Д О К Л А Д на тему: «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как особая форма учебной деятельности»

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 13.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Термин «самостоятельная работа» употребляется отечественными методистами в значении метода организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как составная часть процесса обучения, как форма организации учебного процесса, как вид учебной деятельности, как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную и практическую деятельность. Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ходе ее выполнения формируются такие качества как самостоятельность, ответственность и организованность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Что же подразумевается под понятием «самостоятельность»? В психолого-педагогической литературе самостоятельность обучающихся рассматривается с одной стороны, как свойство личности, проявляющееся в способности решать учебные задачи без посторонней помощи, с другой стороны, как качество ума и черта характера. Абсолютная самостоятельность в учебной деятельности невозможна, поэтому участие в ее организации со стороны преподавателя все равно необходимо. Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста. Студент должен не только получать знания в готовом виде, но и уметь самостоятельно приобретать их. Можно сказать, что самостоятельная работа - это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по его заданиям и под его руководством. Попробуем более подробно и детально разобраться со всем, что связано с понятием «самостоятельная работа обучающихся».
Иконка файла материала Доклад 2 Внеаудиторная работа английский язык.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ГБП ОУ Тверской технологический колледж Д   О   К   Л   А   Д на тему: «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как особая форма учебной деятельности» Преподаватель английского языка Вандакурова Татьяна Леонидовна Тверь, 2017«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать  самому это и это станет моим навсегда...» П.П.Блонский Термин «самостоятельная работа» употребляется отечественными  методистами в значении метода организации и осуществления учебно­ познавательной деятельности, как составная часть процесса обучения, как форма  организации учебного процесса, как вид учебной деятельности, как средство  вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную и практическую  деятельность. Самостоятельная работа обладает огромным образовательным  потенциалом, поскольку в ходе ее выполнения формируются такие качества как  самостоятельность, ответственность и организованность, способность к  саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Что же подразумевается под понятием «самостоятельность»? В психолого­ педагогической литературе самостоятельность обучающихся рассматривается с  одной стороны, как свойство личности, проявляющееся в способности решать  учебные задачи без посторонней помощи, с другой стороны, как качество ума и  черта характера. Абсолютная самостоятельность в учебной деятельности невозможна, поэтому участие в ее организации со стороны преподавателя все равно необходимо. Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит  преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с  конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными  способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие  качества студента как будущего специалиста. Студент должен не только получать знания в готовом виде, но и уметь  самостоятельно приобретать их.  Можно сказать, что самостоятельная работа ­ это организованная  преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение  поставленной цели, осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по  его заданиям и под его руководством. Попробуем более подробно и детально  разобраться со всем, что связано с понятием «самостоятельная работа  обучающихся». Виды самостоятельной работы:• • аудиторная;  внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа: выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его  • заданию; реализуется во время занятий ­  на лекциях, практических и семинарских  • занятиях, при выполнении лабораторных работ; включается в общий объем времени учебного занятия и регламентируется  • расписанием занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа: • планируемая учебная, учебно­исследовательская, творческая деятельность  студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом  руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия; Объем внеаудиторной самостоятельной работы определяется ФГОС СПО и  находит отражение в рабочем учебном плане, рабочих программах учебных  дисциплин и профессиональных модулей.  Виды аудиторной самостоятельной работы: • • • • • • • • • чтение и перевод текстов; ответы на вопросы по тексту; выполнение индивидуальных самостоятельных работ; выполнение контрольных работ; работа со словарями; работа со справочной, методической литературой; защита выполненных работ; собеседование, деловые игры, дискуссии, конференции; тестирование и т.