Делаю уроки сам!
Все мы помним строгий вопрос родителей: «Ты уроки сделал?»…. Еще 15-20 лет назад выполнение домашнего задания не требовало помощи взрослого.
В настоящее время редкий родитель не сталкивается с проблемой выполнения домашнего задания. Вы кричите, заставляете, требуете, ругаете или, наоборот, умоляете, упрашиваете, идете на подкуп?
Загруженность школьников сегодня - это больной вопрос и для учителей, и для родителей. Педагоги разводят руками, ссылаясь на сложные программы обучения, современные требования образования. Родители настолько выматываются за учебный год, что частенько сами с нетерпением ждут окончание учебного года.
Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи?
В педагогических книгах написано, что выполнение заданий
на дом способствует не только обучению, но и развитию навыков, необходимых и в
школе, и в жизни. Таких, как организованность, внимание, память, ответственность,
дисциплинированность, способность самостоятельно решать проблемы и поставленные
задачи.
Педагоги напоминают, что при выполнении домашних заданий родители должны играть
роль помощника. Но сердобольные родители часто выполняют роль исполнителя, а
не помощника.
Самостоятельность у ребенка редко появляется сама по себе. Это-результат ряда последовательных действий взрослых.
Формирование самостоятельности при выполнении домашнего задания начинайте с первых классов школы. Учащиеся младших классов трудно привыкают к новой школьной жизни. На первых этапах им требуется помощь взрослого.
Родителям следует помнить о правилах выполнения домашней работы:
1. Ребенок должен с первых дней выполнения домашних заданий усвоить: домашняя работа – ответственный труд!
2. Для выполнения домашних заданий должно быть организовано рабочее место: стол, освещение. Рабочее место неизменно. Это помогает воспитанию организованности.
3. У ребенка необходимо сформировать ряд общеучебных умений:
- правильно планировать режим дня (представлять, сколько времени займет выполнение задания по тому или иному предмету);
- ребенок должен научиться выполнять задания
в порядке приоритетности (обычно сначала выполняют самые сложные, и то, что
задано к следующему дню). Можно на листочке написать пункты выполнения и
вычеркивать то, что уже сделано.
- ориентироваться в объеме заданий, которые ему необходимо сделать;
- понимать, какая задача предстоит перед ним
при выполнении того или иного задания. Школьникам младших классов, возможно,
придется прочитать домашнее задание, разделить задачи на части и проследить,
чтобы ребенок выполнял все пошагово. Пронаблюдайте, как он начнет работу,
выясните - понял ли требования, условия выполнения, и как начал выполнять;
- уметь составлять алгоритм действий, которые требуются для выполнения того или
иного задания.
4. На первых этапах совместного выполнения домашнего задания важно понять, каких знаний и навыков не хватает ребенку. Нет ли у него неправильных способов работы. Помогите ему избавиться от неправильных способов действий.
5. Важно поэтапно формировать самостоятельность работы. Часть работы, с которой ребенок может справиться, он выполняет самостоятельно. Оцените совместно результат. Постоянно увеличивайте объем самостоятельно выполненной работы. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки.
5. Помните, ребенок находится в школе 6-7 часов, а затем его "рабочий день" продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности. Для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
При выполнении домашнего задания ориентируйтесь на следующие показатели продолжительности подготовки домашнего задания (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста):
6. Выполнение домашних заданий - это обязательно. И выполнять их нужно хорошо: такое отношение воспитывает обязательность и ответственность;
7. Старайтесь оказывать помощь лишь тогда, когда она действительно необходима, иначе ребенок будет всегда надеяться на то, что ему должны помогать. Отмечайте даже небольшие успехи.
8. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, а хорошо выученный урок позволит блеснуть своими знаниями в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.