Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября
"День народного единства"
Оформление зала: на авансцене справа – флаг РФ стандартного размера, рядом на
боковой кулисе – герб РФ. На левой части задника сцены – экран для демонстрации
компьютерных слайдов.
До начала концерта в фойе и в зале звучит музыка к операм Глинки “Жизнь за царя” и
Мусоргского “Борис Годунов”; на экране меняются картины русских пейзажей.
Оборудование: компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная
символика РФ, икона Казанской богоматери.
Концерт начинается со звучания Гимна РФ в записи хора. На экране – карта РФ.
Все зрители встают, поют вместе с хором.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Входят двое ведущих
I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их
существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.
У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в
нашу историю под названием Смутного времени.
Те, кто высказывают какието сомнения относительно уместности нового праздника,
недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.
Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польскошведской интервенции. Это
было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.
На экране – картина Чистякова “Смутное время”
II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы –
совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только
крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это
происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, изза
бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те
сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы
оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые
усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.
I ведущий: Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того
времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно
определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов
существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы
были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило,
когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.
II ведущий: Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его
законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно
обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть,
самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том
числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его
царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И
вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только
он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал
повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали.
Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь
неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый,
как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены.
I ведущий: И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная
катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на
возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже
представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции,
но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.
II ведущий: И тем не менее нашлись здоровые силы – и в простом народе, и среди
правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия
Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее
возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не
только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное
самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.
На экране – фото Алексея II
I ведущий: “Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не
только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы
Смутное время не удалось преодолеть”.Это цитата нынешнего патриарха Всея Руси
Алексия II.
II ведущий: Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Причем не от
интервенции польской, а от внутреннего разложения. Выходят следующие трое участников, поют под музыкальную фонограмму
1 куплет песни из к/ф “Офицеры”.
На экране – портреты Минина, Пожарского, патриарха Гермогена, Сусанина
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой
Только громкая доблесть их
Поселилась в сердцах живых
Этот вечный огонь,
Нам завещанный от них,
Мы в груди храним.
Включается фонограмма: Д.Верди – фрагмент из увертюры к опере “Сила судьбы”,
М.Мусоргский симфоническая фантазия “Ночь на Лысой горе”.
Под звучание тревожной мелодии участники читают поэму Т.Павлюченко “Русская
смута”
I участник:
Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.
II участник:
Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно
III участник:
Лжедмитрий – бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, всё же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.
I участник:
Лжецарь – в Москве, в Москве – поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы – в грязь, к своим ногам. II участник:
В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов?
III участник:
Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?
I участник:
Он – новый претендент на царство.
Любым путём пришёл занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия — на воре – вор
II участник:
Насильно принял Шуйский постриг:
С престола – вон, подальше – в монастырь.
Опять вопрос о власти острый:
Стране – державной быть??? Или... пустырь?!
III участник:
Московская бояр верхушка
Опять впустила польские отряды
Российский трон для них – игрушка:
“Царём – Владислава нам надо”.
I участник:
Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу – не быть самодержавным,
В Москве Владиславу – порусски жить.
II участник:
Но Сигизмунд – монарх коварный –
Отец Владислава – поляк –
За власть он в бой вступил неправый,
Коль сын согласен править так.
III участник: Осталась церковь лишь единой,
Молилась за Россию ночь и день.
“Сбирайтесь, россияне, воедино” –
Призвал из заточенья Гермоген.
I участник:
Призыв пришёл нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.
II участник:
Что нет конца проклятой Смуты,
Руси – не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы –
Уже готово вороньё для пира.
III участник:
Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли
Взывал к народу: “Русь спасайте!”
Возможен внос иконы Богородицы Казанской.
На экране – картина Маковского “Возвышение Минина к нижегородцам”
I участник:
Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
“Победа Родины – святое дело”.
II участник:
Пожарский Дмитрий – воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
“Полякам не топтать Москву ногами”.
III участник:
Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю. Заканчивается звучание фонограммы колокольным звоном
На сцене ведущие
I ведущий: Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян,
ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской
богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады,
во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от
голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор
избрал царём 16летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя
означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
На экране высвечивается иллюстрация к книге Рылеева “Иван Сусанин” “Любовью к
родине дыша”
II ведущий: В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где
вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги
захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к
убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем
предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.
