«Читательская грамотность. Приёмы формирования»
Оценка 4.8

«Читательская грамотность. Приёмы формирования»

Оценка 4.8
docx
16.10.2022
«Читательская грамотность. Приёмы формирования»
Distantsionnyi_pedsovet_Voskanian.docx

 «Читательская грамотность. Приёмы формирования»

Автор: Восканян Светлана Гургеновна

Организация: МБОУ «Школа № 29»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Балашиха

 «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века»

Александр Герцен

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

 «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

 I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы;

 II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

ЗАДАЧИ:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

 - самостоятельно выбирать книги для чтения;

 - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

 - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● составление планов;

● характеристика героя;

● написание отзыва;

● написание сочинения.

1.      Мотивация учения

1. Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

  • Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с тремя приёмами вы поработаете в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

2.      Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

 

3. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

Задание для группы 1. Разбить текст на смысловые блоки. Озаглавить каждый блок и текст в целом.(либо я меняю абзацы местами, они встраивают в правильной последовательности- связь с уроком моим).

Задание для группы 2. Составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы»

Задание для группы 3. Составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ

Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.

Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

4. Приём «Реставрация текста». Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На_________небе мгла носилась;

Луна, как________пятно,

Сквозь________ _______желтела,

И ты __________сидела-

А нынче погляди в окно:

__________небесами

_________коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

5. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста лучше всего начинать  в 5 классе на уроках русского языка и литературы и продолжить до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

IV. Подведение итогов

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

● пополнять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● продуктивно усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Также использую аудиозаписи.

  Список литературы

  1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  3. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
  4. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009
  5. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
  6. Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г.

 

Читательская грамотность. Приёмы формирования»

Читательская грамотность. Приёмы формирования»

Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: ● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных…

Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: ● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных…

Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты

Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты

Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022