«Деловая игра «Проценты в современном мире»
Оценка 5

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
8 кл
20.05.2019
«Деловая игра  «Проценты в современном мире»
Традиционные уроки повторения могут стать средством активации творческой деятельности учащихся. В этой работе хочу рассмотреть разработку деловой игры, с помощью которой можно лучше осмыслить и закрепить соответствующий материал. Как известно, играют не только дети, играют и взрослые. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моде-лируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптималь-ный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
Меркулова К.А. Проект.docx
«Деловая игра  «Проценты в современном мире» (методическая разработка)                                                                                                     Меркулова Карина Александровна «Недостаточно учить человека лишь специальности,  поскольку в этом случае он сделается только полезной машиной,  но не полноценной личностью... Он должен глубоко осознавать, что красиво и что морально. Иначе со своими специализированными профессиональными знаниями он больше похож на хорошо выдрессированную собаку,  чем на гармонично развитую личность»  Альберт Эйнштейн 1. Введение.          Традиционные уроки повторения могут стать средством активации творческой деятельности  учащихся. В этой работе хочу рассмотреть разработку деловой игры, с помощью которой можно  лучше осмыслить и закрепить соответствующий материал. Как известно, играют не только дети, играют и взрослые. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла  моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается  оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.        Для деловой игры характерно наличие:     имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений;              проблемной ситуации;  ролей;  ролевых целей и общей цели всего коллектива;  взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;  коллективной деятельности;  цепочки решений.     В любой деловой игре имитируется деятельность какой­либо организации, предприятия или  подразделения, например конструкторского бюро, строительной фирмы и т.д. Могут имитироваться  события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы  и т. д.). В деловых играх для учащихся имитационная модель представляется в упрощенном виде, не  затрагивая мелочи, которые важны для профессионалов, чтобы не отвлекать внимание студентов на  несущественные вопросы. Модель имитации является отправным моментом в конструировании игры.      Желательно, чтобы уроки­игры проводились в такое время, когда ребятам необходима разрядка.  Нужно хорошо помнить, что игра перестает быть игрой, если она не добровольна. Во время такого  урока делаем меньше замечаний, чтобы не снижался интерес к игре. Такая работа не должна утомлять детей и не следует вводить установку на скорость. О таком уроке заранее сообщается учащимся, с  тем, чтобы они могли провести соответствующую подготовку дома.       На таком уроке каждый ученик изучает материал вместе с соседом по парте. Так учащиеся  углубляют, расширяют, обобщают и систематизируют знания. Если кто­то из учащихся не понял ту  или иную тему, формулу – то обобщение повторения призвано устранить этот недостаток.    Если у слабоуспевающих учащихся плохо развито умение выделить в изученном материале главное,  существенные мысли, то наиболее подготовленных отличает стремление к логическим выводам, к  познанию причинно­следственных отношений.      Если слабоуспевающий чаще всего предпочитают привычные способы действия, легко  воспроизводимые по памяти, а отсюда и большее желание решать лишь по трафарету, то способные  учащиеся предпочитают решение творческих задач. Если у слабоуспевающих в основе развито интуитивно­практическое мышление, то у подготовленных развито еще словесно­логическое. Все это  говорит о необходимости «разбудить», «расшевелить» более слабого ученика. Такого типа уроки  являются вспомогательным средством для возбуждения познавательного интереса. 2. Основная часть.    Начинается урок общения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом  оказались ученики, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы и более  сильного ученика­помощника.      В любом случае деловая игра – это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с  четко выраженной структурой. Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе  которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение  проблемы.     В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать свои знания, умения,  воображения, опыт. Особенно ценно то, что в процессе игры вырабатывается умение мыслить  системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.  В условиях игры студенты перевоплощаются в будущих специалистов и выступают в адекватной роли  в моделируемой обстановке.      Учащиеся приступают к работе. Учитель обходит кабинет, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости помощь. Почему необходимы деловые игры?             Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес учащихся к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала. Для чего необходимы деловые игры?           Игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику   проявить  творческие   способности,   что   является   удовлетворением   потребности   в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе. Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще.   Недаром   игра   —   основное   времяпрепровождение   любого   подростка.   Именно   ранняя подсознательная   память   толкает   взрослого   человека   к   такому  методу   личностного   развития, которое доставляет  большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное   время   побыть   в   чужой  роли,   творить   другую   линию   поведения   и   одновременно отдыхать от самого себя.      Что я получаю в результате проведения игры? • Понимание и усвоение материала любой степени сложности учащимися; •   развитие   умений   и   навыков   их   работы   в   команде,   наблюдения   и   принятия   решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств; •   развитие   у   учеников   продуктивного   мышления,   наблюдательности,   памяти,   творческих способностей,   настойчивости,   упорства,   умения   доказывать   и   отстаивать   свою  точку   зрения, организаторских способностей. Таким   образом,   деловые   игры   позволяют   мне   за   короткий   срок   в   несколько   приемов добиться   целей,   на   достижение   которых   при   традиционном   обучении   уходят   без   особенной эффективности многие часы и огромные усилия. Главная   задача   этого   метода  —   развить   умение   анализировать   поставленные   задачи, вырабатывать решения самостоятельно. В деловых играх могут моделироваться отношения конкретной борьбы или взаимодействия, а также соревнования между играющими. Цель игры: Ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в  профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества  знаний учащихся по данной теме. Учебно­воспитательные задачи: 1. Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявит  свои деловые качества: умение «презентовать « себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость. 2. Способствовать развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию  творческих коммуникативных способностей учащихся. 3. Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здравого соперничества. План проведения: 1. Вступительное слово ведущего (учителя). 2. Выполнение предложенных заданий. 3.Подведение итогов. Подготовка   человек: 5 групп по 4 человека. Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных  вычислений: «Распродажа», «Тарифы», «Штрафы», «Банковские операции», «Голосование». Роли  всех участников распределяются до игры и объясняются правила. После распределения ролей между  учащимися готовятся бланки заданий для каждой группы, печатаются названия групп и каждому  учащемуся делается эмблема с его именем и ролью. Можно использовать музыкальное оформление,  тогда фонограмму надо записать заранее. Также нужно продумать расположение мебели в классе,  места для команд и зрителей. 1­ая группа « Распродажа»: 1) Менеджер магазина (проверяющий)  : Игра проводится как урок повторения темы «Проценты». В игре принимает участие 20  2) Продавец антикварного отдела (решает задачу) 3) Продавец обувного отдела (решает задачу) 4) Покупатель (роль второго плана) 2­ая группа « Тарифы»: 1) «Аудитор» (проверяющий)  2) Сотрудник коммунального отдела (решает задачу) 3) Продавец мобильных телефонов (решает задачу) 4) Квартиросъёмщик (роль второго плана) 3­я группа « Штрафы»: 1)Старший кассир (проверяющий) 2)Кассир 1(решает задачу) 3)Кассир 2 (решает задачу) 4) Водитель машины (роль второго плана) 4­я группа « Банковские операции»: 1)Управляющий (проверяющий) 2)Бухгалтер (решает задачу) 3) Экономист (решает задачу) 4) Вкладчик (роль второго плана) 5­ая группа «Голосование»: 1)Председатель счетной комиссии (проверяющий) 2)Участник ученического совета (решает задачу) 3)Член избирательной комиссии (решает задачу) 4) Избиратель (роль второго плана) Правила игры. 1. Вступительное слово ведущего. Все игроки занимают свои места. Ведущий сообщает цели игры, кратко напоминает её правила.  Проверяющие от каждой команды получают от ведущего карточки с заданиями для своей команды. Задачи команды: ­ быстро и качественно решить задачи; ­качественно осуществить контроль, т.е. провести проверку решения задач; ­презентовать свою группу (проявить артистизм).    2. Выполнение предложенных заданий По сигналу начинается решение поставленных задач, все игроки команды решают отдельно друг от  друга. Но по желанию игрок второй роли может помогать своей команде. Все бланки с решениями  подписываются игроками. (Учитель проходит по классу делает пометки). 3.Проверка заданий и подготовка презентаций команд. Затем проверяющие забирают решения игроков и сравнивают со своим решением, т.