Cтупеньки грамотного письма Из опыта работы Авдонина О.П. учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г.о. Саранск
Оценка 5

Cтупеньки грамотного письма Из опыта работы Авдонина О.П. учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г.о. Саранск

Оценка 5
Исследовательские работы
jpg
русский язык
2 кл
16.06.2017
Cтупеньки грамотного письма                                                                                        Из опыта работы         Авдонина О.П. учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г.о. Саранск
До сих пор одним из «больных мест» нашей школы остаётся недостаточная грамотность обучающихся. На изучение русского языка отводится большое число уроков, но мы не можем сказать, что выпускники школ владеют им хорошо. Каковы же причины? Трудности русской орфографии? Несовершенство методики обучения? Неподготовленность педагога? На мой взгляд, условиями грамотного письма является: 1) осмысленное восприятие грамматического явления (правила); 2) опора на фонетические знания; 3) связь орфографии с орфоэпией и каллиграфией; 4) опора на речевые действия. Мотивация орфографической работы: возбуждение познавательных интересов; поиск занимательных форм и методов работы; отбор и структурирование дидактического материала; формы контроля и оценки по орфографии. Дети должны видеть и знать, как пишут взрослые образованные люди. Например, можно провести интервью с директором школы. Необходимо привести обучающихся к пониманию социальной роли грамотного письма. Это составная часть культуры. Например, выпуск классной стенгазеты «Моя семья», написание сказки, репортаж с урока физкультуры. Учитель постоянно находится в поиске занимательных материалов к урокам русского языка. Это декламация стихотворных отрывков, элементы исследовательской работы, проекты на различные темы, ему необходимо делать опору на чувственное восприятие (картины, схемы, музыка, цветные мелки). К отбору дидактического материала необходимо подходить очень тщательно. Цель учителя показать неслучайность, закономерность законов русского языка. Например, единый способ проверки морфем с помощью родственных слов, целесообразность употребления заглавных букв. В этом случае, дидактический материал (слова, словосочетания, предложения) подбирается из художественной литературы, интересный по содержанию, ценный в воспитательном отношении. Он должен быть насыщен орфограммами. Это повышает тонус работы. Особое место на уроках русского языка занимает такой вид работы, как предупреждение ошибок. В этом поможет использование словарей. Словарь «Говори правильно». «Колокольчик» стоит около самых «опасных» слов- слов, в произношении которых затрудняются не только дети, но и взрослые. Учитель предлагает следующие задания: 1)выпишите из словаря пять слов с «колокольчиком»; ( указывается буква, например: с.) Свёкла, сливовый, случай, статуя, столяр. 1) выпишите из словаря два слова с «колокольчиком»: а) существительные; б) глаголы; в) прилагательные. 3) составьте предложения, используя слова с «колокольчиком». Словарь «Что это? Кто это?» поможет ответить на вопросы: Что называют слова? Что такое гроза? Что значит сравнить? Прекрасный- это какой? Кто такой герой? Учитель использует на уроках русского языка следующие виды работ с книгой толкового словаря: 1) «Наоборот». Найдите слово с противоположным значением. Мир-война (стр.22). Ответ-вопрос (стр.22). Низкий-высокий (стр.24). Веселиться-грустить (стр.30). Дорогой-дешёвый (стр.31). 2) «Близкие по смыслу». Замените слова одним словом, близким для них по смыслу. Большой, громадный- огромный (стр.77). Сверкать, сиять- блестеть (стр.15). Лёгкий, несложный- простой (96). Некрасивый, безобразный- страшный (стр.116). Сообразить, догадаться- угадать (стр.127). Загадки из словаря. Найдите отгадку в словаре. Указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка. Загадка берётся полностью из словаря, опускается лишь загадываемое слово. Например, в словаре: Тыква. Тыква больше всех овощей в огороде. Из неё варят сладкую кашу. Раньше в тыквах, как в бочках, солили огурцы. В загадке на уроке. «Она больше всех овощей на огороде. Из неё варят сладкую кашу. Раньше в этом, как в бочке, солили огурцы.» Стр.126.