Инсценирование поэмы К. Рылеева “Иван Сусанин” на фоне музыкальной фонограммы
(фрагмент оперы М.Глинки “Жизнь за царя”). На экране иллюстрация из книги К. Рылеева
“Любовью к Родине дыша”.
Действующие лица:
1. Чтец.
2. И.Сусанин.
3. Поляки (3–4 человека).
Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, –
Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.
Поляк:
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.
Поляк: Куда ты завёл нас?”
Чтец: лях старый вскричал
Сусанин “Туда, куда нужно, Чтец: Сусанин сказал
Сусанин:
Убейте, замучьте, – моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!
Поляки: “3лодей!”
Чтец: закричали враги, закипев.
Поляки: “Умрёшь под мечами”.
Сусанин:
“Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело.
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь”.
Поляки: “Умри же!”
Чтец:
Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.
Поляк: “Погибни, предатель! Конец твой настал!”
Чтец:
И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила.
На экране – миниатюра “Избрание Михаила Романова на царство”
I ведущий: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих
городах то тут, то там объявлялись цари – самозванцы. Гражданская война продолжалась
до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в
развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское
хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь|.
II ведущий: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к
святому делу – возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и
показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения. На экране слайд – памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и
памятник Сусанину в Костроме
Участники исполняют песню:
(Музыка и слова М. Ножкина) под музыкальную фонограмму
На экране во время исполнения песни карта РФ на экране сменяется картинками
русских пейзажей
Содержание демонстрационного материала (компьютерных слайдов).
1. Карта РФ.
2. Государственная символика РФ.
3. Фото патриарха всея Руси Алексия из газеты “Труд”. 11.2005 г.
4. Борис Годунов фрагмент росписи Московского кремля.
5. Л. Килиан. Лжедмитрий 1.
6. К. Вениг. Последние минуты Самозванца.
7. П.Чистяков. Смутное время.
8. К. Маковский. Воззвание К.Минина к нижегородцам.
9. Иван Сусанин – иллюстрация к книге К.Рылеева “ Любовью к Родине дыша”.
10. Н.Лавинский. Памятник И.Сусанину в Костроме.
11. Миниатюра из книги “Избрание Михаила Романова на царство”.
12. Иллюстрация к книге “Царство людей”.
13. Бояре. Учебник Ворожейкиной “Рассказы по родной истории”.
1. К. Рылеев “Любовью к Родине дыша”.
Литература
2. Патриарх Всея Руси Алексий II. Статья “Праздник спасения страны”, газета “Труд”,
ноябрь 2005 год.
3. Т.М. Павлюченко “Русская Смута”. Неопубликованная поэма, пос. Октябрьский, 2005
год. «Родина моя – Россия»
Сценарий праздника, посвященного Дню народного Единства и Казанской иконы
Божией Матери – 4 ноября
(Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»)
Послушать Скачать тут: Хор_Сретенского_монастыря__01__Вижу_чудное_приволье_(247)
(www.muzico.ru).mp3.html
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Ведущая:
В день примирения и согласия
Мы поздравляем всех людей
И от души желаем счастья
Святой Руси на много дней.
(ребенок читает стихи)
День рожденья Родины
Радостно мы встретим.
Солнцем все озарены –
Взрослые и дети.
Ведущая:
И мы споем Гимн нашей Родины (звучит «Гимн России» в записи, все встают,
подпевают) (Во время исполнения Гимна 4 ребенка вносят в зал Российский флаг.
Дети, которые держат флаг, читают стихи)
Гимн России в исполнении детского хора — послушать
Скачать тут (пункт 7 из списка)
1 ребенок: Россия! Россия!
Твой праздник сегодня.
2 ребенок:
И взрослый, и детский –
Праздник народный!
3 ребенок:
Куда не смотри –
И там , и тут
Все вместе:
Знамена Великой России цветут!
Ведущая (показывает цвета на флаге):
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов.
С красным цветом Россией
Добыты честь и победа!
Синяя полоса –
Цвет неба и морей,
А так же – Богородицы.
Россия – Ее удел!
Белый цвет –
В нем святость, любовь, чистота.
