Деепричастный оборот.
Оценка 4.7

Деепричастный оборот.

Оценка 4.7
docx
29.05.2021
Деепричастный оборот.
43-44.Деепричастный оборот..docx

Урок русского языка в 7 классе № 43-44

Тема: Деепричастный оборот.

Тип урока - Открытие нового знания

Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно выделять деепричастный оборот, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.

Планируемые результаты

-личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;

-регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;

-познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации;

-коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока

Оргмомент.

1 Мотивирование к учебной деятельности

2 Актуализация знаний, выявление индивидуального затруднения в пробном учебном действии и причины затруднения

Вступительное слово учителя.

       -Деепричастие – необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие – самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

        По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

   Словарная работа.

Р_дная школа, решая ур_внение, воспитывая подр_стающее поколение, препод_вая русский язык, изменив р_списание.

- Все ли записанные словосочетания имеют в своём составе деепричастия?

- Назовите правила, которые мы применяли, решая орфографические задачи.

- Решая - произвести фонетический и морфемный разбор слова.

- Работа с предложениями, записанными на доске. Выпишите в тетради деепричастия. Какой темой объединены эти предложения? (хорошие манеры, полезные советы).

Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым.

Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.

Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.

        Сейчас сделаем краткий экскурс в историю деепричастия (проверка знаний)

    Первый обучающийся

         Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить  как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.

  Второй обучающийся

           - Деепричастие – это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим, Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.

- Рассказать о деепричастии. (Обучающиеся говорят, выявляются причины затруднения).

3 Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над деепричастием, но и познакомимся с новой темой. «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Запись в тетрадь.

Цель. Что должны сделать на уроке, какие навыки отработать, чему научиться? (Формулируют обучающиеся).

Учитель уточняет цели урока. (Использование компьютера).

Построение плана действий.

4 Первичное закрепление с проговориванием во внешней речи

Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал. Составьте опорный конспект.

Проверка.

Упр. 156 – устно.

Наблюдение над предложениями. (Запись на доске)

Вода с грохотом падала, вращая мельничное колесо.

С грохотом падая вниз, вода вращала мельничное колесо.

Вода, вращая мельничное колесо, ревела внизу.

5 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Задание 1. Самостоятельная работа. Упр. 157.

Проверка.

Задание 2. Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.

           Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.

Задание 3. Творческая работа.

Запишите небольшой текст, а если не получится, то 2, 3 предложения на тему «Школьная жизнь», используя деепричастия или деепричастные обороты.

6. Физкультминутка.

Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.

- Чем объединены эти предложения? (Тема – школа).

7 Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

-Задание 1. Преобразуйте предложения с причастными оборотами в предложения с деепричастными оборотами.

       Мальчик, проигравший две партии в шахматы, очень огорчился. Молодой художник, нарисовавший картину, показал ее профессору. Мальчик, увлекшийся чтением, не заметил, как наступил вечер. Ребята, искупавшиеся в реке, загорали на солнце.

-Задание 2. Преобразуйте сложноподчиненные предложения в предложения с деепричастными оборотами.

           Когда подошли к опушке леса, мы решили отдохнуть. Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что увидела мое упрямство. Мы спешили домой, потому что боялись надвигающегося дождя.

Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.

                         Ручьи журчат и извиваются,

                         И меж собой перекликаются,

                         В долину гулкую спешат.

                         И разыгравшиеся воды

                         Под беломраморные своды

                         С веселым грохотом летят.

 

Ручьижурча и извиваясь

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

 

 8 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Ребята, это было последнее наше задание к уроку. А теперь сделаем некоторые выводы и подведем итог.

Первое: деепричастные обороты украшают речь, делают ее более эмоциональной, яркой.

Второе: предложения с причастными оборотами могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

Третье: предложения с однородными сказуемыми могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

Четвертое: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения также преобразуются в предложения с деепричастными оборотами.         

Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание: Выписать из изучаемого произведения по литературе 5 предложений с деепричастными оборотами.


 

Урок русского языка в 7 классе № 43-44

Урок русского языка в 7 классе № 43-44

Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине

Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021