Дебаты "Необходим ли выбор профессии?"

  • Мероприятия
  • docx
  • 26.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок рекомендован классным руководителям для проведения классного часа по профориентации с учащимися 9-11 классов. Целью является ознакомление обучающихся с новой формой проведения дискуссии – дебаты, особенностями его проведения, ролями в дебатах, регламентом и оцениванием. Развитие ораторских качеств, умение приводить аргументы и доказательства, пользоваться речевыми клише . Привитие норм вежливого общения, уважения чужого мнения, привитие культуры поведения.
Иконка файла материала Классный час в форме дебатов по теме.docx
Классный час в форме дебатов по теме  «Необходим ли выбор профессии?»  Форма проведения: дебаты Цель: 1. Познакомить обучающихся с новой формой проведения дискуссии – дебаты, особенностями его  проведения,  ролями в дебатах, регламентом и оцениванием. 2. Развивать  устную речь, умение приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться  речевыми клише. 3. Привитие норм вежливого общения, уважения чужого мнения, привитие культуры поведения. Оборудование: проектор, экран. Ход мероприятия 1 Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией. Ведущий:  Здравствуйте, в эфире «В четверг вечером» с Шеховцовой Натальей Степановной. Когда человек заканчивает школу, перед ним встает вопрос  выбора профессии. Какую выбрать из  огромного числа имеющихся? Одни  ребята прислушиваются к советам родителей. Другие – обсуждают  этот вопрос с друзьями. Третьи – выбирают ВУЗ или колледж, находящийся рядом с домом. Есть такие  ребята, которые еще не определились. Предлагаю обсудить эту важную для нас с вами тему  «Необходим ли выбор профессии?» Уважаемые участники, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что вы считаете важным при выборе  профессии?» . Задание для всех участников дебатов. Опросник: поставьте галочку и озвучите и поясните выбранные вами варианты.               интерес к профессии престижность высокая оплата приносит удовольствие по силам человека востребованность на рынке труда нормированный рабочий день безопасность хорошие условия соответствие склонностям и способностям возможность карьерного роста возможность работать творчески близко к месту жительства работа в коллективе или индивидуально Видите, сколько людей – столько и мнений. Сегодня в нашей студии присутствуют две команды. В  составе команды «Оптимисты» ­ 3 ученика. Команду «Скептики» представляют 3 ученика. Вам слово. 1 Команда утверждение: У1: Наша команда: «Оптимисты».  Мы считаем, что сегодня необходимо поговорить о нашей будущей  профессии и думаем, что она  должна быть выбрана по душе. ­ Когда мы говорим, что профессия должна быть выбрана по душе, то мы имеем в виду, чтобы она  приносила человеку удовольствие и радость. Не зря говорится, что счастлив тот человек, который  утром  с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. ­ Это возможно, если профессия соответствует его склонностям и умениям. ­ Чтобы это был выбор самого человека, а не чужое навязанное мнение. 2. Команда отрицание: О1: Наша команда «Скептики». В отличие от наших оппонентов, мы считаем, что будущую профессию  человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его  материальные потребности. ­ Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего, престижной и хорошо  оплачиваемой.­ У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь модный сотовый  телефон, ездить на шикарном автомобиле, отдыхать у моря и за границей.  Для всего этого нужен  высокий материальный достаток. ­ При выборе профессии надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может  принести, но и ответственность, и возможные жизненные трудности. Я, как мужчина, должен быть  ответственным не только за себя, но и за свою спутницу жизни и будущих детей. Ведущий:  Итак, на наших дебатах речь пойдет о выборе будущей профессии – «Необходим ли выбор  профессии?» ­ Наши команды обозначили основные моменты своих выступлений: 1. Профессия должна быть выбрана самим человеком, соответствовать его склонностям и умениям,  приносить удовольствие и радость – мнение команды                 «Оптимисты». 2. Профессия должна быть престижной и хорошо оплачиваемой, соответствовать материальным  потребностям и обеспечивать  будущую семью так высказалась команда «Скептики». В ходе подготовки передачи мы провели тестирование «Я хочу – Я Могу»   с учащимися 9 и 11 классов  (проводила психолог). Всего было опрошено 18 человек. Результаты опроса вы видите: Как мы видим, большинство опрошенных выбрали типы профессий: человек — человек, 1) человек — человек- 11 учащихся 2) человек — техника- 2 учащихся 3) человек — знаковая система и совсем нет выбравших типы: - 3 учащихся 4) человек — художественный об¬раз, - 0 учащихся 5) человек — природа- 2 учащихся А теперь прервемся на небольшую рекламу… (ЧТО СОВЕТУЮТ ЗВЁЗДЫ?) РЕКЛАМА Учитель: Вы – будущий выпускник, но еще не определились с выбором профессии. Вам  надоело слушать советы учителей, родителей и друзей. Так может пора прислушаться к космосу?  