Мы хотим жить в дружбе
И мире всегда! (Дети выносят флаг из зала)
Инсценировка
(На сцене декорация Кремля)
картинки, которые можно использовать в качестве декораций можно скачать тут:
Вариант 1
Вариант 2
Ведущая:
Не зря на Матушку Казанскую
Был этот праздник учрежден
Ведь верной ратью христианскою
Был стольный град освобожден.
Да, ребята, много крови пролили наши отцы и деды, защищая Родину от врагов. Много
войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки .
(Звучит фонограмма боя, дети в костюмах завоевателей берут штурмом Кремль).
Послушать и скачать звуки боя можно тут
Ведущая:
Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.
Ведущая:
Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы.. Что
же делать? Слава Богу, нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Собрали они войско и пошли освобождать столицу России — Москву.
(Дети в костюмах русских воинов, с мечами и щитами , с хоругвями входят в зал. В
руках ребенка, одетого в костюм священника, – икона, которой он благословляет
войско).
В качестве доступной, но, на мой взгляд, не менее впечатляющей альтернативы,
предлагаю инсценировку устроить игрушечными солдатиками на столе!
Ведущая:
Была у русских воинов икона Пресвятой Богородицы – Казанская. Помолились они
Небесной Заступнице и пошли освобождать Кремль. Изображение иконы можно скачать тут
(молятся перед иконой , звучит песнопение «Богородице Дево, радуйся» п.5 в списке
скачать тут)
Ведущая:
Два месяца сражались русские воины и 4го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля.
Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.
(выгоняют захватчиков из Кремля, выводят из зала).
Ведущая:
Во славу Божью потрудились
И князь и просто гражданин.
Мечи ковали и молились,
Врагов в сражении не страшились,
Мир обрели на всех один.
Произошло это 4 ноября 1612 г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской
иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. В
память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный
Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героямосвободителям Кузьме
Минину и Дмитрию Пожарскому (Дети читают стихи)
Пусть знают все, на всей земле
Мир начинается в Кремле!
Ну, а по мненью малышей,
Мир начинается в душе!
Чтоб на земле исчезли войны,
В согласии, в мире будем жить,
Святую Русь хранить достойно
И верой нашей дорожить.
Мы помним прежние победы.
С любовью в праздник говорим:
«Спасибо вам, прапрапрадеды!
Мы вас за мир благодарим!»
Дети поют песню «О Родине» (полагаю ту, которая была в начале).
Ведущая:
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем.
Дети исполняют танец «Сударушка» в русских народных костюма с платками
(скачать тут).
Ведущая:
Давайте праздновать, друзья,
Согласие и дружбу.
Помиримся друг с другом мы –
Нам больше войн не нужно! (Звучит колокольный звон)
Колокольные звоны можно скачать тут
«Чудеса Казанской иконы Божией Матери»
(для родителей)
Нельзя сказать, что Казанская, как выражаются в народе, и нынешний День Народного
Единства – разные праздники. Церковь не один год добивалась восстановления
общенационального празднования 4 ноября, потому что история церковного почитания
Казанской иконы неотрывна от истории нашего Отечества.
Мы ничего не поймем в нашей собственной истории, если не будем соотносить события с
православным церковным календарем. Смысл существования государства Российского
раскрывался всегда именно этим соотнесением. Прародители наши называли отечество
Святой Русью. Нам, их потомкам, живущим в России 21 века, может слышаться в этих
словах пафос, метафора. Между тем, для предков наших, это была совершенно конкретная
реальность, воплощавшаяся в определенных событиях и символах.
С 2005 г. дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, но отмечается
всеми российскими гражданами, как « День народного единства».
Закон о наречении даты 4 ноября Днем народного единства или Днем примирения и
согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004. Изначально задумывалось
датой празднования столь значимого для всех россиян торжества, назначить 7 ноября.
Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за
долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату
празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было все же принято.
Почему же днем празднования Народного единства, примирения и согласия была выбрана
дата 4 ноября? Этот день выбирался нашим правительством, как день победы в
освободительной войне 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была
освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и
силе народа Руси, независимо от национальностей , вероисповедания и классовой
принадлежности.
