Урок-игра по финансовой грамотности
Классы: 2,3,4-б
Цель:развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
- способствовать формированию экономического образа мышления;
- воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
Представление о результатах:
Личностные:
- осознание себя как части семьи, общества;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
познавательные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
регулятивные:
- оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;
коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, купюры разных стран.
Используемая литература: урок разработан на основе квеста-игры учителя начальных классов МБОУ «Кайлинская ООШ» С. А. Черемисовой, с использованием материалов изданий С. Федина «Финансовая грамотность» (2,3,4 классы)
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок-игра по финансовой грамотности.
Для чего нам это нужно?
Сегодня мы совершим путешествие по 4-м станциям. Мы разделимся на две команды. Каждая команда будет выполнять задания и получать деньги(жетоны) за свою работу на каждой станции. В конце урока мы подсчитаем количество заработанных «денег» и определим победителя.
Наше путешествие начинается!
III. Работа по этапам игры.
1 станция «Денежная»
Беседа:
- Что такое деньги? Как люди пользуются деньгами? (стоимость ответа – 1руб.)
- Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги? (1 руб.)
- Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной? (1 руб.)
Раньше, когда ещё не придумали деньги, люди обменивались между собой товарами. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Но такой обмен был неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. И тогда люди придумали монеты.
Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!
А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.
Рассматривают настоящую купюру в 100 рублей, чтобы научиться отличать настоящие деньги от фальшивых.
Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!
Задание 1.Соедините части пословиц и объясните их смысл. (5 руб.)
|
1. Без денег торговать 2. Восьми гривен 3. Гроша не стоит 4. Лучше на гривну убытку 5. На грош дела |
A. до рубля не хватает. Б. на рубль суматохи. В. как без соли хлебать. Г.а глядит рублём. Д. чем на алтын стыда. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
2 станция «Аэропорт»
Сегодня в России насчитывают более 100 авиакомпаний, которые перевозят людей из города в город. Среди них есть популярные, просто известные, малоизвестны и вовсе не знакомые компании. Каждая отличается личным логотипом и набором предлагаемых услуг.
Задание 1.Рассмотрите таблицу и сделайте выводы (5 руб.).
Стоимость авиабилета Калининград-Москва
|
Название авиакомпании |
«Аэрофлот» |
«Ютэйр» |
«Уральские авиалинии» |
|||||
|
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
|||
|
Стоимость билета за один день до вылета |
23500 |
9100 |
26800 |
12600 |
23200 |
10100 |
||
|
Стоимость за три дня до вылета |
38600 |
5610 |
26200 |
3885 |
23500 |
3780 |
||
|
Стоимость билета за месяц до вылета |
23500 |
3500 |
26700 |
3485 |
22600 |
3480 |
||
Беседа:
От чего зависит стоимость авиабилета? (от авиакомпании, класса перевозки, времени покупки билета). Еще многие авиакомпании поднимают цену в выходные дни. (2 руб.)
Чем отличаются бизнес-класс и эконом-класс? (1 руб.)
Как купить наиболее выгодно для себя? (2 руб.)
1. Билет надо покупать заранее. За один день до вылета цены снижаются только на билеты бизнес-класса.
2. Смотрим на авиакомпанию. Возможно, у Вашей семьи есть какие-то льготы или акционные купоны какой-нибудь компании.
3. Если льгот нет, выбираем наиболее низкую цену.
3 станция «Банк»
Беседа:
Что такое банк? (1 руб.)
Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.
Чем отличается банкомат от терминала? Для чего они нужны? (2 руб.)
Что такое валюта? (денежная единица государства) (1 руб.)
Какие виды валюты вы знаете? (1 руб.)
Какая официальная валюта в России? (1 руб.)
