ТЕМА УРОКА: Деление с остатком
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1.Образовательные:
2.Развивающие:
3.Воспитательные:
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.
СТРУКТУРА УРОКА:
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
III Целеполагание и мотивация.
IV Первичное усвоение новых знаний.
V Осознание и осмысление учебного материала.
VI Первичное закрепление.
VII Контроль и самопроверка.
VIII Подведение итогов, рефлексия.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты УУД |
||||||||||||||||
I
Организационный момент. |
На доске расположены 3 облака разного цвета
(голубого,синего,фиолетового)
-
Какому цвету, облака соответствует ваше настроение? -
Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу. - Я
желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи. - Ребята, на каждом
уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания.
Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои
математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”. – Чем в
математике является Х – ? (Неизвестным
числом, которое надо найти.) - Мы
должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много
неизвестного. Вам нужно
будет выполнять роли: Экспертов – должны хорошо считать, Инспекторов – проверять, доказывать
свою правоту. В пути нам помогут знания,
смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою
работу и проставлять на полях вашей тетради баллы. |
Личностные: широкая
мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность
к организации своей деятельности
Регулятивные: уметь
осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
||||||||||||||||
II
Актуализация опорных знаний. |
Повторить правила работы в группах и инструкцию. Ребята, работаем по группам: 1. «Весёлые примеры». Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти
ответы на доске. 1 группа:
(54 : 9
= 6)
2 группа:
3 группа:
(50 : 10
= 5) · Число
попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году
месяца.(33 • 2 = 66)
Ребята в группах устно решают, записывая на листах только
ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну
карточку.
Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек
есть еще задание. -Продолжают работать в группах. (на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)
Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои
результаты.
|
Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения
в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение
слушать и понимать речь других
Познавательные
УУД: осуществлять
анализ объектов с выделением существенных признаков.
Регулятивные
УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать,
когда говорят другие.
|
||||||||||||||||
III
Целеполагание и мотивация. |
Постановка
проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы
сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ) - Расскажите, что вы знаете о делении? Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: 10:5 9:3
17:2
Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) - Почему? В чём было затруднение? 17:2 Чем похожи примеры и чем отличаются? ( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на
делитель можно получить делимое) Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления) -А если все же попытаться разделить, опираясь на
предметные действия. Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию
- у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Диме и предлагаю разделить
поровну между двумя учениками. - Попробуем. - Разделили? - Делаем вывод. Сколько получит каждый?(по 8)
Давайте запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? В математике принято количество оставшихся предметов записывать
так: 17 : 3 = 5 (ост. 2) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка?(16) Почему? Что важно знать при
делении? (таблицу ×) -Так ск-ко раз по 2содержится в 17? (8 ост. 1)
Открыть
вторую часть темы ДЕЛЕНИЕ С………………………. На доске высвечивается тема урока: Деление с остатком
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научится выполнять действие деление с ………….. ВОПРОСЫ: Как разделить число с ……………..? (Найти
ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти …………..? ( Из числа вычесть
разделившееся ) Давайте
определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться
и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. Физминутка |
Регулятивные: постановка и
решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать
тему урока, целеполагание;
Личностные: учебно
– познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение
диалогической формой речи.
Познавательные: уметь
осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
||||||||||||||||
IV
Первичное усвоение новых знаний. |
Эксперимент 2 : – Мы
исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов
деления. Работа в парах: (полоски = 10 см). Задание: -
Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10? – Какое
решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1) – Что в
записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток). – Что мы с вами
исследовали? (Деление с остатком). |
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия
партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные : сохранять
заданную цель урока
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить
устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
||||||||||||||||
V
Осознание и осмысление учебного материала. |
Практическая работа - а сейчас
поработаем практически нам необходимо рассадить котят по корзинкам. Как это
можно сделать? - Выполните
рисунок. Запишите выражение в тетрадь. - На поляну
прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы. - Выполните
рисунок. Запишите выражение в тетрадь. Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему
получился такой остаток,
А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя
рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям) Памятка
Как разделить число с остатком. 1. Находим
наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное
число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем
разделившееся число из делителя – это остаток.
|
Познавательные: Использовать
знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.
Регулятивные: уметь
осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь
анализировать и синтезировать информацию, делать вывод |
||||||||||||||||
VI
Первичное закрепление. |
Какая
тема нашего урока? Какое
открытие вы для себя сделали? Физминутка Самостоятельная
работа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется
с остатком. 56 : 9 =
45 : 8 =
96 :16 = 60 : 5 =
83 : 40 =
63 : 5 = Выполни деление с остатком: 9 :
4 =
50 : 9 =
48 : 7 = 15 : 6 =
84 : 9 = - Сейчас проверим как, вы, справились с работой. (критерии оценки) «0» ошибок – 3 балла «1» ошибка – 2 балла «2» ошибки – 1 балл «3 и более» - 0 баллов А
сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке? |
Личностные: способность
к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов
требованиям конкретной задачи
Регулятивные: адекватно
воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые
коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
||||||||||||||||
VII
Контроль и самопроверка. |
- Радуга. Это капельки дождя, которые отражают солнечный свет. И
сейчас мы попробуем
установить связь между множеством натуральных чисел и цветами радуги. В этом
нам поможет счастливое число 7. (В таблице
каждому числу соответствует цвет радуги) Таблица №1
Рисунок 1. (красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, красный) - А, начиная
с числа 8, все цвета повторяются.
- Давайте,
определим, какого цвета дата вашего рождения. Учащиеся выполняют деление даты
своего рождения и по таблице определяют цвет. После приведенного примера. 13 : 7 =
1(ост. 6) – цвет- синий Если частное
получится без остатка, то это число и будет соответствовать цвету вашего дня
рождения. (Учитель
заранее делает табличку с вычислениями для самопроверки детей и если в
классе есть даты рождения меньше числа 7, данное задание не проводить) Проверка: за правильный
ответ 1 балл |
Регулятивные: уметь
работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде
деятельности; слушать, когда говорят другие.
Коммуникативные: сохранять
дружеские отношения с окружающими.
Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания. |
||||||||||||||||
VIII
Подведение итогов, рефлексия. |
– Какое
открытие помогла нам совершить “ИКС-педиция”? Необходимо ли вам это новое открытие? Для
чего? Достигли мы
поставленной цели? Отметьте
теперь себя на лесенке знаний? - Давайте
подсчитаем баллы, выставим отметки. ( на доске плакат
со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше
подходят к окончанию урока). |
Регулятивные: уметь
осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные
моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда
говорят другие.
Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые
высказывания.
Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.