е. осуществляют  проверку, исправляют ошибки, если они есть. А в это время остальные члены команды готовят  презентацию своей группы. То есть им нужно оживить своих героев и свои задания. Придумать способ общения между своими действующими лицами, проговорить условие задачи и её ответ, примерить на  себя роль конкретного человека в жизненной ситуации. (Учитель проходит по классу делает пометки). 4. Просмотр презентаций каждой команды При просмотре презентации оценивается артистизм каждой команды, как они могли реализовать себя  в данной роли, как проявили свои деловые качества, на каком уровне проходило общение между  членами команд. (Учитель проходит по классу делает пометки). 5.Подведение итогов. После того, как произведены все подсчеты, ведущий объявляет результаты игры. Побеждает,  естественно, команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки учитель выставляет каждому игроку отдельно. В журнал выставляются только хорошие  отметки, а действиям некоторых учащихся дается устная оценка или какие­то рекомендации. Задания для команд. 1­й группа «Распродажа». Менеджер магазина Антикварный магазин приобрел старинный стол за 30 тыс р.выставил его на продажу, повысив цену на  60%. Но этот стол был продан магазином лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на  20%.Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного стола? Продавец антикварного отдела. Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс.р. и выставил его на продажу, повысив  цену на 60%. Но этот предмет был продан только через неделю, когда магазин снизил его новую цену на  20%.. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета? Продавец обувного отдела. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на24%, а потом ещё на 10%. Сколько  рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 рубля? Покупатель. Вы любите заниматься спортом и старинные вещи, а также посещать магазины во время распродажи.  Вам примерно 40 лет. Зайдя в магазин на распродажу, обратитесь за советом к менеджеру: «Где  дешевле приобрести антикварную вещь и кроссовка?». Потом у продавцов поинтересуйтесь «Сколько  же вы получили прибыли от моей покупки?» и «Сколько рублей я сэкономлю на покупке кроссовок?» 2­й группа «Тарифы». Аудитор. В начале года тариф на электроэнергию составляя 40 к. за 1 кВтч. В середине года он увеличился на  50%, а в конце года – еще на 50%. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%,  более чем на 100%. Сотрудник коммунального отдела. В начале года тариф на электроэнергию составляя 40 к. за 1 кВтч. В середине года он увеличился на  50%, а в конце года – еще на 50%. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%,  более чем на 100%. Продавец мобильных телефонов. Тарифы для мобильных телефонов зависят от систем оплаты. В2000г. тарифы оплаты по системе К и М были одинаковы, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались (см.  таблицу). Сравните тарифы в 2003 году. Тарифы По системе К По системе М 2001 Увеличен на 10% Уменьшен на 5% 2002 Уменьшен на 3% Увеличен на 3% 2003 Уменьшен на 3% Увеличен на 3% Квартиросъемщик Вы следите за изменением цен, и вас заинтересовало повышение цен на электроэнергию, а также вы  хотите перейти на новый тариф сотовой связи. Вы молоды. Обратитесь сначала к сотруднику  коммунального отдела: «Как вы считаете, тариф на электроэнергию увеличился менее чем на  100%?».Затем обратитесь к продавцу мобильных телефонов: «Я был на тарифе К, вот не знаю, остаться на нем или перейти на другой. Посоветуйте» 3­й группа « Штрафы». Старший кассир Если водитель не прошел техосмотр автомашины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на ½  минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра примерно 150 р., а размер  минимальной заработной платы 500 р. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра,  если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3 % за услуги банка? Кассир 1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины , то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на ½  минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра примерно 150 р., а размер  минимальной заработной платы 500 р. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра,  если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3 % за услуги банка Кассир 2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 2500р.  Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день  начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить  родителям, если они просрочат оплату на неделю? Водитель машины. Вы хороший водитель, но вот техосмотр не прошли, вместо талона у вас висит календарик, вот вас и  оштрафовали. Обратитесь к кассиру1: «Вы не могли бы посчитать, на сколько процентов я заплачу  штрафа больше от суммы техосмотра». Затем вы вспомните, что забыли заплатить за занятия ребенка в  музыкальной школе. Обратитесь к кассиру 2» Я просрочил оплату на неделю, сколько же теперь  придется заплатить?» 4­й группа «Банковские операции». Управляющий На диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину  первоначального вклада и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и вычислите,  какую сумму получит вкладчик через 12 лет? Срок,  год Сумма, р 12000 14400 17280 20736 24883 29860 35832 1 2 3 4 5 6 7 Бухгалтер. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000  р. И решил в течении 5 лет не снимать денег со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег  будет счету вкладчика через го, через 5 лет. Экономист. На диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину  первоначального вклада и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и вычислите,  какую сумму получит вкладчик через 12 лет? Срок,  год Сумма, р 12000 14400 17280 20736 24883 29860 35832 1 2 3 4 5 6 7 Вкладчик. Вы любите делать вклады, покупать ценные бумаги. Вы – «новый русский». В данном банке у вас два  счета. Обратитесь к бухгалтеру с вопросом: «Сколько у меня будет денег через год, через пять лет, если не брать процентные начисления?» А к экономисту : « Вы не подскажете, я не помню, какую сумму  первоначально положил на счет и сколько будет через 12 лет на счете». 5­й группа «Голосование» Председатель счетной комиссии. В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 36%  избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В.В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы  избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовало 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из  кандидатов победил на этом участке ( победитель должен преодолеть 50%барьер) и на сколько %  обогнал своего соперника? Член избирательной комиссии. В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 36%  избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В.В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы  избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовало 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из  кандидатов победил на этом участке (победитель должен преодолеть 50%барьер) и на сколько %  обогнал своего соперника? Участник ученического совета. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении школьной формы участвовали 88 %  учащихся. На вопрос референдума 75%принявших участие в голосовании ответили «ДА». Какой  процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно? Избиратель. Вы очень любите ходить на всякие митинги, собрания. Вам лет 70. Вот и сейчас после выборов  президента вас очень интересует вопрос». Кто из кандидатов победил на вашем избирательном участке  и на сколько процентов опередил своего соперника?» Обратитесь с этим вопросом к члену  избирательной комиссии. Но вы также хотите узнать, как прошел школьный референдум вашего внука». Сколько же процентов учащихся проголосовало за введение школьной формы?». Обратитесь с этим  вопросом к участнику ученического совета. Результаты деловой игры: ­ Усвоение учащимися темы «Проценты», применения знаний, умений и навыков на практическом  решении задач по данной теме; ­  Расширить экономический словарный запас, развивать логическое мышление, экономическую  грамотность, математическую смекалку, творческое мышление; ­ Воспитать культуру поведения на уроке, правильную организацию труда при самостоятельной  работы. 3.Заключение.       Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой  учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить  значение математических знаний в производственном труде, самостоятельно овладеть необходимым  теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.      Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников,  что помогает им находить решения поставленной задачи. Решение поставленной задачи доступно и полезно как в математическом плане, так и в плане  обогащения учащихся запасом практических сведений. После выполнения такой системы заданий цель урока будет понятна всем ученикам и усвоение темы  пойдет быстрее и качественнее.        Итак, игровой прием, приведенный в этой статье, может способствовать усвоению учащимися  элементов учебной деятельности, воспитывать у них более заинтересованное и сознательное  отношение к процессу обучения.         У ребят возникает желание импровизировать и составлять новые задачи.         А правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство  активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей. При этом  следует давать больше несложных примеров, т.к. сложные задания уводят учеников от главного и  требуют много времени. Усвоить понятие – не только знать определение и признаки предметов и явлений, охватываемых  данным понятием, но и уметь применять его на практике, уметь оперировать им.        Осознанно, глубокое и прочное знание изученного понятия позволяет включить его в  многообразные связи и логические отношения с другими понятиями в самых различных ситуациях.       Самое главное – показать на доступных задачах применение математики на практике. Что  повлечет за собой повышение интереса к изучению предмета в целом

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»

«Деловая игра «Проценты в современном мире»

«Деловая игра  «Проценты в современном мире»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019