Цели: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями; учить отличать эти причастия друг от друга; учить конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
Завернутый в пакет; свисающих гирлянд; отражающий наступление; открывший калитку; ушедшие с террасы; замыкающий колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавший на совещании; сформированное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.
– Обозначьте в каждом словосочетании определяемые слова.
III. Объяснение нового материала.
1. Синтаксический разбор предложения.
I вариант: Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
II вариант: Ветер, гонящий облака, не утихал ни на минуту.
(Двое учащихся выполняют разбор у доски.)
– Объясните постановку запятых.
– Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми словами.
2. Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:
– Какое из причастий обозначает признак того, что сам действует?
– Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие?
– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое – страдательным? Почему?
3. Наблюдение и анализ материала учебника (с. 38). Чтение правила.
4. Запись на доске и в тетради темы урока. Сообщение цели урока.
IV. Закрепление темы.
1. Выолнение упражнения 83. Укажите действительные и страдательные причастия.
– Спишите, расставляя пропущенные запятые, графически обозначая причастные обороты.
– Объясните лексическое значение слова парóм (запомнить!).
2. Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными – с:
1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).
2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).
– Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.
Вывод: причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
3. Образуйте причастия от данных глаголов, укажите их вид и время.
Собирать – собрать, писать – написать, читать – прочитать, преодолевать – преодолеть.
Вывод: от глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени.
V. Подведение итогов урока.
– С какой категорией причастия вы познакомились сегодня?
– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия?
Домашнее задание: упражнения 84, 85, выучить правило на с. 38.
27.docx
У р о к 27
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Ц е л и: познакомить учащихся с действительными и страдательными
причастиями; учить отличать эти причастия друг от друга; учить конструировать
тексты, используя действительные и страдательные причастия.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
Завернутый в пакет; свисающих гирлянд; отражающий наступление;
открывший калитку; ушедшие с террасы; замыкающий колонну; искрящийся
на солнце снег; присутствовавший на совещании; сформированное
мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий
подлинное искусство.
– Обозначьте в каждом словосочетании определяемые слова.
III. Объяснение нового материала.
1. С и н т а к с и ч е с к и й р а з б о р предложения.
I в а р и а н т: Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
II в а р и а н т: Ветер, гонящий облака, не утихал ни на минуту.
(Двое учащихся выполняют разбор у доски.)
– Объясните постановку запятых.
– Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми
словами.
2. С р а в н и т е з н а ч е н и я причастий в первом и втором предложениях:
– Какое из причастий обозначает признак того, что сам действует?
– Какое причастие обозначает признак того, что ктото совершает над ним
действие?
– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать
действительным, а какое – страдательным? Почему?
3. Н а б л ю д е н и е и а н а л и з материала учебника (с. 38). Чтение правила.
4. З а п и с ь н а д о с к е и в тетради темы урока. Сообщение цели урока. IV. Закрепление темы.
1.
В ы о л н е н и е у п р а ж н е н и я 83. Укажите действительные и
страдательные причастия.
– Спишите, расставляя пропущенные запятые, графически обозначая
причастные обороты.
– Объясните лексическое значение слова парóм (запомнить!).
2. П е р е п и ш и т е п р е д л о ж е н и я , вставляя нужные причастия и согласуя
их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д,
над страдательными – с:
1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит
новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно
разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).
2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали
о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была
подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой
книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно
(прочитавший, прочитанный).
4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, …
новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).
– Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами.
Определите вид глагола и образованного от него причастия.
В ы в о д: причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
3. О б р а з у й т е п р и ч а с т и я от данных глаголов, укажите их вид и время.
Собирать – собрать, писать – написать, читать – прочитать,
преодолевать – преодолеть.
В ы в о д: от глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия
прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида
нельзя образовать причастия настоящего времени.
V. Подведение итогов урока.
– С какой категорией причастия вы познакомились сегодня?
– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные
причастия?
Домашнее задание: упражнения 84, 85, выучить правило на с. 38.
"ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ"
"ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.