Рассматривают настоящие купюры из Украины, Китая, Гонконга, ОАЭ, России, сравнивают их, находят общие и отличительные черты (по 1 руб. за ответ)
Задание 1.Сопоставьте: (7 руб.)
|
1. Рубль |
А. Польша |
|
2. Доллар |
Б. Япония |
|
3. Евро |
В. Россия |
|
4. Злотый |
Г. Великобритания |
|
5. Фунт стерлингов |
Д. Китай |
|
6. Иена |
Е. США |
|
7. Юань |
Ж. Страны Европы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.(5 руб.) Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.
4 станция «Супермаркет»
Беседа:
- Может ли человек купить всё, что ему захочется? (1 руб.)
-Что нельзя купить ни за какие деньги? (1 руб.)
- Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар? (1 руб.)
-Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (1 руб.)
-Для чего в супермаркете ставят большие тележки? (1 руб.)
-Как найти в супермаркете самый дешевый товар? (1 руб.)
-Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? (1 руб.)
Задание 1.Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу. (8 руб.)
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? (5 руб.)
|
1) хлеб |
11)
яйцо 13) картофель 14)
овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) |
19)
сельдь 26) мясо
|
Заполни таблицу
|
Необходимо |
Время от времени |
Не нужны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Подведение итогов.
Обе команды подсчитывают набранные очки, объявляется победитель.
Беседа:
- Какие задания показались вам сложными? Почему?
- Какие не вызвали затруднений?
- Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?
V. Домашнее задание:
Исследовательский мини-проект «Шарлотка»
Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.
*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:
- пошаговое исследование, которое было проведено;
- выводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 станция
Задание 1.Соедините части пословиц и объясните их смысл.
|
1. Без денег торговать 2. Восьми гривен 3. Гроша не стоит 4. Лучше на гривну убытку 5. На грош дела |
А. до рубля не хватает. Б. на рубль суматохи. В. Как без соли хлебать. Г.а глядит рублём. Д. чем на алтын стыда. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
1 станция
Задание 1.Соедините части пословиц и объясните их смысл.
|
1. Без денег торговать 2. Восьми гривен 3. Гроша не стоит 4. Лучше на гривну убытку 5. На грош дела |
А. до рубля не хватает. Б. на рубль суматохи. В. как без соли хлебать. Г. а глядит рублём. Д. чем на алтын стыда. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
1 станция
Задание 1.Соедините части пословиц и объясните их смысл.
|
1. Без денег торговать 2. Восьми гривен 3. Гроша не стоит 4. Лучше на гривну убытку 5. На грош дела |
А. до рубля не хватает. Б. на рубль суматохи. В. как без соли хлебать. Г. а глядит рублём. Д. чем на алтын стыда. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
1 станция
Задание 1.Соедините части пословиц и объясните их смысл.
|
1. Без денег торговать 2. Восьми гривен 3. Гроша не стоит 4. Лучше на гривну убытку 5. На грош дела |
А. до рубля не хватает. Б. на рубль суматохи. В. как без соли хлебать. Г. а глядит рублём. Д. чем на алтын стыда. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
2 станция
Задание 1.Рассмотрите таблицу и сделайте выводы.
Стоимость авиабилета Калининград-Москва
|
Название авиакомпании |
«Аэрофлот» |
«Ютэйр» |
«Уральские авиалинии» |
|||||
|
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
|||
|
Стоимость билета за один день до вылета |
23500 |
9100 |
26800 |
12600 |
23200 |
10100 |
||
|
Стоимость за три дня до вылета |
38600 |
5610 |
26200 |
3885 |
23500 |
3780 |
||
|
Стоимость билета за месяц до вылета |
23500 |
3500 |
26700 |
3485 |
22600 |
3480 |
||
2 станция
Задание 1.Рассмотрите таблицу и сделайте выводы.
Стоимость авиабилета Калининград-Москва
|
Название авиакомпании |
«Аэрофлот» |
«Ютэйр» |
«Уральские авиалинии» |
|||||
|
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
|||
|
Стоимость билета за один день до вылета |
23500 |
9100 |
26800 |
12600 |
23200 |
10100 |
||
|
Стоимость за три дня до вылета |
38600 |
5610 |
26200 |
3885 |
23500 |
3780 |
||
|
Стоимость билета за месяц до вылета |
23500 |
3500 |
26700 |
3485 |
22600 |
3480 |
||
2 станция
Задание 1.Рассмотрите таблицу и сделайте выводы.