Узнаем, что советуют нам звезды.  Родившиеся под знаком Рыбы    либо слишком молчаливы, либо очень любят «поговорить». Для  первых звезды советуют обратить внимание на профессии программиста и бухгалтера.  Для  других – на профессии врача, юриста или … детектива.    Овнам , которые любят много «выступать», отстаивая свое мнение перед учителями и   одноклассниками, звезды рекомендуют выбрать профессию учителя, актера, юриста или  журналиста. Тельцам , которые выносливы физически, наш совет – выбирай спортивную карьеру. Ну, а если  вы работаете не покладая рук, то работа в сфере сооциального обслуживания то, что надо.  Для Близнецов  звезды говорят о нелегком выборе. Что им предпочесть: военную карьеру в  авиации или стать инженером. В любом случае, надо хорошо владеть иностранным языком,  который преподают в нашей школе.  Родившимся под созвездием Рака      очень подойдет профессия педагога. Многие из них выросли  в многодетных семьях и помогали мамам воспитывать младших братьев и сестер.  Девушкам и юношам, родившимся под знаком Девы    звезды советуют обратить внимание на  профессии учителя, психолога, врача и журналиста. Так как эти молодые люди достаточно  общительные, с чувством собственного достоинства, активной жизненной позицией.    Весам следует прислушаться к зову собственного сердца, а не к советам посторонних. Какой он  сделает выбор: станет программистом или адвокатом? А может... Да.. неисповедимы пути  Господни...  Родившиеся в созвездии Скорпиона любят все делать самостоятельно своими руками. Звезды  им советуют выбрать профессию, связанную с техникой (автомобили, станки) или медициной,  например стать врачом­хирургом.  Козероги  – творческие натуры с богатым воображением. Таким людям звезды рекомендуют  обратить внимание на учебные заведения строительной отрасли, которые готовят, в частности и архитекторов. 1 Основной этап. 1 Развернутая аргументация командами. Ведущий:  А теперь слово нашим участникам. Пожалуйста. Команда утверждение: У3 :  Во все времена люди по­разному относились к своей работе. Вспомним известную легенду о том,  что давным­давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих,  подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый жаловался на  проклятые камни и мозоли от них. Второй объяснил, что зарабатывает на кусок хлеба для жены идочерей. А третий сказал, что строит прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали  различные ответы на заданный вопрос . В ответах каждого прозвучало их отношение к одной и той же деятельности. Не секрет, что и в наше  время – время развития науки и техники далеко не все люди получают от труда удовлетворение и  радость, не каждый испытывает любовь к своей профессии. Главная причина этого кроется в выборе, не отвечающем интересам, склонностям, способностям  человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.  Для выбора  профессии существует такая формула, выраженная словами: Хочу…  Могу…   Надо… Одна из наиболее существенных причин, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес  к её содержанию, это все что мне нравится, к чему лежит душа. Это первое требование к профессии  (ХОЧУ). Второе – то, что я МОГУ вложить: свои способности и силы. И в третьих – какие специальности нужны стране сегодня (НАДО). Таково наше мнение. О3 : Успешные профессионалы, которые довольны своей профессией и зарабатывают много денег,  сформулировали три главных требования, которым должна соответствовать профессия, чтобы потом  не разочароваться в ней: 1. Профессия должна быть интересной. 1 Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. 2 Профессия должна соответствовать собственным возможностям [4]. Про интерес к профессии хорошо высказались наши оппоненты, но я хочу сказать о другом. Что выбор  той или иной специальности должен учитывать спрос на рынке труда, иначе человек не сможет  устроиться на работу по своей профессии, и он будет либо безработным или работать не по своей  специальности, где зарплата может быть меньше. Например, я хочу поступить в машиностроительный колледж по специальности «Автоматизация  технологических процессов и производств». Мне интересно работать с компьютерной и другой  техникой. По­моему, я неплохо в ней разбираюсь. Работа по профессии техника востребована в  автосервисах и предприятиях машиностроения в республике. Кроме этого, она хорошо оплачивается.  Так что нам есть еще время подумать о главном выборе в своей жизни. 1 Прения. Обмен мнениями между командами. Ведущий: Обе команды сходятся во мнении, что профессия должна  заинтересовать человека.  