Урок « Делители натурального числа», 5 класс
Деятельностная цель: формировать способности обучающихся осуществлять пошаговый контроль по результату, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проводить сравнение, договариваться о совместной деятельности, учитывать разные мнения.
Образовательная цель: сформулировать правило разложения числа на простые множители, научиться раскладывать число на простые множители, называть простые делители числа.
Оборудование:
Этапы урока |
Продолжи-тельность |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
1 мин |
Приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вместе с учащимися формулирует тему урока.
|
Открывают тетради, записывают: число, классная работа. Вспоминают с какими числами работали до сих пор и какое действие с этими числами изучали. |
Актуализация знаний (подготовка к восприятию нового материала) |
6 мин |
Показывает записи на доске. Предлагает записать их в тетради: 2*3*5*13 5*5*5 2*2*2*7 Задает вопросы: - Как можно назвать такие записи? Как называются числа, входящие в эту запись? -Делится ли первое произведение на 13? Второе - на 25? Третье – 2? - Как называются числа, являющиеся множителями этого произведения? Дайте определение простого числа.
Задание 1 Найдите значения данных числовых выражений и запишите справа от знака равно. -Как можно записать данные выражения по другому? (используя понятие степени натурального числа) Анализирует вместе с учащимися результаты проделанной работы с целью перехода к постановке цели урока. Итак, мы имели … и заменили его на … Для этого мы выполнили действие … -Как вы думаете, существуют ли обратные задачи?
|
Записывают в тетрадь и отвечают на вопросы учителя.
- Числовые выражения, произведения; множители - Да. Если один из множителей делится на некоторое число, то и произведение делится на это число. - Простыми. Простым числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и делится только на 1 и само себя.
2*3*5*13=390 2*3*5*13 5*5*5=125 5*5*5=53 2*2*2*7=56 2*2*2*7=22*7
…произведение нескольких простых чисел ( множителей) … число. … умножение - да |
Самоопределение (мотивация) к деятельности
|
6 мин |
Задание 2 Учитель предлагает задачу: Нужно выделить участок земли прямоугольной формы площадью 18 м2. Какими могут быть размеры этого участка, если они должны выражаться натуральными числами? (слайд 2) 2)задает вопросы: -Чтобы ответить на вопрос задачи нам пришлось представить число 18 в каком виде? -Какие числа в правых частях равенства составные, а какие простые?
Задание 3 Замените во 2и3 равенствах составные числа на произведение простых. -Можно ли сказать, что эти произведения равны? А чем они отличаются? - Итак, в задаче что мы сделали с числом 18? -Кто понял как мы это сделали? Показывает слайд 5
|
1)Высказывают мнения, записывают в тетради равенства и осуществляют самопроверку (слайд 3) 18=1х18, 18=2х9, 18=3х6.
2)отвечают на вопросы учителя, продолжают записывать и осуществляют самопроверку (слайд 4) -В виде произведения двух натуральных чисел -18,9, 6-составные, 2,3-простые, 1-не простое и не составное
-18=2х3х3, 18=3х2х3 -Да, равны. Отличаются только порядком множителей
-представили число 18 в виде простых множителей Проводят самооценку (карточки красная, желтая, зеленая) |
Постановка Учебной задачи |
3 мин
|
Задаёт вопросы и показывает слайд 6 -Как вы думаете, если число будет не двузначное, а трехзначное, четырехзначное и т.д. трудно будет это сделать? -Как тогда это сделать?
|
Высказывают мнения и выслушивают мнения других. -Да -Есть какое-то правило (алгоритм) |
Открытие нового знания |
8мин |
Задание 4 1)Предлагает рассмотреть решение задачи № 225(а) и понять алгоритм разложения натурального числа на простые множители. 2) проверяет уровень понимания с помощью заданных вопросов: -Какие числа записаны в столбце справа от вертикальной черты? -В каком порядке они расположены, если смотреть сверху вниз? -Какие числа записаны в столбце слева от черты?
-Таким образом, что нужно знать, чтобы найти первый делитель данного числа, затем второй и т.д и, наконец, разложить данное число на простые множители? Задание5 а) Предлагает задание на применение признаков делимости: -поднимите карточки, на которых записано число, делящееся на 2, - …на 3 -…на 5 -…простое число б) задание на карточках (приложение 2) (слайд 8) -задание дается если времени достаточно Физкультминутка (слайд 9 )
|
1)разбирают решение предложенное в рабочей тетради
2)отвечают на вопросы
-Простые
-В порядке возрастания
-Частное от деления чисел, стоящих в предыдущей строке -Признаки делимости и простые числа
а) У каждого ученика на столе карточка с записанным на ней натуральным числом. Ученики поднимают карточки, соответствующие вопросу учителя. Осуществляют самопроверку (слайд 7)
Выполняют задание в парах
Проводит ученица, читая стихотворение и имитируя движения по тексту: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сесть. |
Первичное закрепление |
4 мин |
Задание 6 Предлагает выполнить задание 646, 647 - кто правильно решил? |
Выполняют и проверяют (слайд 10,11) Решил полностью и правильно (красная) Решил в целом правильно, не представив 2*2 в виде степени (желтая) Решил с ошибкой или совсем не решил (зеленая) |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
8 мин |
Задает задание. Разложите на простые множители числа Вариант1 Вариант 2 42, 40, 220 54, 80, 250 |
Решают и проверяют (слайд 12) Взаимопроверка в паре и оценивание выполненной работы. 1 верный ответ -3, два верных -4, три верных ответа -5 |
Рефлексия
|
3 мин |
-Вспомните какую цель мы поставили в начале урока? Чему мы хотели научиться? (слайд 13) -Достигли мы её? -Кто хорошо понял, как раскладывать числа на простые множители? (красная карточка) -Кто не все понял, допустил ошибки? (желтая карточка) -Кто не понял, как раскладывать числа на простые множители? (зеленая карточка)
|
Отвечают на вопросы. Оценивают себя
|
Домашнее задание |
2мин |
Задает и комментирует домашнее задание. Обязательное (слайд 14) Для всех: п.3.4, № 638(а-д) Дополнительное Для смекалистых «Кенгуру- клуб» предлагает: 1) Любитель арифметики перемножил первые 2002 простых числа. На сколько нулей заканчивается произведение? (А) 0 (В) 1 (С) 10 (D) 20 (Е) 100 2) У двузначного числа n цифра десятков в два раза больше, чем цифра единиц. Тогда число n обязательно (А) четное (В) нечетное (С) меньше 20 (D) делится на 3 (Е) делится на 6 Для творческих: придумать текстовую задачу, для ответа на вопрос которой, придется разложить на множители натуральное число. Раздает дополнительное задание желающим.(приложение 3)
|
Записывают задание в дневник. Те учащиеся, кто выбрал дополнительное задание поднимают руку и получают задание на карточке. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.