Кузьма Минин был назван самим Петром 1 «Спасителем Отечества». В день победы
русского народа, царь назначил государственный праздник, посвященный Казанской иконе
Божией Матери. Но всегда в этот день вспоминали имя предводителя народного
восстания, с помощью которого Россия получила свободу и право на независимость. Этот
праздник вышел из списка обязательных и государственных после 1917 г. Но сегодня мы
вновь возвращаемся к старым традициям…
16 век был ознаменован громкой победой царя Ивана Грозного над Казанью – столицей
могучего татарского ханства. Весь русский народ ликовал т.к. долгие годы отсюда
начинались опустошительные набеги на наши земли, после которых оставались выжженные
города и деревни, а тысячи людей были убиты татарами или уводились в плен. Многие
жители Казани начали обращаться в христианство, но через несколько лет страшный пожар а
Самой Пречистой Богородице,
уничтожил половину этого большого города. Тогда татары – магометане , отрицающие веру
в Святую Троицу и почитание святых икон, стали смеяться над православной верой,
говоря, что Бог немилостив к русским, рас допустил такое ужасное бедствие. Они
радовались, а христиане горевали, понимая, что навлекли беду своими собственными
грехами, и Господь видя их искреннее раскаяние, явил по молитвам Богородицы, великое
чудо. Жил в то время в городе стрелец по имени Данила, и была у него маленькая дочка
Матронушка. Их дом сгорел, но они не унывали и на его месте начали строить новый.
Однажды во сне явилась Матроне Сама Пресвятая Богородица и сказала: «На месте
сгоревшего дома, в земле, находится Моя икона. Пойди к архиепископу и городским
воеводам и скажи им, чтобы они выкопали ее, ибо угодно Господу Моему и Мне явить
милость для укрепления людей в истинной вере». Мать сначала не поверила девочке, но
Пречистая Дева являлась Матроне еще дважды и напоминала свою просьбу. В последний
раз, предупредив, что если не исполнит девочка Ее повеление, то явится Она в другом
месте, а Матрона погибнет. Матрона со своей матерью Ефросиньей рассказали все
городскому начальству, которое тоже сначала не поверило в произошедшее. Тогда они
сами стали искать на пепелище. К раскопкам подключились и другие жители города.
Поначалу икону найти не могли, но как только копать стала сама Матрона, она сразу
вспомнила, где должна быть икона. Девочка подбежала к печке и достала сверток,
развернув его, она вынула образ Божьей Матери, который ярко сиял и выглядел так, как
будто был написан совсем недавно. Видимо, эту икону бережно спрятали под землей одни
из первых поселенцев христиан, остерегаясь безудержного гнета татар – магометан,
считавших почитание святых икон идолопоклонством. Они не понимали, что не иконам
поклоняются христиане,
чудно на них
изображенной. Владыка Иеремия и воеводы на коленях просили прощения у Божией
Матери – за маловерие. Затем владыка приказал по всему городу во всех церквах звонить в
колокола и пронести икону крестным ходом в храм Николы Тульского. После молебна в
храме Николы Тульского икона была перенесена в главный собор. По дороге , а затем в
самом соборе прозрели два слепца – Иосиф и Никита! С тех пор было замечено, что чаще
всего при Казанской иконе был врачуем недуг слепоты. А царь Иван Грозный, узнав о чуде,
велел на месте явления иконы строить женский монастырь. Матронушка с матерью стали
его первыми инокинями. Вскоре наступили тяжелые времена. Люди перестали искренно
молиться Богу. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий
— сын Ивана Грозного – был убит. В стране начались смутные времена: грабежи и
кровопролитие не прекращались. К этому добавились еще неурожай и последовавший за
ним жестокий голод. Воспользовавшись беспорядками, шведские войска захватили
Новгород, а польские – перешли границу на западе, подошли к Москве и заняли ее. Это
было Божие наказание народу за его грехи. Обычно, вспоминая 1612 год, говорят:
«освобождение Москвы от поляков». Это не совсем точно. Поляками тех интервентов
(поляки, украинцы, литовцы, венгры, немцы) называют лишь постольку, поскольку во главе
их были польские воеводы. Целью европейцев была – как можно дольше удерживать
захваченную территорию, чтобы можно было выгрести как можно больше добра. Цель
русских – поскорее вытурить непрошенных гостей. Москва находилась в руках польских
военачальников с октября 1610 года. Возмущение москвичей вылилось в вооруженное
восстание, еще в марте 1611 года, за полтора года до освобождения. Оккупанты подавили
его, разрушив Москву, чтобы у жителей не было крова над головой, и оставшиеся в живых
москвичи вынуждены были бежать из города.Но пришла осень, и в Нижнем Новгороде
староста Кузьма Минин бросил свой клич, на который откликнулись тысячи сердец
русских.Князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил новое могучее ополчение.
