ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Оценка 4.8

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Оценка 4.8
Рабочие листы +1
docx
искусство +1
1 кл—7 кл
11.01.2019
ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Аннотация Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. В данном пособии представлен опыт работы педагога дополнительного образования детей детского объединения «Мир фантазий» Дворца детского (юношеского) творчества города Чебоксары Волковой О.В.
Статья.docx
ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (использование в обучении и воспитании детей элементов регионального компонента на занятиях в детском объединении «Мир фантазий»  муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования  «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики) О.В. Волкова, Педагог дополнительного образования Чебоксары 2019 В данной статье  представлен опыт работы  педагога дополнительного образования детей детского объединения «Мир фантазий» Дворца детского (юношеского) творчества города   Чебоксары   Волковой   Ольги   Владимировны.  Волкова   О.В.   уделяет   большое внимание  использованию   в   обучении   и   воспитании   детей   элементов   регионального компонента.  Введение   этнокультурной   составляющей   в   содержание   образовательного   процесса детского   объединения   «Мир   фантазий»   позволяет   познакомить   воспитанников   с национальными особенностями культурного развития своего народа, дает представление о духовных   ценностях   традиционной   культуры,   рассказывает   о   культурно­историческом наследии различных   этносов, решает задачи духовно­нравственного и патриотического воспитания учащихся, развития творческого потенциала детей через приобщение к миру национальной культуры и искусства.  Образовательная программа  детского объединения «Мир фантазий»  направлена на освоение ручных швов, знакомство с техникой вышивания, композицией, умение сочетать различные техники вышивки (вышивка лентами, бисером, гладью и др.) в одном изделии и др.  В отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек. Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В настоящее время вышивка   хотя   и     потеряла   свое   первоначальное   значение,   но   еще   продолжают   жить   в народе, служит эталоном красоты,  также украшением народного костюма. Содержание  программы  с  этнокультурным  компонентом  строится  на интеграции учебного   и   воспитательного   процессов   на   основе   богатств   национально­культурного наследия,   развития   гражданско­патриотического   сознания,   формирования   культуры межнациональных и межэтнических отношений. Пользуясь такими возможностями, раскрыты пути решения поставленных задач. Их реализация   помогает   приобщать   детей   к   миру   народного   декоративно­прикладного искусства,   формировать   творческое   отношение   к   сохранению   и   возрождению   традиций народных   промыслов,   так   как   народные   промыслы   в   России   –   предмет   национального престижа. Проблема   культуры   общения   —   одна   из   самых   острых   в   обществе.   Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.  Объективные   социально­экономические   факторы   развития  сообщества   привели   к преобладанию общения на русском языке, минимальному использованию родного   языка практически во всех сферах общественной жизни и даже в семье.   Эти обстоятельства неизбежно   приводят   к   постепенной   потере   родного   языка,   культуры,   национальной самобытности, к возникновению субъективных ощущений неполноценности и социальной недостаточности, отсутствию у младшего поколения этнической идентичности. Приобщить молодежь к культуре своего   народа через чувашскую традиционную вышивку ­ такая задача стоит передо мной. Ведь занятия в объединении дополнительного образования предоставляют большие возможности для воспитания любви к малой родине, пробуждения  познавательного интереса к истории родного края. Педагог дополнительного образования «Мир фантазий» дает каждому воспитаннику первоначальные умения и навыки определенного вида декоративно­прикладного искусства. В будущем они сами решат: заниматься этим ремеслом дальше или нет. Но приобретенный навык останется с ними на всю жизнь и обязательно пригодится.  Дети любой национальности на занятиях с удовольствием занимаются вышивкой. От них требуется только желание и терпение, а от меня – профессионализм и мудрость. Согласно Закону «Об образовании», в программу включены модули национально­ регионального   компонента   –   «Национальная   вышивка»,   «Национальный   сувенир»   и «Национальная   кукла».  