Стоимость авиабилета Калининград-Москва
|
Название авиакомпании |
«Аэрофлот» |
«Ютэйр» |
«Уральские авиалинии» |
|||||
|
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
Бизнес-класс |
Эконом-класс |
|||
|
Стоимость билета за один день до вылета |
23500 |
9100 |
26800 |
12600 |
23200 |
10100 |
||
|
Стоимость за три дня до вылета |
38600 |
5610 |
26200 |
3885 |
23500 |
3780 |
||
|
Стоимость билета за месяц до вылета |
23500 |
3500 |
26700 |
3485 |
22600 |
3480 |
||
3 станция
Задание 1.Сопоставьте:
|
1. Рубль |
А. Польша |
|
2. Доллар |
Б. Япония |
|
3. Евро |
В. Россия |
|
4. Злотый |
Г. Великобритания |
|
5. Фунт стерлингов |
Д. Китай |
|
6. Иена |
Е. США |
|
7. Юань |
Ж. Страны Европы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.
Ответ:____________________________.
3 станция
Задание 1.Сопоставьте:
|
1. Рубль |
А. Польша |
|
2. Доллар |
Б. Япония |
|
3. Евро |
В. Россия |
|
4. Злотый |
Г. Великобритания |
|
5. Фунт стерлингов |
Д. Китай |
|
6. Иена |
Е. США |
|
7. Юань |
Ж. Страны Европы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.
Ответ:____________________________.
3 станция
Задание 1.Сопоставьте:
|
А. Польша |
|
2. Доллар |
Б. Япония |
|
3. Евро |
В. Россия |
|
4. Злотый |
Г. Великобритания |
|
5. Фунт стерлингов |
Д. Китай |
|
6. Иена |
Е. США |
|
7. Юань |
Ж. Страны Европы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.
Ответ:____________________________.
4 станция
Задание 1.Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
|
A. Выложить продукты из тележки. Б. Получить сдачу. |
В. Проверить сроки годности. Г. Выбрать продукты. |
Д. Проверить чек. Е. Оплатить покупки.
|
Ё. Занять очередь в кассу. Ж. Взять тележку. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?
|
1) хлеб |
10) молоко 11)
яйцо 13) картофель 14)
овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) |
18) кондитерские изделия 19)
сельдь 26) мясо |
Заполни таблицу
|
Необходимо |
Время от времени |
Не нужны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 станция
Задание 1.Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
|
A. Выложить продукты из тележки. Б. Получить сдачу. |
В. Проверить сроки годности. Г. Выбрать продукты. |
Д. Проверить чек. Е. Оплатить покупки.
|
Ё. Занять очередь в кассу. Ж. Взять тележку. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?
|
1) хлеб |
10) молоко 11)
яйцо 13) картофель 14)
овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) |
18) кондитерские изделия 19)
сельдь 26) мясо |
Заполни таблицу
|
Необходимо |
Время от времени |
Не нужны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание:
Исследовательский мини-проект «Шарлотка»
Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.
*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:
- пошаговое исследование, которое было проведено;
- выводы.
Домашнее задание:
Исследовательский мини-проект «Шарлотка»
Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.
*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:
- пошаговое исследование, которое было проведено;
- выводы.
Домашнее задание:
Исследовательский мини-проект «Шарлотка»
Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.
*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:
- пошаговое исследование, которое было проведено;
- выводы.
Домашнее задание:
Исследовательский мини-проект «Шарлотка»
Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.
*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:
- пошаговое исследование, которое было проведено;
- выводы.
Домашнее задание:
Исследовательский мини-проект «Шарлотка»
Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.
*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:
- пошаговое исследование, которое было проведено;
- выводы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.