уроку Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку. У вас на столах должны лежать учебники, тетради и пенал. Организует работу с пословицей, которая представлена на слайде - Прочитайте девиз нашего урока со слайда: «Век живи – век учись!» - Как вы понимаете его? |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Читают девиз. Объясняют, как понимают пословицу, представленную на слайде. - На протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком. |
|
Р: волевая саморегуляция. |
|
|
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
Наглядный (показ)
|
Проводит минутку чистописания в тетради с помощью слайда - Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. Все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь лежит под наклоном, локоть не висит. Читает загадку для определения буквы, которую надо прописывать - Чтобы узнать, какую букву мы будем сегодня прописывать, вам необходимо отгадать загадку. Пришла, улыбнулась-утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. Что же это? -Назовите первый звук в слове «весна» Кто может дать характеристику этому звуку? -Хорошо! Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Пропишем заглавную букву В со строчной - Посмотрите на слайд и пропишите в тетради по показу: Организует словарную работу в тетради с помощью слайда, на котором представлены слова с пропущенными буквами - Сейчас на доске вам будут представлены слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы, вспоминая правила и подбирая проверочные слова. А теперь найдите в этом ряду «лишнее» слово. -Почему? -Докажите, что остальные слова являются существительными.
Организует взаимопроверку в тетради по эталону с помощью слайда - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на доску и проверьте. Все ли правильно вы написали, если допущены ошибки, то исправьте их.
|
Записывают число, классная работа, следят за осанкой и наклоном.
Отгадывают загадку и определяют букву, которую будут прописывать.
(весна) звук [в,] -Согласный, мягкий-парный, звонкий-парный, обозначен буквой «в».
Смотрят на слайд и прописывают в тетради показ
Выполняют словарную работу в тетради с помощью слайда, на котором представлены слова с пропущенными буквами.
Меняются тетрадями с соседом по парте Проверяют и исправляют ошибки в тетради с помощью слайда - рябина, ромашка, сиреневый, солома, растения.
|
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия
Р: контроль, коррекция действия после его завершения. К: контролировать действия партнёра.
К: владеть диалогической формой речи. П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
|
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа)
|
Определите число имен существительных.Что еще можем определить? - Хорошо, молодцы! А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним». Скажите, к какой части речи относится это слово? А что такое имя прилагательное? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? Как изменяется по родам? -А как вы думаете, как еще может изменяться прилагательное? А можем ли мы определить число этого слова? -(если да то) А как вы определили число имени прил.? -Почему возникли затруднения? -Кто теперь может определить, о чем сегодня на уроке будет идти речь? Какая будет тема?
- Прочитайте тему в учебнике, совпадает ли с вашим предположением? - Какую цель мы поставим перед собой?
|
Сиреневый –прил. они отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет. Определяют число имен сущ.
Отвечают на вопросы по словарной работе для определения темы урока. Отвечают на вопросы
Тема совпадает)
Будем учиться определять число имён прилагательных. |
|
Р: планировать свою деятельность. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа)
|
А что для этого нужно сделать?какие задачи мы поставим перед собой?
- Верно, это наш план и порядок действий. |
Научиться правильно выделять окончания; составлять словосочетания с прилагательными во мн. и ед. лице; определять число прилагательных по рядом стоящему существительному. |
|
К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
5. Реализация построенного проекта |
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
|
Посмотрите на картинку. Что вы там видите? -Сколько предметов обозначает это слово? -Какого числа это существительное? -Верно! Давайте подберем прилагательное к этому слову. Кто может? -Запишите это словосочетание. -Мы уже определили, что слово шар стоит в ед.ч. А можем ли мы узнать, в каком числе стоит слово воздушный? -Давайте попробуем это существительное поставить в форму мн.ч. Какое словосочетание мы получим? -Итак, что вы заметили?