Человек должен обладать определенным набором способностей. Профессия должна быть  востребована в обществе. А теперь команды  могут задать вопросы друг другу. О2 : _________, как вы объясните, что при выборе профессии не учитывается желание, мнение самого  выпускника? У2 ___________: В данном случае, это бывает из­за того, что у молодого человека не сформировался  интерес к какой­либо профессии. Он плохо соотносит свои желания и способности. И за него «решают» родители или другие родственники. Для того, чтобы этого не произошло, считаю нужным усилить в школах работу с выбором профессии с  учениками и родителями. Чтобы расширить кругозор в мире профессий и требований к ним. И это  должно также помочь ребятам с выбором выпускных экзаменов. У1: У меня вопрос к _____________.  Не кажется ли вам, что сегодня молодые люди, едва окончив  учебное заведение, предъявляют слишком высокие требования к работе. То есть работать мало, но  чтобы платили много. О1___________: Да, я понял ваш вопрос. Так могут поступать, наверное, только слишком разборчивые и ленивые люди. Если не хочешь работать на других – крутись сам. Организуй свое дело. То есть займись развитием своего подсобного хозяйства, стань индивидуальным предпринимателем или фермером. В  нашей местности есть такие люди. Они имеют профессиональное образование, связанное с сельским  хозяйством. Они не только хорошо зарабатывают сами, но и дают рабочие места местным жителям. Ведущий:  Внимание. Послушаем вопросы из зрительного зала. Зритель 1 : У меня вопрос к команде «Оптимисты». Кого из своих знакомых вы можете привести в  пример того, что он выбрал профессию по душе. У3___________: Спасибо за вопрос. В качестве примера я могу привести мою тетю. Она после  окончания 11 класса выучилась в медучилище по специальности «фельдшер», затем продолжила учёбу  в мединституте. Сейчас работает в г. Шалкар. Мне нравится её профессия, и я думаю, что тоже стану  врачом. Поэтому хочу поступить в мединститут и усиленно готовлюсь по биологии и химии.Зритель 2 ________: Я хочу спросить у команды «Скептики»: как вы относитесь к тому, что некоторые  ребята выбирают модные профессии (экономист, юрист, менеджер) поступают учиться в престижные  учебные заведения, а потом не могут найти работу. О2 ___________: Я согласна, что сегодня на рынке труда переизбыток молодых экономистов, юристов и менеджеров. Кроме этого, везде требуются специалисты с опытом работы. Тут можно предложить  несколько вариантов. Первый вариант – можно заняться частной практикой (юридической). Второй –  пройти курсы и поменять профессию. Еще вариант – заняться Фрилансом, то есть самостоятельно  искать при помощи Интернета заказы на работу и после ее выполнения получить оплату и искать новый заказ. Но это самый трудный вариант. Он требует самодисциплины и ответственности. Поэтому так  важно правильно выбрать будущую профессию и учебное заведение. Зритель 2 ___________: Да…Фриланс – это не для меня. Ведущий: Действительно, выбор профессии очень ответственный шаг. Какие же профессии  предлагают учебные заведения в нашей республике?. Учитель: В нашей около 50 высших учебных заведений, это и республиканские, и филиалы Вузов. А  также много училищ и колледжей. Проведем небольшую экскурсию по ним. С целью расширения знаний о различных профессиях, совместно с Советом старшеклассников в нашей  школе стартовал социальный проект «Наше школьное телевидение». Ребята осваивают профессии  оператора, звукорежиссёра, журналиста, ведущего. Предлагаю вашему вниманию один из выпусков  Триключа TV (показ видеоролика). Ведущий: А теперь послушаем мнение наших зрителей. Вам слово… У1 _________: Да, выбор профессии – важное  решение. Нужно  знать хорошо свои способности,  понаблюдать за тем, чем тебе хочется и интересно заниматься, чтобы выбранная профессия была по  душе. О1 ____________): Чтобы жить в достатке, надо иметь такую профессию, которая может обеспечить  твои потребности и потребности твоей семьи. Ведущий: Я думаю, что позиции наших команд понятны всем. На мой взгляд, обе они правильны. Очень важно найти такую профессию, которая сочетала бы в себе духовную и материальную стороны. В  нашей республике имеется много учебных заведений, где можно получить самые разные профессии и  найти достойное место в жизни. Я думаю, что это не последний разговор о профессиях. Желаю вам сделать правильный выбор. IV. Рефлексия. ­ Понравилось ли им участвовать? ­ Что нового они узнали? ­ Где могут применить полученные знания? V. Выступление жюри по протоколу дебатов. Критерии (от 1 до 5 баллов) Команда утверждения  «Оптимисты» Команда отрицания  «Скептики» Содержательность выступления Аргументированность Конкретность Логичность Соблюдение  регламента Культура общения итог Итоги дебатов. Три хлопка!