«Чтение без насилия над ребенком»
Оценка 4.9

«Чтение без насилия над ребенком»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
чтение
1 кл—4 кл
12.03.2019
«Чтение без насилия над ребенком»
С самого юного возраста всем без исключения прививалась любовь к книге. И ни у кого не возникал вопрос «Зачем они нужны?» или «Зачем их читать?». Это было понятно без слов – для того, чтобы развивать интеллект, стать успешным и образованным. Но в наши дни, заполненными средствами массовой информации, этого утверждения недостаточно. Поэтому я предлагаю использовать разнообразные методические приемы и формы работы на уроках и во внеурочное время.
Публикация.docx
Муниципальное образование город Краснодар муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 55  Тема работы «Чтение без насилия над ребенком»                                                                 Автор: Свирская Галина Васильевна                                                                   Должность: учитель начальных классов город Краснодар 2019 г. Начальное образование является базовым в системе образования. Для осуществления полноценного воспитания и обучения необходимо развитие познавательных процессов — ин­ туиции, абстрагирования, мышления, внимания, восприятия. У учащихся   младших классов процесс восприятия ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В   начале   обучения   учащиеся   не   способны   к   тщательному   и   детальному   рассматриванию предмета.   Восприятие   и   память   учащихся   1­   2   классов   отличается   слабой дифференцированностью.   Учащиеся   же   2   ­   3­го   класса,   назвав   предмет,   продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1 ­ 2­м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3 ­ 4­м классах это требуется в меньшей степени. Одной   из   актуальных   проблем   методики   обучения   начальной   школы   является преодоление учащимися возникающих трудностей при чтении. Несомненно, передо мной как учителем   встает   вопрос:   как   преодолеть   эти   трудности   и   при   этом   сохранить   интерес   к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Цель моей работы  ­  формирование   навыков  чтения   без  насилия  над  ребенком  на основе развития познавательных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению. Теоретической основой работы над формированием навыка чтения являются: • исследования А.Н. Корнева (логопед­нейропсихолог) о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений; • методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти и внимания, разработанная О.А. Кузнецовым и Л.Н. Хромовым; • методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым­психологом Ли Кларком; •   система   заданий,   направленная   на   формирование   умений   смысловой   обработки текста, предложенная Г. Г. Граник; • система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная И.Д. Ладановым и О.А. Розановой. Проводя   диагностику   познавательных   способностей   детей   младшего   школьного возраста при проверке навыков чтения в начале и в конце учебного года, мы увидели  скачок в развитии   памяти,   внимания,   логического   мышления,   сформированности   пространственных представлений,   что   подчеркивает   правильность   выбранного   нами   пути   использования развивающих приемов работы над формированием навыка чтения   и игр в образовательном процессе. Это можно подтвердить приращением объема памяти, внимания у учащихся Юлии Г., Анастасии К., Александры В., Дмитрия Б.; приростом слов, активно используемых при пересказе у учащихся Егора Т., Виктории К., Елизаветы Б., Валерии Х., Кристины М.; повышением   уровня   восприятия   у   учащихся   Мухаммета   Д.,   Галины   П.,   Егора   Т., Дмитрия Б., ВалерииК. Особенности   психологической   природы   познавательных   процессов   младших школьников   показывают   необходимость   применения   разнообразных   развивающих методических   приемов   и   форм   организации   познавательной   деятельности   для   увеличения объема памяти, развития произвольного внимания, запоминания, «думающего восприятия» детей. Различные задания, игры, упражнения позволят повысить уровень внимания у каждого ребенка младшего школьного возраста, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания. На   уроках   литературного   чтения   в   начальной   школе   необходимо   развивать   навык быстрого чтения и понимания прочитанного. Данный навык  формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Восприятие   —   это   основной   познавательный   процесс   чувственного   отражения действительности,   ее   предметов   и   явлений   при   их  непосредственном  действии   на  органы чувств.   Чтение   как   психологический   процесс   начинается   со   зрительного   восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо: — увеличить ширину поля зрения; — уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков; — сократить время каждой отдельной фиксации; — избавиться от регрессий; — развитие антиципации текста. Психолого­педагогические   особенности   познавательных   процессов   младших школьников и теоретически обоснованные технологии работы над созданием навыка чтения у детей   позволили   нам   разработать   разнообразные   развивающие   приемы,   необходимые   для применения на уроках литературного чтения в 2­3 классах. Для   усиления   восприятия   при   чтении   необходимо   применение   упражнений   на увеличение поля зрения. 1) Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:   подготовительный этап — зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком   и   найти   все   видимые   цифры   или   буквы   по   порядку   нарастания   в цифровом ряду или алфавите (время выполнения — 25с); исполнительный   этап   —   последовательный   поиск   всех   цифр   или   букв. Найденные цифры указываются карандашом. При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предла­ гается игра «Печатная машинка». «Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины — на уроке «Окружающий мир» и т.д.). Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице. М Т Е Ю Г И П Ф Б Ц К А И Ш Р В Э З У Я Ч Л Н Щ Ж С О X Ё Д 2) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений. Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама. ЛИ МА О КО У КА ПА НА МОНИ Особо привлекают детей упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом. вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка маска/манка марка каска пасха маска миска Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова. каркас карась карат каркать карниз карниз карст катер кратер катет катет катион катод каток Психологические   исследования   показали,   что   одним   из   эффективных   методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для  осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть  определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов,  антиципация и реципация.  Антиципация ­ умение делить текст на части, выделение в нем основных идей, опорных слов, фраз, создание опорного мини­конспекта – это и есть задача выделения смысловых  опорных пунктов. Реципация – это мысленное возвращение к прочитанному и переосмысление его под  воздействием собственных мыслей, возникших в процессе чтения. Для осмысления текста необходимо использование приемов на развитие антиципации. Одним   из   самых   первых   и   распространенных   упражнений   является   следующее:   на доске   написаны   скороговорка   или   придуманные   детьми   четверостишие,   загадка.   После предварительного   прочтения   учитель   убирает   окончания   нескольких   слов   и   просит восстановить текст. Убираются целые слова, после чего предлагается восстановить текст  по памяти. Продуктивность   запоминания   повышает   также   осмысливание   запоминаемого материала.   Пути   осмысливания   материала   различны.   Например,   для   удержания   в   памяти какого­то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана. Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин.   Если   нет   иллюстраций,   то   можно,   лишь,   называть,   какую   картину   следовало   бы нарисовать   к   началу   рассказа,   какую   потом.   Затем   картины   следует   заменить   перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д. Запись   названий   частей   рассказа   является   опорой   для   его   воспроизведения.   Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними. В процессе работы над зрительным восприятием особое место занимают упражнения на развитие   антиципации.   Этот   вид   работ   особенно   любим   детьми   и   они   сами   предлагают почитать тексты с продержками, пропусками букв, даже слогов, слов. Эффективен и прием чтения с решеткой, загораживающей вертикальные столбцы шириной от 2 мм., до 0,5 см. С целью сокращения времени на фиксацию внимания предлагается детям следующие упражнения: 1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой. 2)   Назвать   предмет,   слово,   словосочетание,   показанное   за   минимальную   единицу времени. Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой (2x5 см).   Ребенок,   придерживая   карточку   левой   рукой,   закрывает   ею   уже   прочитанные   слова. Таким   образом,   он   не   дает   себе   возможности   вернуться   к   уже   прочитанному.   Карточка должна   двигаться   в   одном   заданном   темпе,   что   стимулирует   достаточно   быстрый   темп чтения. Разноуровневый   разбор   произведений   на   уроках   литературного   чтения   органически связывается не только с развитием навыков чтения, но и с формированием речевых умений. Например, после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Акула» дается для сравнения два типа плана:   один   –   на   основе   сюжетной   линии,   другой   –   на   нравственно­эстетической   основе. Последний   вариант   включает   слова,   передающие   состояние   героя,   отношение   автора   к событиям   и   героям.   К   примеру,   «Мальчики   увидели   акулу»   –   «Появление   морского чудовища»;   «Артиллерист   стреляет   из   пушки»   ­   «Страх   и   отчаяние   отца.   Мгновенное решение». Для развития осмысления также можно предложить учащимся прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка». По., де.. ре.. Вы., ре.. бо..­пре.. Ста., де.. ре., тя.. Тя..­потя.., вы., немо.. Одним   из   приемов   является   задание   на   восстановление   слова   на   основе   заданных комбинаций согласных. Написать слова, у которых есть такие согласные: к­н   с­л     кино, океан, конь, окно...  сила, соль, осел, село... Кроме этого можно также предложить младшим школьникам дописать пропущенные предложениях. пословицах, Сделал дело...               Дверь была...                 Тише едешь... фразеологизмах,   слова в Он сам во всем...       Одним из приемов развития навыков чтения является задание «Восстановить диалог». — Ты уже читал эту книгу? — …  — Я тебе ее дам прочитать. — … — Ты что, медленно читаешь?  Дети часто сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить. В   начальной   школе   необходимо   готовить   детей   к   обучению   в   среднем   звене, необходимо развивать  логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.  Можно   предложить   для   формирования   и   развития   логической   памяти   задание   на создание   поэтического   текста.   Допускаются   различные   стихотворные   формы.   Например, можно   предложить   поэтический   текст   о   Хохломе.   Содержание   задания   заключается   во вставке пропущенных слов, а в дальнейшем в сравнении с оригиналом. Для создания ситуации успеха, чтобы лучше справиться с заданием, ребятам рекомендуется смотреть на хохломские предметы. Алых ягод роспись, Отголоски лета В зелени травы,             __________ роспись, Хохлому одели В этот несказанный, Праздничный наряд? Рощи, перелески, __________ всплески Солнечно­_________ ____________ листвы. У красы точ___(­н, ­нн, ­ой) ___________ парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за ___________ Хохлому (о, на)дели В этот _____________ _____________ наряд? Отголоски лета В зелен____ травы, Рощи, перелески, Шелковые всплески Солнечно­медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи К концу 4 класса у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению   смысла,   существа   материала,   доказательств,   аргументации,   логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно   от   мотивации   зависит   продуктивность   запоминания.   