-Правильно! Ребята, давайте с вами составим алгоритм определения числа имени прилагательного. Что нам нужно сделать в первую очередь? -Верно! После того, как мы нашли имя существительное, к которому оно относится, что нам нужно определить? -Молодцы! Зная число имени существительного, что мы уже можем определить? -Какой алгоритм изучаемый ранее, вам напомнил новый алгоритм? -Верно! Т.е. при определении числа имени прилагательного мы действуем так же, как и при определении рода. -Хорошо! А подтверждение нашему алгоритму мы можем увидеть на странице учебника № 78. Кто может вслух прочитать правило? -Как изменяется имя прилагательное? -В каком числе будет стоять имя прилагательное, если имя существительное, с которым оно связано, стоит в ед.ч.? - Откройте учебник на странице 78 №135. - Прочитайте задание, что нужно сделать? - Слова какой части речи помогли представить вам цветы? - В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему? - Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?
Упр. 136 стр. 78. - Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания. - Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие? - В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? - Запишите в тетради два любых словосочетания.
- Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?
|
-шар -один
-ед.ч.
-воздушный шар
-нет, вызывает затруднение
-воздушные шары
-поменялось число им существительных, поменялись окончания имен прилаг., поменялось и число имен прилагательных -сначала нужно найти имя сущ., к которому относится имя прил. -нужно определить число имени сущ.
-по числу имени сущ. можно определить число имени прил. -алгоритм определения рода имени прил. Читают правило -по числам и родам -тоже в ед.ч.
Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные
Во множественном числе у имен прилагательных окончание-ие,-ые. |
Учащиеся научатся определять число прилагательных по рядом стоящему существительному.
Учащиеся получат возможность научиться: составлять словосочетания с прилагательными во мн. и ед. числе; правильно выделять окончания имён прилагательных. |
П: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Практический (упражнение)
|
- Упр. 137(с. 79). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте словосочетания в единственном числе. Назовите окончания. — Почему они разные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.) — Прочитайте словосочетания во множественном числе. Назовите окончания. — Почему они одинаковые? — Что можно сказать об именах прилагательных во множественном числе? (Они не изменяются по родам.) Выпишите словосочетания в 2 столбика, назвав признак, по которому разделили. |
Выписывают словосочетания. |
|
П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.
К: владеть диалогической формой речи.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Практический (упражнение)
|
Сейчас вы выполните задание на карточках. Вам даны словосочетания, вам нужно вставить пропущенные окончания и сверху над прилагательным указать род и число. Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края. - Кто выполнил задание, в парах обменяйтесь карточками и сверьте ответы с ответами со слайда. -Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. У кого одна? Две? Молодцы!
-О каком времени года мы говорили сегодня в начале урока? - Сейчас немного подумайте и запишите в тетради три любых предложения на тему весны, описывающие весеннюю природу и лес. –Кто может зачитать свои предложения? -У вас получились хорошие предложения! -Какие слова помогли описать более ярко картинку весеннего леса? -Каково же значение прилагательных в русском языке? -Сейчас подчеркните прилагательные в ваших предложениях и укажите число, и в ед.ч. род |
Вставляют пропущенные окончания и указывают род и число. |
|
П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
|
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа)
|
Ведет обобщающую беседу Итак, какая тема урока у нас была? Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы решения поставленных задач? Что нового мы узнали? Итак, как же вы определяли число имен прилагательных? Давайте вспомним алгоритм.
Где нам могут пригодиться полученные знания? |
Отвечают на вопросы. |
|
К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять обобщение изученного.
|
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Самооценка (дополнение предложения) |
Проводит рефлексию учебной деятельности с помощью слайда, на котором представлены предложения, одно из которых надо дополнить - В течение урока мы много узнали, делали выводы. Чтобы подвести итог, вам необходимо дополнить одно предложение: Сегодня я узнал... Было интересно... Я понял(а), что... Теперь я могу... Я научился... Меня удивило... |
Оценивают собственную деятельность с помощью слайда, на котором представлены предложения, одно из которых надо дополнить. |
|
Р: осуществлять самооценку деятельности. |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края.
Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края
Конспект учебного занятия по русскому языку
в 3 «Б» классе
Тема: «Число имён прилагательных»
студентки 312 группы
Никифорёнок Нины Юрьевны
Урок будет выдан 13.10.2021
МБОУ Гимназия № 13 имени Э.А.Быкова
Методист:Кауфман Светлана Николаевна
Учитель: Поротникова Елена Юрьевна
Новосибирск,2021
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.