Тыква. «Её сразу узнаешь по белой с чёрными полосками коре. У русских- это любимое дерево.» Стр.13. Берёза. «Это получается, когда тёплый и холодный воздух движутся навстречу друг другу». Стр.21. Ветер. «Он начинает петь рано утром, взлетая в небо и опускаясь на землю. Чем выше он взлетает, тем звонче его песня». Стр.37. Жаворонок. Ребёнок учится понимать, что словари- книги, которым можно, как взрослым задавать вопросы и ответы на эти вопросы всегда будут конкретными. Детям становится ясно, что к каждому слову нужно обращаться со своими вопросами. К орфоэпическому- о произношении, к орфографическому- о написании, к толковому- о значении слова. Разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение» могут осваиваться на материале словарей. Словарь «Говори правильно». Фонетико-графические упражнения. Слово находится среди первых пяти букв на букву а. Оно заканчивается на последнюю букву алфавита. Запишите слово, разделите на слоги для переноса. (Авария). Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные. (Яблоня). Слово прячется на странице 87, столбик слева.В слове два слога, второйслог-ударный. Знака ударения над словом нет. Спишите слово, подчеркните гласные буквы. Объясните, почему нет знака ударения. (Шофёр). Слово прячется на странице 87, столбик справа. В слове два слога, второй слог ударный, а все согласные- мягкие. Спишите, подчеркните согласные буквы. (Щавель). Слово прячется на странице 35, столбик справа. Оно находится среди последних пяти слов. Первый слог в слове-ударный. Спишите. Подчеркните букву, обозначающую звонкий согласный звук. (Компас). Слово прячется на странице 65, столбик справа. Оно отвечает на вопрос Какой? (это имя прилагательное) и произносится не так, как пишется. Запишите. Подберите к нему слово, отвечающее на вопросы Кто? Что? (имя существительное). (Скучный). Слово находится на странице 32, столбик слева. В слове гласных больше, чем согласных. Запишите слово. Разделите на слоги для переноса. (Какао). Страницы с картинками. 1.Страница 12. Выпишите слово, в котором первый слог- ударный, все согласные звуки-звонкие. (Ангел). 2. Страница 82.Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Циркуль, церковь). 3. Страница 59. Выпишите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука. (Рояль, ружьё). 4.Страница 19. Выпишите слова, которые различаются ударением. (Гвоздики, гвоздики). Практически каждая конкретная тема программы по русскому языку может быть освоена на материале словарей. Например, изучается павописание жи-ши, чу-щу, ча-ща, предложим выписать из словаря слова, начинающиеся этими сочетаниями. Изучается род имён существительных, дети используют словарь для поиска примеров существительных мужского, среднего и женского рода. Виды работ по теме: «Родственные слова. Состав слова». (Словарь «Говори правильно») Страница 18. Столбик слева. Найдите пары родственных слов. Выпишите их из словаря. (Велосипед велосипедист). Страница 65.К данным существительным подберите родственные прилагательные. Разберите их по составу. (Слива-сливовый). Страница 81. Найдите родственные слова, выделите в них корень. (Царь-царица). Словарь «Что это? Кто это?» (Часть 1). 1.Страница 142. Найдите родственные слова. Докажите. (Чудище-чудо). Страница 138. Прочитайте первые два слова. Родственные ли эти слова? Объясните. (Чай-чайка).Запишите первое слово, подберите к нему родственное. Запишите названия спортивных игр. Проверьте, правильно ли вы это сделали, посмотрите приложение «Проверь себя» на странице 153. Образуйте от одного из этих слов новое существительное с суффиксом –ист. Методика работы со словарями рождается на уроке. Страсть к книге, мечта её иметь, читать, держать в руках - и стать счастливым. Словарик для ребёнка тоже может стать крупинкой жизненного счастья. Но это словарь-ровесник, словарь – друг. С первого класса приучать ребёнка в любом трудном случае заглядывать в орфографический словарь русского языка. Приучим детей обращаться к словарям за советом и помощью – воспитаем культурного человека. Без детских словарей нельзя проводить словарную работу на уроках русского языка в начальных классах.
Фото1387.jpg

Cтупеньки грамотного письма Из опыта работы Авдонина О.П. учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г.о. Саранск

Cтупеньки грамотного письма                                                                                        Из опыта работы         Авдонина О.П. учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г.о. Саранск
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2017