Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области бюджетное образовательное учреждение «Школа №39 «Центр физико-математического образования»
ТЕМА ПРОЕКТА:
Деньги – универсальное средство обмена.
Работа выполнена
учеником 2 А класса
школы №39 г. Рязани
Грызуновым Арсением
Руководитель проекта:
учитель Тыртышная Анастасия Михайловна
РЯЗАНЬ 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………...….3
Основная часть…………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………….…..7
Список литературы……………………………………………………8
Введение
Актуальность (слайд 2) темы заключается в том, что понятие деньги, товар, обмен, бартер, покупка, продажа, являются значимыми понятиями для финансовой грамотности каждого человека.
Цель работы - познакомиться с первичными экономическими представлениями о деньгах, зачем они нужны и в чём их ценность в жизнедеятельности общества. Формирования финансово грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
1) изучить историю денег;
2) выяснить их предназначение;
3) вызвать интерес к вопросам финансовой грамотности.
Основная часть
В древности денег не было, люди просто обменивались между собой разными вещами (слайд 3). Позже в качестве денег стали использовать разные ценности – например быков или оленей. У ацтеков деньгами были какао бобы, а у монголов – спрессованный в кирпичики чай.
Около 3 тыс. лет назад появились первые монеты. Их предшественниками были золотые и серебряные кольца, железные бруски.
На Руси чеканить монеты начали в 10 веке. Их изготавливали на кружках, вырубленных из металлических листов. Во времена монгольского нашествия выпуск монет на Руси прекратился. Роль денег выполняли серебряные слитки – гривны (отсюда название гривенник). Чтобы уплатить часть гривны, её нужно было разрубить. Так появилось слово «рубль».
В 16 веке при Иване Грозном на русских монетах изображали всадника с копьем. В народе их прозвали «копейками». Сначала монетки чеканили кузнецы из серебра, но они получались все разные, не ровные. Уже позже монеты стали чеканить в специальных места – монетных дворах (слайд 4). По прошествии времени деньгами стали золото и серебро. А вот бумажные деньги появились значительно позже. Это было в Китае в 7 веке. В России их стали чеканить при Екатерине 2. Сейчас на смену бумажным деньгам и монетам приходят более совершенные средства оплаты – в первую очередь это «электронные деньги».
Разные страны мира используют разные деньги (слайд 5). Иностранные деньги называют валютой. Их стоимость регулируют Центральные банки. Они определяют курс, т.е. цену одной валюты, выраженную в другой валюте. Деньги разных страх могут стоить по-разному. Чем больше людей покупают валюту, тем больше она стоит . А вот банк – это специальное место, где люди хранят, обменивают, одалживают и вкладывают деньги. Банкноты (купюра) – это бумажные деньги. Бумагу делают особую – из хлопка. Подделку банкнот затрудняют специальные системы защиты, например, металлические ленты и водные знаки. Изготовление фальшивых денег (подделка) считается серьезным преступлением.
Чтобы получить деньги (доход), нужна работа и профессия (слайд 6). После школы дети выбирают чем хотят заниматься в будущем, и, выбрав профессию, продолжают учиться дальше. Образование помогает получить знания и навык будущей профессии. Ведь от опыта и знаний зависит зарплата, т. е. деньги, которые он получит за труд. В тоже время доход может быть не только от зарплаты. Есть, например, специальные выплаты государства такие как пенсия для пожилых людей и стипендия для студентов. Ещё можно оформить вклад, купить ценные бумаги и, получать доход от сбережений.
Расходы – это сумма затрат, например на питание, транспорт, жилье, отпуск, лечение, обучение и т.д. У каждой семьи как правило есть доходы и расходы. Получив доход стоит сначала подумать о сбережениях, а потом планировать расходы. Такое планирование называют составлением бюджета (слайд 7).
Если собственных средств не хватает, можно обратиться в банк и взять деньги в долг у банка., т.е. оформить кредит. Кредит нужно вернуть вовремя и заплатить проценты за использование денег. Чаще люди берут кредиты для крупных покупок, например, автомобиля или квартиры. Поэтому, прежде чем взять кредит, нужно подумать, сможешь ли ты вернуть не только деньги, которые брал в долг, но и проценты за их использование.
Монеты и банкноты, которыми мы пользуемся, называются наличными деньгами. Если открыть счет в банке, это намного удобнее и надёжней. Человек получает банковскую карту и может расплачиваться с её помощью. Такой вид оплаты называется безналичным. Это удобно, не нужно носить с собой наличные деньги, которые можно потерять. Их вам вряд ли кто-то вернёт. А в случае потери банковской карты, владелец может позвонить в банк и заблокировать её. С помощью карты легко оплачивать покупки через Интернет, но при этом с карты легко снять наличные деньги в банкомате.
Карты делятся на дебетовые и кредитные (слайд 8). На дебетовой карте хранятся собственные деньги. К карте привязан личный счет в банке. А на кредитной карте находятся деньги банка, которыми он дает право пользоваться. Это сумма называется «кредитный лимит». Чтобы защитить средства на карте есть ПИН – код. Он нужен для того, чтобы картой не смогли воспользоваться мошенники.
Монеты и бумажные деньги очень многое могут рассказать от истории страны, где их выпускают. Любой человек может собрать коллекцию монет (слайд 9). Наиболее интересны тематические коллекции, например с изображением кораблей, деревьев, птиц и т.д. Золотые монеты редки и очень дороги. А монеты из недрагоценных металлов может купить каждый.
В моей коллекции имеются разные монеты с изображением городов РФ. Есть юбилейная монета, которую выпустили в честь Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Изучением монет занимается нумизматика, а бумажные деньги изучает бонистика.
На основании вышесказанного (слайд 10) можно сделать вывод, что деньги – это основа торговых операций и на деревенском рынке, и на международной бирже. Они являются универсальным средством обмена, что позволяет покупателю и продавцу прийти к согласию, не прибегая к бартеру. Деньги обладают рядом свойств, например общепризнанностью, износостойкостью, их сложно подделать. В старинные времена купцам приходилось возить по свету тяжелые сундуки с золотыми и серебряными монетами. Сейчас, даже международные расчеты ведут с помощью безналичных денег.
Если люди смогут отказаться от использования монет и банкнот, это снизит риск распространения ряда инфекционных заболеваний, таких как кишечная палочка, пневмококк, коронавирусная инфекция. А если отказаться от пластиковых карт и перейти на бесконтактную оплату с помощью мобильного приложения, можно помочь природе, ведь пластик разлагается более 400 лет.
Список литературы
(слайд 11)
1. Крибб Джо «Деньги». Москва СЛОВО/SLOVO 1999г.64с.
2. Рахилин Валентин «Деньги России» Москва СЛОВО/SLOVO 2001г. 48с.
3. Исупова О.Н., Козлова А.А., Лангер М.А., Половникова А.В., Рутковская Е.Л., Рыченкова Г.В., Штыльман Н.В. «Введение в финансовую грамотность. Учебное пособие для начальной школы подготовлено по заказу Банка России», 96с.
4. Чудакова Н.В., Громов А.В. «Я познаю мир. История.» ООО «Издательство АСТ».2001г.510с.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.