Если   ученик   запоминает материал   с   установкой,   что   этот   материал   понадобится   в   скором   времени,   то   материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.  Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или   какую­либо   трудовую   деятельность.   Для   лучшего   запоминания   можно   использовать момент   товарищеского   соревнования,   стремление   получить   похвалу   учителя,   звездочку   в тетради, хорошую отметку.  Игра «слова» Эта   игра   направлена   на   развитие   вербальной   памяти   детей   младшего   школьного возраста. Инструкция ребенку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) природоведение, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, 8) зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и др. На каждую тему  дается  5  минут. Эту игру  можно  проводить  в несколько  приемов, предлагая для работы школьникам по 2—3 слова. «Воспроизведение   рассказа».  Это   могут   быть   и   басни,   и   рассказы,   имеющие, иносказательный   смысл,   либо   подтекст,   представляющие   возможность   последующего обсуждения. Плохой сторож У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и еще выпила молоко. Галка и голуби Галка   услышала   о   том,   что   голубей   хорошо   кормят,   выкрасилась   в   белый   цвет   и полетела в голубятню. Голуби ее приняли, как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по­ галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли. Умная галка Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галка не могла ее достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода поднялась выше, и ее стало можно пить. Инструкция:    Вам   будет   прочтен   рассказ,   прослушайте   его   внимательно,   затем   в течение 3 минут запишите основное содержание рассказа. Для   развития   логической,   или   смысловой,   памяти   учащихся   можно   использовать следующие упражнения: Прочитайте   учащимся   три   слова,   объединенных   по   смыслу,   при   этом   обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. НАПРИМЕР: лес — медведь — берлога. Затем учитель читает вслух следующие шесть строк, по три слова в каждой  весна  —  солнце  —  ручей  река —  рыболов  —  уха  праздник  —  песни  —  веселье  мост  —  река  —  вода  пчела  —  улей  —  мед  дуб  —  желудь  —  свинья Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен дописать второе и третье слова в строке. Пример карточки: Ф. И. О. весна... река... праздник… мост... пчела... дуб... Игра «кто больше запомнит» Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок.  Следующий   участник   игры   повторяет   названное   слово   и   произносит   любое   свое. Например, цветок, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое:  школьник.  И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз. Игра «запоминаем, рисуя». Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За   это   время   участники   игры   должны   успеть   каким   угодно   рисунком   зарисовать   для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий   мог   потом   по   порядку   назвать   слова.   Кто   запомнил   больше   всех   слов,   тот   и выиграл. Игра «запоминаем слова». Игра проводится в парах. Каждый из партнёров берет листок бумаги и пишет на листке 20 любых слов. Пока дети пишут, они должны запоминать эти слова. Дается ограничение во времени — 1 минута. Затем участники игры обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова. Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий определяет ребят, которые заняли 1­е, 1­е и 3­е места. Игра «пересказ по кругу». Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки. Игра   «запоминаем текст» Участники  игры  делятся  на две команды. Ведущий читает текст. Все участники игры внимательно слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил. Члены  каждой  из  команд  обмениваются  информацией,   восстанавливают   текст  по  памяти. Затем все участники игры обсуждают воспроизведенные тексты, сравнивают результаты. Игра   «учим текст наизусть». Участники игры разбиваются на две команды. Каждому участнику игры раздается распечатанный текст. Предлагается   всем   прочесть   его,   чтобы   потом   рассказать   наизусть.   На   работу   с   текстом дается 1 минута. Каждой команде необходимо выделить желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть, до первой ошибки. Команда ведущего: «Стоп». Затем начинает наизусть рассказывать текст игрок второй команды, опять­ таки до первой ошибки и т. д. Таким образом определится игрок, который расскажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем. Игра   «текст и имена существительные». Учащиеся   сидят   в   кругу.   Ведущий   читает   текст,   объясняет,   что   надо   как   можно   лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей, и вместо большого и   подробного   рассказа   должен   назвать   имя   существительное,   которое   в   полной   мере соответствует   этому   маленькому   кусочку.   Причем   каждый   последующий   участник   игры повторяет   существительное,   названное   другими   игроками   и   добавляет   свое.   Эта   игра   не только   развивает   память,   но   и   учит   школьников   выделять   главное   в   тексте,   учебном материале, т. е. организовывать мышление и запоминание. Вывод: чтение — вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит,   обучение   быстрому   чтению   должно   включать   в   себя   как   обязательный   элемент развития навыков умственной концентрации ­ сосредоточение. Поэтому  в своей деятельности мною предлагается система заданий, позволяющая повысить уровень внимания, развить такие свойства  внимания:  усидчивость,  распределение,  переключение,  а  также  увеличить  объем. Кроме этого учащиеся чаще в игровой форме начинают чаще обращаться к книге, и можно сказать,   что   любят   читать.   О   чем   свидетельствует   ежегодное   участие   учеников   в исследовательской   работе   и   выступлениях   на   школьных   научно­исследовательских конференциях учащихся, в фестивалях проектных работ «Портфолио».

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»

«Чтение без насилия над ребенком»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.