д. Виды внеаудиторной самостоятельной работы: Задания для овладения знаниями: • • • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); ответы на вопросы; выполнение упражнений;составление плана; конспектирование; выписки из текста; изучение лексического материала; составление диалогов, монологических высказываний; работа со словарями, грамматическими справочниками; учебно­исследовательская работа; использование аудио­ и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и  • • • • • • • • др. Задания для закрепления и систематизации знаний: • аналитическая обработка текста; повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,  • дополнительной литературы, аудио и видеозаписей); • • • • • • • • • составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; повторение правил грамматики и фонетики;   ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка высказываний к ролевым играм по теме урока; подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов;  тестирование и др. Задания для формирования умений: • • • • решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов  • профессиональной деятельности с использованием иноязычной речи; • подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);• экспериментально­исследовательская работа; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио­ и  • видеотехники и др. Цели самостоятельной работы студентов: • получение новых знаний; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и  • практических умений; • • углубление и расширение теоретических знаний; овладение умениями и навыками в профессиональной деятельности; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой  • инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,  • самосовершенствованию и самореализации; • развитие исследовательских умений. Условия, необходимые для организации самостоятельной работы: • • готовность студентов к самостоятельному труду; мотивация получения знаний; наличие и доступность необходимого учебно­методического и справочного  • материала; система регулярного контроля качества выполнения самостоятельной  • работы; • консультационная помощь преподавателя. Самостоятельная работа может осуществляться: индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема,  • конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений  студентов. Факторы, способствующие активизации внеаудиторной самостоятельной  работы: • • полезность выполняемой работы;  участие студентов в творческой деятельности; участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно­ • исследовательских и творческих работ;• • • использование мотивирующих факторов контроля знаний; поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности; личность преподавателя. Условия успешного выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: • • четкая постановка целей, задач; определение алгоритма выполнения самостоятельной работы; определение форм отчетности, объема работы и сроков представления  • результатов; • вид контроля и критерии оценки выполнения задания. Контроль за самостоятельной работой это:   соотнесение достигнутых студентами в ходе самостоятельной работы  результатов с запланированными целями обучения. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может  осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия  по дисциплине, МДК и может проходить в письменной, устной или смешанной  форме, с представлением продукта творческой деятельности студента. Основные формы контроля самостоятельной работы • • • • • • тестирование; опрос; зачет; семинар; контрольная работа; защита творческих работ. Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы: • уровень освоения студентом учебного материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнение  • практических задач; • • • сформированностьобщеучебных умений; обоснованность и четкость изложения самостоятельно изученного материала; оформление творческой работы в соответствии с требованиями.Внешними признаками самостоятельности обучающегося при выполнении  внеаудиторной самостоятельной работы являются: • • • планирование своей деятельности; выполнение задания без непосредственного участия преподавателя; постоянный самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы. Степень самостоятельности студентов при изучении иностранного языка  зависит от: • индивидуально­речевого опыта студентов; от степени развернутости речевых опор: чем более детальным будет план  • предполагаемого высказывания, тем менее самостоятельной – речи студентов. Три ступени самостоятельности обучающихся: • • • репродуктивно­подражательная; поисково­исполнительская; творческая. Исходя из ступеней самостоятельности обучающихся выделяют  три вида самостоятельной работы: • • • воспроизводящий (рецептивный); преобразующий (репродуктивный); творческий.  В преломлении к иноязычной речевой деятельности самостоятельность  обучающихся должна проявляться прежде всего в стремлении самостоятельно  использовать язык в целях общения (умение высказывать и обосновывать свою  точку зрения, строить монологические высказывания и так далее).  Воспроизводящий вид самостоятельной работы выполняется обучающимися  при первичном знакомстве с объектом усвоения (работа по образцу). Степень  самостоятельности на этом этапе изучения иностранного языка обучающимися не  велика. Однако, чем лучше владеет обучаемый навыками действий по образцу, тем  успешнее проявляется его самостоятельность в учебной и практической работе.