Урок русского языка по теме
«Что обозначает глагол. Повторение»
3 класс (УМК «Школа России»)
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «СШ №4 им. Дважды Героя
Советского Союза А.О. Шабалина»
Чирцова Татьяна Владимировна,
высшая квалификационная категория
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 |
Тема урока |
«Что обозначает глагол. Повторение» |
2 |
Тип урока |
Урок актуализация знаний и умений (повторение) |
3 |
Цель урока |
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» |
4. Планируемые результаты: Предметные: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи. Метапредметные: Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; владение основами самоконтроля, самооценки. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; Коммуникативные: Совершенствовать навыки работы в группе, обосновывать собственное мнение, умение слушать и слышать; формирование навыков говорения, мышления, памяти, устной речи. Личностные: Развивать познавательный интерес, память, внимание, творческие способности учеников, чувство языка. |
||
5 |
Формы работы: |
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
6 |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки, мячик |
7 |
Здоровьесберегающие технологии |
- положительный эмоциональный настрой на уроке; - смена видов деятельности; - групповая работа, работа в парах; - использование игровых технологий; - использование физкультминутки; - оптимальный темп ведения урока; - рефлексия;- дифференцированный подход в обучении. |
№п\п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
-
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.
Хорошего вам настроения и успехов! Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает). - Я надеюсь на вас, друзья. Слушаем внимательно, Работаем старательно. - Проверьте готовность к уроку. Открываем тетради и записываем число и классную работу. |
2 |
Актуализация необходимых знаний |
На доске записаны словарные слова: Г…зета, л…пата, агр…ном, св…ркать г…ризонт, ов…щи, лаг…рь. - Что объединяет эти слова? (Словарные) -Спишите слова, вставив пропущенные буквы, поставьте ударения, разделите на слоги. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записанных слов. (Один человек объясняет написание слов) - Какое слово «лишнее»? Почему? (Сверкать, остальные - существительные) - Подчеркните первую букву в оставшихся словах и составьте из них слово, которое подскажет вам тему сегодняшнего урока («Глагол») |
3 |
Самоопределение к деятельности. Определение темы урока. |
- Определите тему урока («Глагол»). Эта тема для нас новая? (Нет, глагол изучали во втором классе) -Тогда какие задачи мы перед собой поставим? (Повторить всё, что изучали о глаголе ранее) - Молодцы, ребята. - Глагол - один из жителей страны Речь. Сегодня мы побываем у него в гостях. Я, страшное дело, какой деловой! В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, На стадионе голы забиваю. Укроп поливаю, кусты подстригаю И чисто-пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. - Назовите глаголы, которые встретились в этом стихотворении. |
4 |
Работа по теме урока 1) Решение проблемной ситуации. |
- Как вы догадались, что названные вами слова – глаголы? Докажите, как отличить их от других частей речи. - На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?) - Что обозначают глаголы? (Действие предмета) |
|
2) Динамическая пауза (этап физической разрядки).
|
- Давайте немного поиграем. Игра «Кто что делает?» Я буду бросать вам мячик и называть животное, вы мне возвращаете мяч назад, отвечая, что оно делает. Лягушка… , белка… , бабочка… , пчела… , грач… , медведь… , петух… , комар…, волк…. (квакает, прыгает, летает…) - Что же называется глаголом? - Кто догадался, какие предложения вы называли? (Нераспространённые) - Докажите. (Нет второстепенных членов предложения) - Запишите любое предложение в тетрадь, подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи. - Каким членом предложения является глагол в предложении? (Сказуемое) |
|
3) Работа в группах. Наблюдение над ролью глаголов речи. |
-Перед вами на карточке два текста. Прочитайте первый текст. Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное полотно. - Обсудите в группах, чем он интересен . - Из каких частей речи состоит этот текст? - Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен? - Хорошо, а теперь прочитайте второй текст. Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Идет снег, покрывая бесконечное поле. -Как изменился текст? Что его изменило? - Почему неподвижная картинка ожила? С помощью какой части речи это произошло? - Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл) -Давайте попробуем рассказать всё, что мы знаем о глаголах. А в этом помогут нам вопросы на доске: 1.Что такое глагол? 2.Что обозначают глаголы? 3. На какие вопросы они отвечают? - Сформулируйте определение. Сравните его с определением, которое дано в учебнике на с. 101. - Мы были правы? Прочитайте определение ещё раз. |
|
4) Закрепление с комментированием во внешней речи. |
- Выпишите из второго текста предложение. (Один человек комментирует письмо, называя орфограммы) Качаются и скрипят одинокие деревья. - Подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи. Дайте характеристику предложения (Повест., невоскл., простое, распрост.) |
5. |
Физкультминутка. |
- Мы хорошо поработали, теперь немного отдохнём. (Выполнение физических упражнений по услышанным стихотворным строкам) В понедельник я купался, (изображают плавание). А во вторник рисовал. (изображают рисование) В среду долго умывался. А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я бегал, прыгал, Очень долго танцевал. (кружатся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (садятся и отдыхают). - Какие слова, подходящие к нашей теме, вы встретили в физминутке? Что они обозначают? |
6. |
Обобщение и систематизация знаний |
1. - Откройте у. 171. Прочитайте текст. Что интересного вы узнали? - Какой заголовок подойдет к тексту? - Объясните значение слова половник. Если мы не знаем значение какого-либо слова, где можно его посмотреть (в толковом словаре). - Выпишите из текста глаголы, подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал? (Называют глаголы по цепочке) - Разберите по составу глагол налетает (Один человек работает у доски). 2. Отгадайте, о какой части слова идёт речь: В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется...(Приставка) - Предлагаю вам эстафету. Ваша задача, образовать как можно больше однокоренных глаголов с помощью приставок за 3 минуты. По одному человеку выходим к доске и записываем глаголы с приставками, приставки выделяем. Остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь. 1 ряд – Говорить; 2 ряд – Кричать; 3 ряд – Бросать - Подвести итоги (проверить правильность и посчитать, сколько глаголов составил каждый ряд) |
7
|
Рефлексия Работа в парах. |
- О какой части речи мы с вами сегодня говорили? Какую роль играют глаголы в предложении? - Выполните у. 136 в рабочей тетради на печатной основе. Вставьте в определении пропущенные слова, проверьте у соседа по парте правильность выполнения задания. Расскажите друг другу правило. - Что мы с вами сегодня делали на уроке? Назовите мне только слова-действия (работали, писали, думали, говорили, повторяли …). - Молодцы! Все отлично поработали. - Прием «Продолжи фразу» (Фразы записаны на доске) Оцените свою работу, продолжив фразу: – Мне больше всего удалось… - Я могу себя похвалить… - Мне было интересно…. - Мне было трудно… - Я хочу сказать спасибо… - Спасибо всем за урок! Отлично поработали! И в заключение игровая минутка: Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. - Поаплодируйте себе за работу! |
8. |
Домашнее задание |
Озвучивается домашнее задание: Базовый уровень: тетрадь на печатной основе у. 140 Повышенный уровень: тетрадь на печатной основе у. 138 |
Список использованной литературы
1. Агеева И.Д. Весёлые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 класс). – М.: ТЦ Сфера, 2003. 160 с.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. (Школа России)
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 (Школа России)
4. Канакина В.П. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций/ В.П.Канакина, Г.С.Щёголева._4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
Интернет-источники
1. http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-pristavku
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/08/25/motivatsiya-i-refleksiya-kak-etapy-sovremennogo-uroka-v
3. https://infourok.ru/motivacionniy-etap-uroka-po-fgos-915958.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.