Родителям предлагается обратиться к своему родительскому опыту с целью осознать качества характера своего ребенка.В течение 1 минуты необходимо продолжить фразу «Мой ребенок…» и разделить их на две группы:
1-я – те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я – те, которые вы бы хотели изменить в нем.
В процессе обсуждения психолог подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.
Форма проведения – деловая игра.
Тема: «Мудрость ангелов».
Цель: осознание качеств характера своего ребенка.
Участники: родители.
Структура занятия:
I. Организационновводная часть:
-
-
-
II. Основная часть:
-
-
III. Заключительная часть:
-
-
-
подведение итогов занятия,
упражнение «Круг друзей»,
прощание.
приветствие,
упражнение «Ребенок в нас»,
обсуждение домашнего задания – «Какой я родитель?»
деловая игра «Мудрость ангелов»,
притча о двух ангелах.
I. Организационновводная часть:
Приветствие
Упражнение «Ребенок в нас».
Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в
детстве ты был(а)…» В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему
характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться,
кроме того способствует активизации детского эгосостояния родителей, что
создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.
Обсуждение домашнего задания – «Какой я родитель?»
II. Основная часть.
Деловая игра «Мудрость ангелов».
Родителям предлагается обратиться к своему родительскому опыту с целью
осознать качества характера своего ребенка.
Задание 1.
Подумайте, пожалуйста в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу
«Мой ребенок…». А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка
и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая
черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой
ребенок невнимателен».
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
1я – те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2я – те, которые вы бы хотели изменить в нем.Посмотрите, каких качеств больше – положительных или отрицательных?
Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать,
отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
Задание 2.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту.
Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным
супермаркетом. В нем три этажа:
на 1м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
на 2м этаже – обычные товары средней цены и качества;
на 3м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные
вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по
очереди)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал
«третьему этажу» был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с
углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши
несбывшиеся мечты…
Но к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В
нем есть чтото от 1го, 2го и 3го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам
нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Задание 3.
Работа проходит в группах по 56 человек. Группы делятся по любому
признаку – на усмотрение психолога.
Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по
вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы
более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи – то
есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и
рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для
работы 10 минут. (предупредить группу, когда пройдет половина времени и за
минуту до окончания работы) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать
выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в
группах.
Процедура: один человек от группы представляет рекламу, участники других
групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они
решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора
(например, упрямство, так как это близко к настойчивости..).Задание 4.
Обсуждение в кругу:
Легко ли вам было выполнять эту работу?
В чем сложность?
Увидели ли вы чтото новое в этом качестве, черте характера?
Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию
того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит
смена иррациональных родительских установок.
В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет
взглянуть на старые проблемы поновому.
Притча о двух ангелах.
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из
вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому
человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным
человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго
не мог уснуть. А когда ему всетаки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил
какойто шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в
стене. молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить
это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал
упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
Не все является тем, чем кажется, ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у
дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и
даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту
ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. – в прошлый раз ты
помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в
твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
Не все является тем, чем кажется!Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал
старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
Не все является тем, чем кажется, ответил в третий раз старый ангел. – в
прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая
клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь
приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит
между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и
хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.
III. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Этот этап важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям
осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия,
получить поддержку от психолога и других участников. Каждому предлагается
ответить на три вопроса: «Что я чувствую? О чем я думаю? Что я хочу сделать?».
В конце каждого занятия практикуется оказание поддержки одному из участников
по принципу гештальтисткого «горячего стула».
Упражнение «Круг друзей»
Цель эмоциональное сплочение группы.
Все берутся за руки и говорят: «Спасибо всем за то, что нами прожито
сегодня!».