Примечательно, что вместе с русскими в это ополчение записывались и шли марийцы,
чуваши, коми и другие волжане и северяне – представители народов, которые еще не так давно, во время покорения Иваном Грозным Казани, выступали яростными врагами
русских. Это было очень важно, то, что они почувствовали себя теперь заодно с русскими,
осознали, что их придёт грабить просвещенная Европа. Принято называть освободителями
и победителями Минина и Пожарского, но мы православные люди, должны видеть и самого
главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им, в ту тяжелейшую годину стал
московский патриарх Ермоген.Он открыто и смело выступил против оккупантов. Он
отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. «Что вы мне
грозите? – Сказал Святейший Патриарх полякам. Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то
я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. – Вы мне
обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я уже мечтаю
пострадать за истину». Поляки заточили его в подземелье Чудова Монастыря, подвергли
пыткам. Находясь в заточении, патриарх Ермоген написал письмо, которое верные смелые
люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей,
и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу, благодаря призыву Ермогена! Поляки,
узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и
немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген скончался от голода и холода,
приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь
осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а
затем насильно обратить в католичество. Подвиг святейшего Ермогена – победа в духовной
битве над врагами, залог будущей ратной победы!Другим вдохновителем грядущей
победы, явился старец Борисоглебского монастыря, что на Устье Преподобный Иринарх
Ростовский.Минин и Пожарский двинули свои полки из Ярославля. Узнав, что ополчение
Пожарского не решается идти на Москву, изза возникших разногласий, Иринарх послал
князю Дмитрию Михайловичу просфору и благословление, а также велел передать, чтобы
тот без страха шёл освобождать столицу. Князь Дмитрий Михайлович, обрадовавшись,
двинул рати, и по пути Минин и Пожарский прибыли в БорисоГлебский монастырь, чтобы
лично получить благословление старца. Иринарх благословил их и дал в помощь свой
крест, став для них тем же, кем явился для Димитрия Донского Сергий Радонежский. В
рядах ополченцев был чудотворный список Казанской иконы Божией Матери,
принадлежавший князю Дмитрию Пожарскому. Перед решающей битвой, воины наложили
на себя 3х дневный пост и с плачем взывали пред чудотворной иконой к Небесной
Заступнице. И их молитвы были услышаны. Войска, шедшие из Польши на помощь тем, что
находились в Москве, были разгромлены. Окончательно, Кремль был взят 4 ноября 1612
года.Освобождение Москвы от иноземцев осенью 1612 года стало началом освобождения
Отечества нашего, пережившего страшные, неимоверно тяжелые, годы смутного времени.
Отсюда началось восхождение русской государственности к сияющим Имперским
вершинам. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут
прекрасный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Избранный в 1612 году новый
царь Михаил Федорович Романов, установил ежегодно 21 июля по новому стилю
праздновать обретение иконы, а 4 ноября – избавление Москвы от поляков.
Пресвятая Богородица, через свой чудотворный Казанский образ, ещё не раз помогала
нашему Отечеству.
Перед Полтавской битвой Пётр 1 велел носить Казанскую икону Богородицы перед
полками, и сам молился со слезами, умоляя Небесную Царицу о помощи. Непобедимая
армия шведов была разгромлена!
А в 1812 году Богородица даровала победу нашим воинам над армиями Наполеона.
Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование над русскими войсками, долго молился перед чудотворным образом Богородицы в Казанском соборе, что в Петербурге. И
вот, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска
одержали первую победу. В этот день выпал первый снег, и начались сильные морозы, так
губительно повлиявшие на французов, не привыкших к жестокому холоду. С этого дня,
армия неприятеля стала таять, и началось отступление французов, перешедшее в
паническое бегство.
Еще более чудные дела были сотворены Богородицей совсем недавно – во время Великой
Отечественной войны 19411945 годов. Прорыв блокадного кольца Ленинграда произошёл
после крестного хода по городу с Казанской иконой Богородицы. Сталинградская битва
окончилась победой наших солдат, у которых тоже находилась Казанская икона
Богородицы. Киев был освобождён нашими войсками 4 ноября. Всех чудес не перечислить!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
"День народного единства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.