Основная   задача   ­  обновление   содержания   образования   в соответствии   с   современными   требованиями   общества   и   специфики   образовательного учреждения,   его   национально­культурных,   экологических,   социальных   и   других особенностей. Все   предметы   тесно  связаны   своим   содержанием   друг   с   другом,   дополняют   друг друга в целостной системе. Этнокультурное образование реализуется через включение его элементов во все учебные программы. В модуле «Национальная вышивка» воспитанники изучают основы чувашской вышивки – орнаменты, композиции, цветовые гаммы, основные швы. Изучив все основы и получив основные компетенции, воспитанники приступают к изготовлению изделий. Художественная обработка текстильных материалов – национальная чувашская вышивка Старинный орнамент – это чаще всего геометризированные узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, косых крестов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались со   стилизованными   фигурами   людей,   птиц,   животных,   древа   жизни,   которые   имели бесконечно   разнообразные   формы   и   выполнялись   на   рубашках,   свадебных   платках, покрывалах невесты, жениховых платках и других изделиях (Приложение   ). Чувашской вышивке характерно то, что в узорах угадывается своего рода письмена. В старину следили, чтобы каждый шов и узор применяли по назначению. Со временем смысловое   значение   орнамента   утратилось,   а   для   вышивальщиц   главной   стала декоративная сторона. Но кое­какие отзвуки старины дошли до наших дней.  Вышивка народов центральной части Среднего Поволжья (чувашей, русских, мари, мордва,   удмуртов,   татар)   отличается   ярким   национальным  своеобразием,   богатством технических   приемов   и   цветовых   решений.  В  зависимости   от   местных   условий, особенностей быта, природы и обычаев рождались приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. Чувашская народная вышивка богата разнообразными приемами. По утверждению этнографа   И.Н.   Смирнова,   для   чувашской   вышивки   «...характерно   такое   разнообразие приемов шитья, которого не знает ни один народ России». Характерной   особенностью   чувашской   народной   вышивки   является   то,   что   швы выполняются счетными приемами шитья. Учитывается структура ткани, т.е. выполнение стежков производится строго по счету ниток утка и основы. Обычно   шьют   в   трех   направлениях:   по   горизонтали,   вертикали   и   наклонно   (по диагонали),   что   приводит   к   геометрическому   построению   орнамента.   Для   вышивания необходимы   ткани   с   равномерным   полотняным   переплетением   нитей,   постоянной   и одинаковой толщины основы и утка. В старину использовался холст домашней выработки, на   котором   легко   можно   было   сосчитать   нити   для   образования   стежка   в   нужном направлении. Работу над узорами начинали с выполнения контурного рисунка черными нитками. Это была самая трудная часть, требующая большой точности, отличного зрения и дневного света:   если   ошибешься   на   одну   нитку   или   расколешь   ее   иглой,   нарушается   точность рисунка. Сочетанием   крупных   узоров   и   мелких   орнаментов,   «плотных»   и   «редких»   швов достигается особая декоративность и своеобразный ритм, а также естественный переход от сочных цветовых узоров к белому полю холста. Своеобразное соотношение холодных и теплых цветов тоже является характерной особенностью чувашской вышивки. Для яркости и красочности контур рисунка вышивали черными, темно­синими или темно­коричневыми нитками на белом холсте. Сам рисунок заполнялся мареновым, красным, небольшие детали — контрастирующими желтым, синим, зеленым цветами. Двухсторонность композиции на изделиях, просматриваемых с обеих сторон, также является характерной особенностью национальной вышивки. Даже аппликация делалась на обеих сторонах изделия. Так выполнялись поясные подвески, платки жениха, покрывала невесты, сурпаны (Приложение   ). Швы, протекая непрерывным ручьем, не оставляли ни единого   узелка,   ни   концов   ниток.   Порой   трудно   различить   лицевую   или   изнаночную сторону изделия. Изумительная чистота, ювелирность, филигранность швов принесла славу чувашской вышивке. Все   вышитые   орнаменты   можно   разделить   на   три   основные   формы   композиций: замкнутые, линейные и сетчатые. Элементы   замкнутого   орнамента   создают   своеобразный   медальон,   круг,   ромб (нагрудное украшение женской рубашки, кĕскĕ промежуточных и низовых чувашек, узоры платков жениха, салфеток, скатертей и др.) (Приложение   ). Линейный   орнамент   —   это   узор   в   виде   ритмично   организованного   ряда   с односторонним   или   двухсторонним   движением,   в   виде   полосы.   Он   применяется   при украшении   края   рукавов,   подолов,  хулcи,  масмаков,   сурпанов   и   других   изделий (Приложение   ). Сетчатый   орнамент   —   узор,   элементы   которого   создают   движение   во   всех направлениях.   Он   применяется   при   украшении   свадебной   подушки   жениха,   покрывала невесты, платка жениха, нагрудной части старинных свадебных рубах и т.д. Основным элементом любой вышивки является шов. Это ряд однородных стежков, повторяющихся   один   за   другим.   Мельчайшей   частью   стежка   является   полустежок, который   используется   при   исполнении   швов  шулам,  двухслойный   крест,   двухслойный шулам, прямая стежка, паклава, стебельчатый и др.  