Урок русского языка в 7 классе № 43-44
Тема: Деепричастный оборот.
Тип урока - Открытие нового знания
Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.
Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно выделять деепричастный оборот, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.
Планируемые результаты
-личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;
-регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;
-познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации;
-коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Ход урока
Оргмомент.
1 Мотивирование к учебной деятельности
2 Актуализация знаний, выявление индивидуального затруднения в пробном учебном действии и причины затруднения
Вступительное слово учителя.
-Деепричастие – необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие – самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
Словарная работа.
Р_дная школа, решая ур_внение, воспитывая подр_стающее поколение, препод_вая русский язык, изменив р_списание.
- Все ли записанные словосочетания имеют в своём составе деепричастия?
- Назовите правила, которые мы применяли, решая орфографические задачи.
- Решая - произвести фонетический и морфемный разбор слова.
- Работа с предложениями, записанными на доске. Выпишите в тетради деепричастия. Какой темой объединены эти предложения? (хорошие манеры, полезные советы).
Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым.
Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.
Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.
Сейчас сделаем краткий экскурс в историю деепричастия (проверка знаний)
Первый обучающийся
Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.
Второй обучающийся
- Деепричастие – это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим, Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.
- Рассказать о деепричастии. (Обучающиеся говорят, выявляются причины затруднения).
3 Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.
Сегодня на уроке мы продолжим работать над деепричастием, но и познакомимся с новой темой. «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Запись в тетрадь.
Цель. Что должны сделать на уроке, какие навыки отработать, чему научиться? (Формулируют обучающиеся).
Учитель уточняет цели урока. (Использование компьютера).
Построение плана действий.
4 Первичное закрепление с проговориванием во внешней речи
Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал. Составьте опорный конспект.
Проверка.
Упр. 156 – устно.
Наблюдение над предложениями. (Запись на доске)
Вода с грохотом падала, вращая мельничное колесо.
С грохотом падая вниз, вода вращала мельничное колесо.
Вода, вращая мельничное колесо, ревела внизу.
5 Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Задание 1. Самостоятельная работа. Упр. 157.
Проверка.
Задание 2. Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.
Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.
Задание 3. Творческая работа.
Запишите небольшой текст, а если не получится, то 2, 3 предложения на тему «Школьная жизнь», используя деепричастия или деепричастные обороты.
6. Физкультминутка.
Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.
- Чем объединены эти предложения? (Тема – школа).
7 Включение в систему знаний и повторение
Работа в группах.
-Задание 1. Преобразуйте предложения с причастными оборотами в предложения с деепричастными оборотами.
Мальчик, проигравший две партии в шахматы, очень огорчился. Молодой художник, нарисовавший картину, показал ее профессору. Мальчик, увлекшийся чтением, не заметил, как наступил вечер. Ребята, искупавшиеся в реке, загорали на солнце.
-Задание 2. Преобразуйте сложноподчиненные предложения в предложения с деепричастными оборотами.
Когда подошли к опушке леса, мы решили отдохнуть. Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что увидела мое упрямство. Мы спешили домой, потому что боялись надвигающегося дождя.
Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.
Ручьи журчат и извиваются,
И меж собой перекликаются,
В долину гулкую спешат.
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
Ручьи, журча и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Ребята, это было последнее наше задание к уроку. А теперь сделаем некоторые выводы и подведем итог.
Первое: деепричастные обороты украшают речь, делают ее более эмоциональной, яркой.
Второе: предложения с причастными оборотами могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.
Третье: предложения с однородными сказуемыми могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.
Четвертое: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения также преобразуются в предложения с деепричастными оборотами.
Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание: Выписать из изучаемого произведения по литературе 5 предложений с деепричастными оборотами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.