Более высокий уровень самостоятельности представлен самостоятельной  работой преобразующего вида, характеризующейся осмысленным видоизменением  усвоенной информации, умением объяснит новое через уже знакомое,  самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала. В ходе выполнении заданий преобразующего вида ориентиры и опоры (план,  опорные слова и выражения, семантические схемы и таблицы ...) оказывают  студентам помощь в подготовке высказывания как с точки зрения изложения  содержания, так и с точки зрения выбора средств выражения. При выполнении  задания по опорам у обучающихся наблюдается относительно большая степень  самостоятельности, творчества, умения ориентироваться в языковом поле, выделять главное при составлении плана, ответов на вопросы, формулировать выводы,  аргументированно высказываться. Самостоятельная работа преобразующего вида не требует постоянной помощи и управления со стороны преподавателя, а носит  характер дополнительных указаний и рекомендаций. Развитие творческой самостоятельности студентов в использовании  иностранного языка как средства общения является основной целью обучения. Это  становится возможным при выполнении самостоятельной работы творческого  характера, когда студенты создают высказывания различных коммуникативных  типов, сами выбирают пути решения учебной задачи, сами определяют содержание  иноязычного высказывания, высказывают свое личное отношение к изучаемому  предмету.  Существенным признаком самостоятельной работы творческого вида  является осуществление сложного переноса усвоенных приемов речевого действия  в новые неидентичные условия деятельности. Задания творческого характера  содержат условия, стимулирующие возникновение проблемных ситуаций, которые  можно создавать различными способами: • путем постановки проблемы преподавателем; путем постановки более или менее обозначенной проблемы в процессе поиска • решения которой студент самостоятельно обнаруживает новую дополнительную  проблему (предусмотренную при составлении проблемной ситуации); путем предъявления таких условий, анализируя которые студент сам должен  • понять и сформулировать содержащиеся в них проблемы. Важнейшим условием успешной организации самостоятельной работы  творческого вида является включение студентов в процесс самостоятельного  решения субъективно новых и значимых для них проблем.Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа студентов при  изучении иностранного языка как особая форма учебной деятельности является  результатом педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в  процессе изучения иностранного языка. При этом преподаватель организует и  управляет самостоятельной работой по овладению иноязычной речевой  деятельностью студентов таким образом, что студентам приходится проявлять все  большую степень познавательной самостоятельности при выполнении  воспроизводящего, преобразующего и творческого видов. Выводы Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, изучающих иностранные  языки представляет один из видов самостоятельной работы по овладению  иностранным языком. Такой вид организации работы более всего направлен на  переход к личностно­ориентированному образованию, целью которого является  признание человеческой индивидуальности и развитие интеллектуального  потенциала личности. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как форма усвоения  иноязычных знаний, умений и компетенций имеет следующие преимущества: во внеурочной самостоятельной работе персонифицированы условия,  • необходимые для овладения иностранным языком. Студент сам определяет темп  работы, способы ее выполнения, исходя их личностных качеств; различия в индивидуально­психологических особенностях студентов  • предполагает использование различных технологий обучения. Особое значение здесь имеют особенности мышления, восприятия, памяти; внеаудиторная самостоятельная работа над языком способствует  • формированию положительных качеств личности, таких как: самостоятельность,  инициативность, целеустремленность, систематичность и ответственность, умение  рационально использовать свое время, воспитывать самоконтроль и дисциплину,  развивать память, способность к творческой деятельности. Использованная литература: Бабинская П.К., Леонтьева Т.П. Практический курс методики преподавания  1. иностранного языка.  ТетраСистемс, М., 2009. Волкова Г.Н. Современный урок иностранного языка Методическая работа в  2. школе (рекомендации, разработки уроков). КАРО, М., 2012.3. 4. Есипов Е.П. Самостоятельная работа на уроках. М., 1961. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. Книга для учителя М., 1993. Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку КАРО,  5. М. 2010. 6. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. Лернер И.Я. Дидактические основы познавательной самостоятельности  7. учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. М., 1971. 8. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Уроки иностранного языка. КАРО, М., 2010. Щукин А.Н. Методики и технологии обучения иностранным языкам. Учебное  9. пособие для преподавателей и студентов языковых ВУЗов. КАРО, М., 2014 10. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке.  Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых ВУЗов, КАРО,  М.,  2014.