Каждый шов в чувашской вышивке имел свое установившееся место и декоративное назначение; для каждого вида изделий применялись определенные швы. Они различаются по  назначению,   технике,   сложности,   манере   исполнения,   методу,   направлению   и   цвету. Например,   изделия,   просматриваемые   только   с   одной   стороны,   —   рубашка,  масмак, наволочка свадебной подушки — выполнялись односторонними швами  хура кар тĕрри, хĕреслĕ тĕрĕ (крест), хантăс (косая мелкая стежка), пĕр питлĕ тĕрĕ (верхошов). Для орнаментирования изделий, просматриваемых с обеих сторон, ­ сурпана, платка жениха, свадебного платка, покрывала невесты ­ использовались йĕпкĕн (контурный шов), шулам  (косой   гладьевой   шов),  эрехле  (редкий   крест),  исма  (двухсторонний   шов), чăрмалла  (прямая гладь),  каснă шăтакла  (цветная перевить) и многие другие; вышивка получалась одинаковой с обеих сторон. Сложнейшими   швами   —   двухслойным   крестом,   двухслойным  шуламом   — украшались поясные украшения сарă, яркăч (Приложение   ). Обучать вышивке начинали с самых легких швов — веревочки, пунктира, шулама и других. Мастерица старалась аккуратно, чисто выполнять как лицевую, так и изнаночную сторону.   Стежки   она   накладывала   ровно,   свободно,   не   натягивая   нитку,   чтобы   не деформировать холст. Швы и их разновидности имеют общую черту — выполняются по счету   ниток   утка   и   основы   ткани.   Исключение   составляют   узоры   на   сурпанах   анатри, выполненные на красном материале по контуру рисунка. Разумеется, резкие грани между швами ставить нельзя, т.к. один и тот же шов может быть использован в одном изделии как украшающий, а в другом — как контурный.  В 2010 году по инициативе Дома народного творчества в республике впервые был проведен конкурс «В краю ста тысяч вышивок», где участвовала  воспитанница детского объединения «Мир фантазии» Дворца детского (юношеского) творчества Скудеева Ирина (8б класс). Она стала победителем этого конкурса (приложение   ).  Участвуя   в   городском   конкурсе   «Асамат   кепере»   муниципальной   программы внеурочной деятельности школьников «Мы ­ чебоксарцы», воспитанники Скудеева Ирина, Тимонина Ксения, Агафонкин Глеб заняли также призовые места (приложение   ).   Работы     воспитанников   ежегодно   выставляются   на   отчетной   выставке   Дворца детского (юношеского) творчества (приложение   ). Чтобы идти в ногу со временем и в то же время сохранить те этические нормы, которым   следовали   наши   предки,   нам   нужно   изменить   свое     мышление,   постоянно обновлять багаж знаний. С этой целью я участвовала:   2009 год – конкурс молодых мастеров народных художественных промыслов Чувашской республики в номинации «Национальная вышивка»; 2011 и 2012 год ­ во Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», где заняла 2 место в номинации «Национальная вышивка». Наш   Дворец   –   многонациональный,   здесь     учатся   дети   чувашской,   татарской, русской, азербайджанской, украинской, таджикской национальности. Не понимая родное искусство,   человек   вряд   ли   способен   чувствовать   культуру   другого   народа,   понимать психологию человека другой национальности. Я считаю, что вся моя работа направлена на решение этой проблемы. , Во  Дворце    накоплен    большой   опыт  в  формировании   идеи  уважения  к  другим культурам.   Очень   высок   потенциал   педагогов   и   наших   родителей.   На   данном   этапе завершаются     этнокомпонентов   в образовательный и воспитательный процессы в объединениях. Уже сейчас элементы данной   подготовительные   мероприятия   для   внедрения   программы   апробируются:   проводятся   народные   праздники,   встречи   с   родителями   и другие мероприятия.  Главное   для   нас   ­   это   реализация   идеи   уважения   к   другим   национальностям, гармоничное сосуществование и диалог культур, а также развитие школы как открытой государственно­общественной   системы.   Б.   М.   Неменский   в   своей   работе   «Мудрость красоты» подчеркивал, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами к древу культуры   его   народа».   Искусство   родного   края   ­   тот   дом,   из   которого   ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро почувствовано.  Знание   истории   родного   края,   национальной   культуры   своего   народа   делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Нам, педагогам, следует осторожно и грамотно прививать детям любовь к национальной культуре, пробуждать в них любопытство: «А кто мои предки, как они жили раньше, каковы их обычаи, как они одевались?». Декоративно­прикладное искусство – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек.  Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В ней наиболее широко и масштабно реализованы его таланты. Причина моего   особого   внимания   к   этой   области   народного   творчества   связана   с   тем,   что   она является   одним   из   древних   и   распространенных   способов   орнаментации   тканей.   В настоящее   время   вышивка   хотя   и     потеряла   свое   первоначальное   значение,   но   еще продолжает жить в народе, служит эталоном красоты,   а также украшением народного костюма.   Надо   стараться   передавать   интерес   к   вышивке   из   поколения   в   поколение   и гордиться ею как большой ценностью, созданной нашими предками.

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019